16 мая 2023 г.

Компания F.A.С.С.T. оценила рынок интернет-пиратства в России в 2022 году в 45 млн долл. — за год нелегальные распространители видеоконтента растеряли 10% своих доходов, а число пиратских доменов сократилось почти в два раза. Эксперты видят причины в успешной блокировке пиратских сайтов, на которых демонстрировались антироссийские ролики, а также в уходе из страны теневых спонсоров пиратства. Тем не менее интерес зрителей к пиратке все еще высок: впервые доля мобильного трафика на нелегальные кинотеатры достигла 60% — пиратские фильмы и сериалы предпочитают смотреть на смартфоне.

Ежегодно в течение последних 8 лет команда аналитиков Digital Risk Protection выпускает исследование по динамике, трендам и объему российского рынка Интернет-пиратства. Согласно подсчетам специалистов, доходы интернет-пиратов продолжают падать уже пятый год подряд. В 2019 году объем рынка нелегального видеоконтента составлял 63 млн долл., в 2020 году — 59 млн долл., в 2021 году — 50 млн долл., в 2022 году сократился еще на 5 млн долл. до 45 млн долл.

На волне повестки и мобильного трафика

В целом в 2022 году число обнаруженных пиратских страниц с русскоязычным видеоконтентом сократилось с 119,4 тысяч в 2021 году до 69 тысяч ресурсов. При этом впервые за многие годы доля мобильного трафика на пиратские ресурсы в 2022 году достигла 60% — нелегальный контент больше смотрят со смартфона, чем с компьютера.

По мнению экспертов F.A.С.С.T., геополитические события оказали существенное влияние на рынок онлайн-пиратства. Как минимум на трех крупных пиратских CDN-плеерах, которые встроены на 80% всех русскоязычных сайтов с нелегальным видеоконтентом, демонстрировались антироссийские рекламные ролики. Это привело к отказу от работы с ними части пиратов из России, а также к оперативному выявлению и блокировке страниц с подобным содержанием со стороны российских регуляторов.

Куда пираты держат курс?

Основными источниками доходов онлайн-пиратов по-прежнему остается реклама онлайн-казино и букмекерских контор. Однако из-за ухода в прошлом году с российского рынка нескольких букмекеров, а также из-за сложности финансовых переводов между странами, средний показатель CPM (Cost-Per-Mille, цена за 1000 показов в рекламной кампании) на пиратских ресурсах упал на 18%. Изменения произошли и в среде CamRip-группировок, которые организуют процесс нелегального копирования кинопремьер, перевода и озвучки, монтажа рекламных роликов. Одна из крупных CamRip группировок, специализировавшаяся ранее на нелегальном копировании, озвучке и распространении фильмов на территории России, наладила новые цепочки производства контента за рубежом.

По оценкам аналитиков F.A.C.C.T., снижение доходов рынка онлайн-контрабандистов происходит в условиях растущего спроса на легальный видеоконтент: в 2022 году российские зрители активнее смотрели фильмы и сериалы на легальных платформах, по сравнению с 2021 годом. Но если трафик на пиратские порталы вырос на 6%, то у легальных стриминговых видеосервисов он увеличился на 15%.

«Вопреки опасениям индустрии, с уходом западных правообладателей в 2022 не произошло кардинального роста активности пиратских ресурсов. В силу улучшения процессов мониторинга и устранения нарушений, ухода части серых и нелегальных рекламодателей, появления механизма быстрого удаления ссылок в поисковой выдаче, отказа от части CDN-плееров пираты так и не дождались „попутного ветра“, — комментирует Станислав Гончаров, директор по развитию бизнеса Digital Risk Protection компании F.A.С.С.T. — Мы видим, что существующие инструменты позволяют сократить количество нелегальных источников видеоконтента и ограничить доступ пиратского контента к зрителям».

Напомним, что в рамках сотрудничества с «Бюллетенем кинопрокатчика» компания F.A.С.С.T. ежемесячно готовит рейтинги самых пиратируемых в России фильмов. За 4 месяца 2023 года самым популярным у пиратов фильмом оказался долгожданный сиквел Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды». На втором месте — «Человек-муравей и Оса: Квантомания». На третьем — «Аферисты». И замыкает Топ-5 самых популярных у пиратов киноновинок лидер февраля «Чебурашка» и фильм «Меню».

Источник: Пресс-служба компании F.A.С.С.T.