4 сентября 2023 г.

Продажи компьютерных мониторов в РФ в последние полгода находились на достаточно неплохом уровне: так, в мае, по данным ITResearch, в стране было реализовано 262 тыс. таких устройств на сумму в 60 млн долл.; примерно на 50 тыс. единиц больше, чем в апреле, и примерно столько же, сколько в марте. Лидирующая группа вендоров, указывают аналитики, осталась прежней, — это Acer, AOC, MSI и Philips (по числу проданных аппаратов). При этом наряду с увеличением поставок зарекомендовавших себя марок на рынке активно появляются всё новые бренды, благодаря чему год к году рост продаж мониторов в количественном выражении достиг в мае 113%. Однако стоит ли воспринимать эти безусловно позитивные показатели как свидетельство хотя бы среднесрочного тренда на повышение?

Смешанные чувства

На взгляд Григория Свердликова, генерального директора компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ), мониторный сегмент российского ИТ-рынка по итогам 2023 г. вряд ли продемонстрирует положительную во всех отношениях динамику: «Возможно, рост будет в рублях, но не в штуках и не в долларах. Сейчас никто не может нормально оценить происходящее с рынком. Появляется много разных нетрадиционных брендов. Куча маршрутов из разных стран. Куча новых игроков. Сейчас многие что-то возят и производят, — не только традиционные дистрибьюторы. Неоткуда брать информацию по рынку. Думаю, это будет продолжаться ещё год».

erid: Kra23fPDD

Мониторы IRBIS коммерческой серии

В августе 2023 года мониторы IRBIS коммерческой серии были зарегистрированы в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Появление мониторов IRBIS в реестре сделало их доступнее для использования в государственном секторе и позволило принимать участие в закупках для объектов критической информационной инфраструктуры.

Все мониторы линейки IRBIS SmartView 24 безрамочные, с диагональю 24 дюйма, IPS-матрицей, яркостью 250 кд/м². Мониторы оснащены всеми необходимыми для работы разъемами: VGA, HDMI, DP, USB, USBC-C, Power Jack, Audio Output (в зависимости от модели). Стоит обратить внимание, что разъем USBC-C обладает мощностью 65W для полноценной работы с носимыми устройствами — ноутбуками, планшетами, телефонами. Для подключения прочих периферийных устройств (клавиатуры, мышки, флеш-накопители, HDD) и их зарядки у мониторов IRBIS SmartView 24, в зависимости от модели монитора, предусмотрены два дополнительных порта USB 2.0 Type-A. Подставка монитора позволяет регулировать наклон экрана и высоту для наиболее комфортной работы. Также модели оснащены встроенной акустической системой.

На всю линейку производителем предоставляется гарантия три года. Авторизованные сервисные центры IRBIS — а их более 240 в РФ, Казахстане и Белоруссии — обеспечивают всестороннюю техническую поддержку.

Мониторы серии IRBIS SmartView 24 доступны для заказа как со склада официального дистрибьютора Treolan в Москве, так и под заказ с минимальными сроками изготовления. Treolan предлагает партнерам посетить демозал IRBIS в своем офисе, а также воспользоваться возможностью тестирования оборудования из демофонда компании. Дистрибьютор обеспечивает партнеров информационной и рекламно-маркетинговой поддержкой, проводит необходимое обучение по продукту и оказывает помощь в тендерах«.

Реклама ООО «Треолан», ИНН: 7736313319

Как сообщил нашему изданию представитель компании MMD, поставляющей мониторы под брендами AOC и Philips, значительный рост продаж мониторов (в сравнении с поставками настольных ПК, например) связан с тем, что мониторы нередко покупают не только как часть автоматизированного рабочего места в комплект к новому системному блоку — но и просто при наличии такой возможности у потребителя; при желании приобрести более продвинутую модель, и в особенности это касается игрового сегмента, где новинки появляются на рынке постоянно. «Тем не менее, у нас нет ожиданий относительно роста рынка по итогам года, — оговаривается эксперт. — Первое полугодие действительно показывает рост объёмов год к году, однако — на наш взгляд — это больше техническая история, связанная с тем, что идёт сравнение с малой базой прошлого года в период с марта по июнь, вызванной дефицитом товара в этот период 2022 года, обусловленным разрушением цепочек поставок, существовавших на тот момент».

Реальный спрос на рынке в 2023 году, продолжает представитель компании MMD, является достаточно слабым: «И чем дальше, тем очевиднее это будет становиться в сравнении с прошлым годом, так как примерно с августа 2022 по мере восстановления цепочек поставок и возвращения основных игроков (и появления большого количества новых) отложенный рыночный спрос наконец начал удовлетворяться, чего мы никак не можем ожидать сейчас. Кроме того, нестабильный падающий курс рубля, а также общая экономическая ситуация, сложившаяся к настоящему моменту, не способствуют росту реального спроса (или хотя бы прекращению его падения). По нашим ожиданиям, общая динамика рынка по итогам всего года, с большой долей вероятности, будет негативной».

Ильдар Вагизов, коммерческий директор ICL Техно, связывает взлёт российского рынка мониторов в первом полугодии в сегменте B2В с обновлением продуктового портфеля российских производителей, недавно появившихся на рынке: «Линейки мониторов становятся всё шире, что увеличивает интерес заказчиков и, как следствие, их стремление протестировать новинки и обновить парк устаревшей техники иностранного производства».

В то же время Сергей Шевелев, ведущий бренд-менеджер Digma и Digma Pro, отмечает отмечает значительную положительную динамику поставок своей продукции: «В количественном выражении за первое полугодие отгрузки мониторов под брендом Digma выросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2022. Мы это связываем с глубокой проработкой продуктового портфеля и формированием актуального ассортимента. Да и бренд присутствует в категории сравнительно недавно, поэтому высокую динамику связываем со всё более глубоким проникновением нашей продукции в новые каналы продаж. Да, рынок остаётся под значительным влиянием курсовой разницы валют, и скачки курса будут влиять на динамику продаж во втором полугодии. Но мы ожидаем завершения года со значительным плюсом. Разнонаправленная же динамика с рынком традиционных ПК обусловлена изменением способа применения мониторов. Потребители стали чаще ставить по два монитора на один компьютер или дополнять ноутбуки дополнительным экраном. Так что можно сказать, что мониторы уже не так сильно, как прежде, привязаны к ПК».

«В настоящее время продажи мониторов не связанны на 100% с продажами ПК, — соглашается представитель именитого тайваньского вендора. — Мы можем отметить, что многие пользователи покупают монитор не только для ПК, но и для ноутбука. Кроме того, всё больше людей приобретают дополнительный монитор в качестве второго или даже третьего экрана к уже существующей системе. Мы считаем, что это связано с трендом на многозадачность».

Структурные изменения

Распределение мониторов по различным категориям — предназначениям, экранным диагоналям, типам матриц и т. п. — остаётся в целом сегодня прежним, если сравнивать с периодом до 24-го февраля 2022 г. Единственное, на что обращает внимание Григорий Свердликов, — это развитие импортозамещения для государственных структур: «В этом сегменте будет рост, но не безумный — и достаточно рисковый. Так как пока никто не может оценить потребности, вероятно перепроизводство реестровых мониторов. Как сейчас уже есть переизбыток телевизоров российских и „околороссийских“ марок».

«Мы не видим существенного изменения структуры рынка, кроме той, что вызвана естественными причинами, — подтверждает представитель компании MMD. — В сегменте бюджетных устройств с диагоналями 22 дюйма и менее мы наблюдаем падение спроса уже достаточно давно, этот процесс начался ещё до 2022 года — и сейчас приходит к логическому завершению и вытеснению таких мониторов в нишевые сегменты. Вызвано это исключительно ценовой эрозией в соседнем сегменте (23,6-23,8): разница в цене между мониторами 23,6 и 21,5 дюйма постоянно уменьшается, что ведёт к логичной каннибализации смежного сегмента. По мере же снижения средней цены на крупноэкранные мониторы с большим набором различных полезных функций и характеристик растёт их доступность — и соответственно, платёжеспособный спрос на них. Однако падение долларовых цен сейчас, к сожалению, нивелируется ослаблением курса национальной валюты, что негативно воздействует на спрос».

Эксперт указывает также, что игровые мониторы были и остаются основным драйвером роста: «Однако и тут уже наблюдаются явные признаки насыщения рынка. В этом году мы наблюдаем тенденцию активного появления в игровом сегменте производителей третьего эшелона, а также бурное развитие продаж продукции под собственными торговыми марками у федеральных сетей и крупнооптовых компаний (чего ранее не случалось) — поэтому, к сожалению, есть все основания полагать, что и в этом сегменте рост продаж остановится в самое ближайшее время. Что касается изогнутых панелей, то на нашем рынке популярность таких мониторов всегда была достаточно ограниченной. Серьёзные игроки выбирают профессиональные модели, которые в большинстве случаев построены на плоской матрице. А широкий круг потребителей, которые ищут для себя бюджетные игровые решения, скорее выберут тоже плоские мониторы, в том числе и потому, что в малых диагоналях изогнутый экран не имеет особого практического смысла, а крупные мониторы остаются доступными не для всех в силу ценового фактора, а также в силу ограниченности свободного пространства в квартирах. Мониторы же со сверхвысокой частотой обновления были и остаются нишевым сегментом, ориентированным на узкий круг потребителей — профессиональных и полупрофессиональных игроков, способных оценить преимущества таких мониторов, ну и фактор цены тоже не следует сбрасывать со счетов».

Представитель тайваньского вендора соглашается с тем, что мониторов с небольшой диагональю (21,5 дюйма и менее) будет становиться всё меньше и меньше на российском рынке: «В то же время мы видим, что доля 27-дюймовых мониторов неуклонно растёт. Доля моделей премиум-класса также будет расти, но здесь всё зависит от того, удастся ли стабилизировать предложение в этом сегменте».

«Структура сегмента постоянно меняется, — утверждает Сергей Шевелев. — Сейчас я вижу несколько трендов. Во-первых, TN-матрицы окончательно вытесняются более качественными IPS и VA-панелями. Во-вторых, потребители чаще выбирают широкие диагонали, при этом устройства с диагональю 27 дюймов и больше становятся всё более востребованными. Далее, чёткость изображения становится также важна: люди хотят такого же высокого разрешения на стационарном дисплее, как на смартфоне или ноутбуке. Отдельно стоит сказать про сегмент игровых моделей. В нем продолжается рост запросов на мониторов с высокой частотой обновления — 165 Гц и выше. Покупатели всё больше обращают внимание на дополнительные функции: регулируемые подставки, большой пул разъёмов для подключения, в том числе и периферии. Есть тренд на изогнутые панели, которые наиболее востребованы в ультрашироких мониторах с соотношением сторон 21:9 и более».

Стандартные 22-дюймовые мониторы постепенно теряют свои позиции, — на это также указывает Ильдар Вагизов: «За последние три года наблюдается увеличение спроса по продукции с диагональю 24 и 27 дюймов. Речь идёт как о моноблоках, так и о мониторах. В ноутбуках такого роста не наблюдается, т. к. ключевое свойство этих устройств — мобильность».

Преодоление обстоятельств

С какими сложностями сталкиваются сегодня импортозамещающие производители мониторов в России? Ведь здесь, как и в случае с компьютерами/серверами, достаточно велика значимость комплектующих, изготовление которых на территории страны пока не налажено (и крайне трудно сказать, когда окажется налажено в принципе).

«Слишком активное внимание и завышенные ожидания могут сделать рынок перегретым», — лаконично предупреждает Григорий Свердликов.

Сергей Шевелев развивает мысль; по его мнению, основная проблема, с которой сталкивается большинство российских брендов, — зацикленность на самых распространённых решениях, которые и так есть у всех: «Поэтому мы и наблюдаем такое перенасыщение в сегменте офисных мониторов, преимущественно в диагонали 24 дюйма, а остальные сегменты остаются нетронутыми. Лишь некоторые производители могут предложить широкий ассортимент продукции, способный покрыть наличный спрос. Рынок ждёт хороших устройств: от бюджетных офисных моделей — до игровых с расширенными характеристиками и решений для профессионалов с высоким уровнем цветопередачи».

«Мы как компания с 32-летним опытом менее подвержены турбулентностям, — констатирует Ильдар Вагизов. — А следовательно, и „стандартным“ проблемам производителей, недавно вышедших на отечественный рынок. Осенью этого года у компании открывается масштабное производство объёмом до 1 млн. готовых изделий в год, и среди прочего на новом заводе будет производиться несколько линеек мониторов: диагональю 23,8 и 27 дюймов: с регулируемыми подставками, внешним и встроенным блоком питания. Подводя итог, хотелось бы добавить, что каждый производитель мониторов в России может использовать свой собственный набор стратегий и методов, чтобы преодолеть вызовы, — условия, которые создают текущие тенденции импортозамещения, и поддержка со стороны государства всячески этому способствуют».

Торопиться не надо

Продолжающееся де-факто присутствие в России формально ушедших из страны вендоров на первый взгляд должно конфликтовать со стремлением импортозамещающих поставщиков мониторов удовлетворить наличный и будущий спрос на эти устройства по всем направлениям — от базовых офисных моделей до дисплеев для серьёзного гейминга и профессиональных инженерных, видео- и графических работ. Однако, уверен Григорий Свердликов, поскольку импортозамещенные мониторы востребованы в основном в госсекторе, параллельный импорт им не мешает: «Могу точно сказать, что нигде дефицита не будет. Наша компания готова предоставить мониторы, как занесённые в реестр российской продукции („Бештау“, IRBIS; может быть, появятся и другие), так и нереестровые различных торговых марок. Паники, что всё закончится — какая была в прошлом году, — не случится. А российские марки надо медленно и упорно популяризировать. Это процесс долгий. И не надо пытаться охватывать необъятное: всё будет происходить постепенно. Скажем, для серьёзного гейминга в нашей компании не будет российских мониторов в ближайшее время, — так как это направление не является основной потребностью в нашей стране».

По замечанию Ильдара Вагизова, в последние годы российские компании активно развивали собственные производственные мощности и технологии, в результате чего стало возможным создание качественных и конкурентоспособных продуктов: «В качестве примера: ICL Техно за текущий год реализует более 60 тыс. мониторов, треть из которых планируется внести в реестр Минпромторга. В целом у отечественных производителей есть потенциал, при условии активных инвестиций в качество продукции, развитие брендов, расширения дилерской сети и сервисного обслуживания, конечной целью которого является завоевание доверия потребителей».

Нынешний спрос на мониторы легко может быть удовлетворён оставшимися классическими мониторными вендорами даже без привлечения импортозамещающих компаний и нескольких десятков китайских компаний третьего эшелона, также пришедших на российский рынок во второй половине прошлого года и активно на нём с тех пор работающих, — в этом убеждён представитель компании MMD: «Если говорить про импортозамещающие компании, то вряд ли они могут составить конкуренцию профильным вендорам в широком канале и розничном сегменте, они просто в силу объективных причин не способны обеспечить соответствующий конкурентоспособный уровень соотношения цены и качества. Это всё же проекты, созданные под специализированные государственные закупки с ограничениями по участию иностранных производителей, доля которых хотя и постоянно растёт, тем не менее остаётся небольшой относительно общего объёма рынка».

Параллельный импорт, указывает эксперт, мешает всем участникам рынка: «Так как такие поставки зачастую лишены логики, нестабильны по цене и ассортименту. Но в случае, когда такие поставки попадают на рынок по низким ценам, они существенно влияют на спрос, так как фактор сохранённого потребительского доверия уже не играет такой существенной роли — как минимум в бюджетном сегменте. А что касается развитой сети техподдержки и сервис-центров, то очевидно, что для серого импорта этот набор услуг от вендора недоступен. Однако далеко не все потребители (как физические лица, так и организации) обращают на это внимание, иногда сознательно жертвуя доступностью услуг ради привлекательной цены. Думаю, что через какое-то время мы столкнёмся с волной жалоб и обращений потребителей, которые обнаружат невозможность ремонта устройств, ввезённых в Россию неофициально, — но пока ещё это не очень заметно на общем фоне».

«Мы бы не сказали, что новые производители мониторов смогут полностью заменить традиционные А-бренды, — сомневается представитель тайваньского вендора. — Из статистики видно, что в Топ-5 всегда присутствуют компании категории А. Это означает, что для потребителей по-прежнему важна ценность бренда. Тем более, ни один из этих новых вендоров пока не вывел на рынок продукт с уникальным дизайном/технологией. Только тот, кто предлагает инновации, послепродажное обслуживание и полный ассортимент — от простых офисных моделей до настоящих игровых и даже профессиональных, — сможет завоевать репутацию и удержаться на рынке: независимо от того, в каких условиях он находится сейчас — и будет находиться в будущем».

Рынок российских мониторов ещё только зарождается, напоминает Сергей Шевелев, — при этом «сила бренда» ушедших игроков остаётся высокой, но объёмы поставок в рамках параллельного импорта снижаются: «Падение курса рубля также значительно уменьшило число тех, кто готов купить продукцию А-брендов. Это открыло окно возможностей для локальных брендов и китайских производителей. Российские игроки уже способны удовлетворить в большей степени спрос на мониторы. Примером может служить наш бренд с ассортиментом „на любой вкус“».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News