5 декабря 2000 г.
Как в России обстоят дела с реальным аппаратным импортозамещением? Дело явно сдвинулось с мёртвой точки, и не в последнюю очередь благодаря дистрибьюторам нового поколения и аффилированным с ними структурам, которые помогают вендорам «получать прописку» (onboarding) на территории страны. Так, компания VVP Tech, одна из крупнейших фабрик по производству электроники в России, управляет двумя промышленными площадками — в Московской и Калужской областях — общей площадью свыше 250 тысяч кв. м, на которых в совокупности можно изготавливать до 10 млн устройств каждый год; в том числе и по линии онбординга.
Константин Десслер, генеральный директор VVP Tech, рассказал о том, насколько стремительно меняется сегодня рынок электроники, как устроена экосистема полного цикла производства, что происходит под капотом современных фабрик и какие решения позволяют брендам уверенно масштабироваться, как организуется взаимодействие производителей с каналом продаж и доставки продукта до конечного потребителя. Интервью было записано в рамках программы «Точки над iT» — совместного проекта IT Channel News и видеоканала Global Digital Space.
IT Channel news: Как бы вы сами определили с позиции генерального директора, что такое VVP Tech сейчас?
Константин Десслер: Хороший вопрос, и ответ я начну с определения того, что такое VVP Group. Не углубляясь в этимологию названия, отмечу, что компания VVP существует с 1993 года — и долгое время была дистрибьютором сотовых телефонов. Но в последние несколько лет мы развились в достаточно большой, солидный холдинг, который включает в себя множество разных проектов.
Мне лично по душе такая формулировка: VVP Group — это дистрибьютор нового поколения. Мы прекрасно понимаем, что роль дистрибьютора в последнее время очень сильно изменилась: если раньше часто встречались специализированные дистрибьюторы (сотовых телефонов, ноутбуков, телевизоров и т. п.) и такие же реселлеры, то со временем произошла определённая синергия этих направлений. Традиционный ИТ-канал стал заниматься бытовой техникой и наоборот. В результате в одном и том же магазине можно приобрести и стиральную машинку, и плашку памяти для ноутбука, и никого это не смущает.
Параллельно менялась и роль дистрибьютора: если раньше он был некой финансово-логистической структурой, то сейчас партнёры и рынок в целом требуют от него чего-то большего. VVP Group, как я уже сказал, — дистрибьютор нового поколения, который реализует, позволю себе этот нерусский термин, онбординг вендора, то есть предлагает производителю сложной техники определённый набор услуг с тем, чтобы помочь ему дотянуться до российского потребителя. Услуги эти — товарная логистика и распределение доставленных единиц товара по точкам продаж (маркетплейсы, традиционный ритейл), — но не только они. Мы видим, что в последнее время по всему миру, не только в России, происходит спрямление дистрибьюторских цепочек: производитель — маркетплейс — конечный потребитель. А значит, традиционные «дистрибьюторские» функции берут на себя другие игроки рынка. Тем не менее мы понимаем: чтобы китайский или турецкий вендор дотянулся до российского покупателя, необходимо создать ему максимально удобные условия.
И вот поэтому мы предлагаем онбординг, в который помимо дистрибуции входит и налаживание локальных производств. Мы можем привести сюда компонентную базу и собрать продукт — тем самым сократив логистические цепочки, снизив затраты и значительно уменьшив time to market для таких, например, габаритных продуктов как крупная бытовая техника или телевизоры. Вдобавок такой подход соответствует наметившейся в последнее время тенденции: со стороны потребителя — а вовсе не только госрегулятора — крепнет запрос на локализацию производств.
Так вот, возвращаясь к вашему вопросу: VVP Tech — это та часть VVP Group, которая предоставляет услугу локальной сборки.
IT Channel news: Верно ли будет сказать, что к вам приходят зарубежные ИТ-компании, чтобы вы налаживали здесь выпуск их продукции?
К. Д.: Короткий ответ — «да». А длинный заключается в том, что локальное производство на наших мощностях — лишь один из того набора сервисов, который мы предоставляем. Помимо этого мы занимаемся, скажем, удешевлением продукта, оптимизацией логистики. Вот недавно стало известно, что с 1 сентября 2026 года будет введён дополнительный промышленный сбор на радиоэлектронные компоненты. И, понятное дело, продукция, изготовленная за пределами России, вырастет в цене для конечного потребителя. А значит, те устройства формально зарубежных вендоров, что произведены у нас, таким сбором облагаться не будут — и в результате станут доступнее для российского потребителя даже в отсутствие фактического импортозамещения. Здесь, конечно, есть свои тонкости: мы пока не можем конкурировать по цене в сегменте сложных технологических продуктов, которые в больших объёмах изготавливают на роботизированных предприятиях в КНР. Но в прочих случаях — при производстве устройств, где все еще велика доля ручного труда, наша продукция становится всё более конкурентоспособной, так как себестоимость единицы китайского товара неуклонно растёт: вводятся дополнительные экологические сборы, выше становится уровень оплаты труда, снимают льготы на электроэнергию и т. п.
Глобально в рамках нашего производства я выделяю 4 бизнес-юнита. Есть направление крупноузловлой высокотехнологичной сборки — например, телевизоры, профессиональные видеопанели, мультимедиа, компьютеры, ноутбуки. Второе направление — SMD, поверхностный монтаж на печатных платах: эти линии работают не только для вычислительной техники, но и для автомобильного производства. Далее — локализация производства крупной бытовой техники. И, наконец, производство разнообразных пластиковых изделий: у нас достаточно мощный парк экструзионных машин, которые могут выпускать широкий ассортимент позиций — от каких-нибудь маленьких заклёпочек и вплоть до таких крупногабаритных деталей как бамперы для больших автомобилей.
IT Channel news: Каковы стратегические цели вашего бизнеса? Есть ли у вашего производства некая миссия?
К. Д.: Я не сказал бы, что это именно миссия, но большая задача есть, а именно — уже в ближайшее время стать максимально продвинутым производством сложных цифровых решений, таких как телевизоры и крупная бытовая техника, — с тем, чтобы сократить time to market для наших партнёров, снизить себестоимость. Чтобы в течение
IT Channel news: Что придаёт вашему бизнесу устойчивость и позволяет строить такие масштабные планы? Уверенность в своих технологиях, культуре производства?
К. Д.: Устойчивыми нас делает то, что мы являемся, как я уже сказал, частью дистрибьютора нового типа — и можем предоставлять вендорам полный спектр услуг: подобрать и привезти компонентную базу, доработать на основе сэмпла технологию выпуска готового продукта, произвести его с достаточно глубокой степенью локализации. А после и продать, причём разными путями: через маркетплейс, через традиционного дистрибьютора, через фирменную вендорскую розницу.
Пример — Dreame, один из любимых наших поставщиков; большая китайская корпорация, которая начала глобальное производство своих телевизоров именно с российского рынка. И к ним пришёл успех: благодаря совместной работе китайского офиса и наших инженеров стартовал новый проект, и теперь телевизоры этого бренда производятся и в том же Китае, и по всему миру. НИОКР для Dreame произвела достаточно мощная команда специалистов, работавших прежде у ключевых китайских производителей телевизоров, таких как Skywars, TCL, Hisense. Они разработали действительно очень удачный модельный ряд — но производство его началось именно здесь, в России, которая рассматривается как важный рынок. Этот проект позволяет нам говорить о мультипликации полученного опыта; задумываться над тем, как производить под этим брендом какие-то другие продукты помимо телевизоров, ведь у Dreame есть своя фирменная розница.
IT Channel news: Какие технические решения, какое оборудование сегодня формируют костяк вашего производства?
К. Д.: Самое ценное, наверное, — это SMT-линии поверхностного монтажа радиодеталей на платы. В дополнение к уже действующим семи SMT-линиям собираемся запустить ещё несколько. У нас есть для этого действительно хорошее оборудование, которого в России не так много, — плюс есть кому на нём работать; это высокомотивированная команда, которую нам удалось сохранить в период турбулентностей последних нескольких лет. Далее — сборочные и испытательные линии. В результате мы можем производить до 10 миллионов единиц продукции в год.
И это осмысленная стратегия компании, а не блажь: напомню, наша цель — через пару лет занять
IT Channel news: Как вообще, на ваш взгляд, сейчас ведёт себя рынок?
К. Д.: Уходящий год немножко атипичный — по части сезонности, например. Взять хотя бы знаковый для розницы период «11.11»: такого сумасшедшего всплеска ноябрьских продаж, какой был в 2024 году, в
Ещё тенденция: прежде спрос на бытовую технику стимулировался наличием у ритейлеров кредитных программ, — а при нынешних значениях ключевой ставки их уже практически нет.
Дальше — укрепление уверенности в будущем: когда люди паникуют, они более склонны инвестировать в какие-то покупки прямо сейчас, «пока вообще всё не пропало», — сейчас же в этом плане покупатели гораздо спокойнее. В целом мы видим, что в
IT Channel news: А почему в принципе вендорам выгоднее приходить, например, к вам как к контрактному производителю, чем создавать что-то самим?
К. Д.: Это как раз объясняется просто: любое производство ориентировано на снижение издержек; а если не снижать качество, самый верный путь к этой цели — наращивать объём. Чем он больше, тем себестоимость единицы товара ниже; тем быстрее возвращаются инвестиции в основные средства. Сейчас рынок России — закрытый, но это как раз общемировая тенденция: прежде была одна глобальная фабрика — Китай, — а теперь даже Турция, против которой никаких санкций не вводили, мечтает закрыть свой рынок и развивать собственное производство. Да и в США похожая тенденция.
У нас же основная проблема в том, что рынок относительно небольшой, и потому нет экономического смысла держать десятки конкурирующих фабрик по выпуску холодильников, стиральных машин и т. п. Проще завести ODM-производство, которое будет обслуживать определённый сегмент. И вот задача такого производства — моя задача — наращивать объём, чтобы давать по возможности лучшее качество продукта, не задирая на него цену. Уже сейчас по ряду продуктов наше производство — лучшее на территории России; и это немало.
Конечно, есть компании, специализирующиеся на SMT для ИТ-заказчиков, и их экспертиза по каким-то направлениям пока может быть выше нашей, — но со временем, уверен, мы их догоним. Затем же, достигнув определённого объёма, мы, надеюсь, составим конкуренцию по себестоимости выпуска в том числе и китайским производителям.
IT Channel news: Как вы обеспечиваете необходимое качество продуктов?
К. Д.: Вендор, с которым мы заключаем контракт, как держатель бренда отвечает за качество, за реноме, за маркетинг. Для этого он направляет к нам команду своих инженеров по качеству, которые и организуют необходимый контроль по принятому у них стандарту. Мы же, соответственно, всё это интегрируем уже в свою структуру — и так набираем экспертизу.
IT Channel news: Финальный вопрос, обобщающий: как создать тот самый полный цикл, с разговора о котором мы начинали, — чтобы дистрибуция и производство не были отдельно живущими мирами?
К. Д.: Так у нас они и не живут отдельно: потому мы и говорим о себе как о дистрибьюторе нового типа. В простой формуле движения продукта — бренд, маркетплейс, пользователь — мы встраиваемся как раз между брендом и маркетплейсом, предоставляя бренду, как я уже говорил, модное красивое слово онбординг полного цикла. А дальше уже — либо через фирменную розницу, либо через дистрибьюторский канал, либо через классический ритейл, либо через маркетплейс — готовую единицу товара доставляем до конечного потребителя. И это принципиально важно: на мой взгляд, компаниям без вертикальной интеграции в ближайшее время будет сложновато выживать, потому что доля рынка, доступного для классической дистрибуции, ориентированной на классический же бокс-мувинг, очень сильно сокращается. Нужно искать добавочную стоимость в чем-то ещё — в собственном ритейле, в собственных торговых марках, в производстве.
Думаю, в ближайшие
Ведь китайский ландшафт тоже меняется: те компании, которые традиционно всю жизнь занимались исключительно ОDМ-бизнесом, потихонечку хотят делать свой собственный бренд — и, входя на российский рынок, они демпингуют. В этих условиях оставаться классическим дистрибьютором будет непросто. Продолжится китаизация потребления, и с ней — китаизация потребительских вкусов; в частности, и в том сегменте, в котором мы играем. И стратегия VVP Tech здесь — встроиться в эту новую реальность. Да, у традиционной ИТ-дистрибуции останутся
Полную версию видео интервью можно посмотреть на канале Global Digital Space.
https://vkvideo.ru/video-211153210_456239672
Источник: Светлана Белова, IT Channel News
















