20 декабря 2023 г.

Увеличить
Увеличить
Рис. 1. Количество студентов, принятых но обучение по программам высшего образования (бакалавриата и специалитета) в сфере ИТ за счет бюджета РФ, тыс. чел. Источник: Показатели федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
Увеличить
Рис. 2. Количество ИТ-специалистов, работающих в различных компаниях. Источник: Исследование АПКИТ и АНО «Цифровая экономика», ноябрь 2023 г.
Увеличить
Рис. 3. О ситуации на рынке ИТ-труда. Источник: Фонд «Развитие ИТ-образования», декабрь 2023 г.
Увеличить
Рис. 4. Динамика hh.Индекса (количество активных резюме на одну активную вакансию). Источник: HH.RU, декабрь 2023 г.

Многие (см., например, здесь) c радостью говорят, что в нашей стране прием на бюджетные места по ИТ-специальностям стремительно растет. Тут в самом деле, есть чем гордиться: если в 2022 г. плановое количество принятых на обучение по программам высшего образования (бакалавриата и специалитета) в сфере ИТ за счет бюджета РФ составляло 90 тыс. человек, то на 2023 и 2024 гг. эти планы достигли 100 и 120 тыс. человек, соответственно (рис. 1). А фактические показатели оказались ещё выше.

Для сравнения: согласно недавним оценкам АПКИТ и АНО «Цифровая экономика», озвученным на декабрьском ИТ-Форуме «РУССОФТ. Кадры 2023» руководителем Комитета по образованию АПКИТ Борисом Нуралиевым, в нашей стране общее количество ИТ-трудящихся составляет (рис. 2) примерно 2,3 млн. человек (т. е. около 3,1% от 73,4 млн работающих). А их дефицит, по некоторым оценкам, прозвучавшим в августе этого года из уст главы Минцифры Максута Шадаева, лежит в пределах от 500 до 700 тыс. человек.

За абитуриентов, ставших студентами-бюджетниками, можно, конечно, только порадоваться. Но есть и печальная статистика. В аналитической справке РУССОФТ о состоянии рынка ИТ-кадров, подготовленной к декабрьскому ИТ-Форуму, обращается внимание на то, что «37,5% студентов, которые выбрали софтверные специальности, не завершают обучение в вузе. Завершают обучение в вузах 71-73% принятых студентов по всем программам бакалавриата. При этом данный показатель для технических специальностей меньше — 64-65%, а для софтверных ещё чуть ниже — 62,5% (для „бюджетников“ показатель выше — около 70%). Причина может быть как в более высокой требовательности к студентам, обучающимся по техническим специальностям, так и в том, что соответствующие студенты начинают работать со 2-3 курса, а потому не всегда могут найти время, чтобы отучиться до конца, или не видят в этом смысла, повышая квалификацию благодаря работодателю... В 2022 г. 66,9% выпускников по техническим специальностям обучались бесплатно, а по софтверным — 65,7%. За 4 года эти показатели не изменились».

На рис. 3 вы видите графики, которые на ИТ-Форуме, со ссылкой на данные HH.RU, продемонстрировал президент Фонда «Развитие ИТ-образования» Александр Букуров, сказав при этом: «Ситуация парадоксальная — на рынке огромная нехватка опытных людей, но при этом куча резюме джунов. Я это назвал „пробка из джунов“. Чтобы преодолеть данную ситуацию, нужно, среди прочего, менять подход к образованию и переходить от количественных показателей к качественным».

Поясним: на данных графика показано поведение hh.Индекса (отношение количества активных резюме к количеству активных вакансий) с января 2021 г. по сентябрь 2023 г. Красная линия — данные по ИТ, а синяя — по экономике в целом. Из сравнения этих линий видно, что в определенный момент из-за роста популярности ИТ-специальностей ситуация на рынке ИТ-труда стала очень сильно отличаться от ситуации на рынке труда в целом: так, например, в сентябре нынешнего года в сфере ИТ по одну вакансию в среднем приходились 7,4 резюме; а в экономике в целом — лишь 3,3.

В HH.RU нам пояснили (рис. 4), что за октябрь-ноябрь на рынке ИТ-труда ситуация с «ножницами» между спросом и предложением практически не изменилась. Поэтому все слова Натальи Даниной (главный эксперт HH.RU по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности) из нашей ноябрьской публикации актуальны и сегодня: «... в ИТ-отрасли наиболее острый дефицит кадров наблюдается на позициях сеньор-разработчиков — в среднем на одну вакансию приходятся 1,2 активных резюме. Среди мидл-разработчиков ситуация чуть лучше: hh.Индекс составляет 6,1 пункта. Среди джунов-разработчиков конкуренция очень высока — более 16 резюме на вакансию».

Интересно отметить, что сильно отличаются друг от друга не только ИТ-cоискатели, но и вузы, осуществляющие подготовку ИТ-специалистов. Вот ещё одна цитата из аналитической справки РУССОФТ о состоянии рынка ИТ-кадров: «Всего в России, по данным Университета Иннополис, в 2021 г. насчитывалось 1245 учреждений, относящихся к системе высшего образования (717 вузов и 528 филиалов). Подготовку ИТ-специалистов осуществляли 523 учреждения (350 вузов и 173 филиала). За все восемь лет составления „Рейтинга университетов РУССОФТ“ (см., например, здесь, — прим. ред.) хотя бы раз работодатель, представляющий софтверную индустрию, упомянул около 160 российских университетов, из которых регулярно в Рейтинге оценивается только 60-70. За пределами топ-50 можно набрать не более 10-20 университетов, которые по уровню подготовки не уступают лучшим 5-7 российским колледжам».

Как же в таких условиях набирать ИТ-специалистов?

Как быстро и с минимальными затратами отбирать из соискателей тех людей, которые оправдают ваши ожидания? На эту тему мы побеседовали с некоторыми участниками ИТ-Форума.

«Особых проблем с набором ИТ-специалистов из числа ИТ-выпускников мы не испытываем, — рассказала нам директор управления по работе с персоналом ГК Softline Наталья Лиходиевская. — Уже много лет мы взаимодействуем с рядом вузов, готовящих ИТ-специалистов. И ежегодно принимаем на стажировку в наши интеграторские подразделения свыше 50 студентов старших курсов технических ВУЗов. В процессе работы над реальными задачами очень быстро выявляются их профессиональные навыки (hard skills) и личностные качества (soft skills). В итоге мы принимаем в штат 10-20 ИТ-cтудентов. Аналитики совершенно справедливо отмечают, что вузы сильно отличаются по уровню подготовки ИТ-специалистов. Мы, естественно, стремимся к сотрудничеству с лучшими из лучших. В то же время мы открыты для сотрудничества с большинством технических вузов страны, которые готовы обеспечить нас своими талантливыми студентами, подходящими под наши минимальные требования к профессиональным компетенциям».

Но надо принимать во внимание специфику работодателя. «У компаний, занятых заказной разработкой ПО, есть определенные особенности, — говорит директор по персоналу „Ауриги“ Любовь Хрипко. — ИТ-cпециалисты таких компаний, как правило, работают в тесном контакте с сотрудниками заказчика. Нередко на их территории. Причем заказчики предъявляют к этим ИТ-специалистам очень высокие требования. Иногда даже проводят их тестирование. Поэтому мы не можем работать со студентами и выпускниками вузов так, как это делают интеграторы и разработчики тиражируемого ПО. В случае необходимости нам приходится искать на рынке специалистов, уже имеющих опыт работы и уровень не ниже „ИТ-мидла“. Таковых, как совершенно справедливо отмечают аналитики HH.RU, на отечественном рынке труда не так много. Обычно, чтобы закрыть вакансию, нам приходится побеседовать примерно c 10 кандидатами. Но многое зависит от особенностей конкретного проекта. При этом мы, естественно, обращаем внимание не только на профессиональные навыки cоискателя, но и на его личностные качества. Едва ли в обозримом будущем произойдет такая перестройка высшего образования, благодаря которым ИТ-выпускников уровня middle будут готовить не несколько вузов страны, а несколько десятков, а то и сотен. Одна из причин — нехватка высококвалифицированных преподавателей и эффективных методик стимулирования их труда. Не решают проблему и краткосрочные курсы дополнительного профессионального образования. На практике, чтобы достичь уровня middle и выше, мало знать теорию, нужно поучаствовать, как минимум, в нескольких сложных проектах под руководством профессионалов».

Резюме

В нынешней ситуации одного желания работать по ИТ-cпециальности — которая, среди прочего, дает льготы — мало. Надо постоянно повышать свою квалификацию. Причем не только на различных курсах, но и путем участия в реальных проектах. А старшеклассникам, которые только задумываются об ИТ-карьере, стоит более тщательно относиться к выбору вуза и обращать внимание не только на названия факультетов, но и на позиции этих вузов в упомянутых выше «Рейтингах университетов РУССОФТ» и подобных.

А самым дотошным претендентам на вузовское обучение по ИТ-специальностям есть смысл ознакомиться с 66-страничным приказом Минцифры № 712 от 26.09.2022 «О рекомендованном перечне приоритетных специальностей и направлений подготовки высшего образования для обеспечения основных потребностей аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и операторов связи в квалифицированных кадрах», подготовленным на основе предложений отраслевых ассоциаций и системообразующих организаций в сфере связи и информационных технологий в целях создания условий для обеспечении квалифицированными кадрами операторов связи и аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий«. В нем содержатся десятки наименований специальностей и направлений подготовки ИТ-специалистов.

На недавнем Общем собрании АПКИТ отмечалось: «Проблема нехватки кадров — самая острая. Ключ к её решению — в наших с вами руках!». И звучали такие призывы: надо не переманивать специалистов друг у друга, а действовать позитивно; надо активнее работать с вузами, срочно вписаться в движение «Цифровые кафедры», посылать преподавать своих ИТ-специалистов, и на основе их опыта отобрать студентов на стажировки; выращивать новых реальных специалистов из «ИТ-джунов»; всячески заботиться о сохранении специалистов, особенно ценных.

На ИТ-Форуме «РУССОФТ. Кадры 2023» было высказано много пожеланий к работе вузов, осуществляющих подготовку ИТ-кадров. Как справедливо отмечает Александр Букуров, «дело здесь не только в актуальных программах обучения студентов и в системах оплаты труда преподавателей, но и в статусе Учителя. Нужно чтобы учить стремились лучшие. В СССР зарплата и статус профессора была близка к статусу руководителя региона. Поэтому лучшие туда стремились, шли в аспирантуру, был престиж. В том же Китае этот статус выстроен и у них высокие показатели. Я, когда говорил о необходимости перехода от количества ИТ-студентов к качеству их образования, имел в виду прежде всего повышение статуса преподавателя. Но нам в отрасли сложно этот стратегический вопрос решить, потому что он вне наших возможностей. Поэтому мы просим хотя бы тактический инструмент в виде грантов для преподавателей, как меры временной и точечной их поддержки».

Источник: IT Channel News