5 мая 2025 г.

М.Видео-Эльдорадо раскрыла финансовые результаты по МФСО за 2024 год. На фоне охлаждения потребительского спроса в сегменте бытовой техники и электроники, вызванного беспрецедентно высокой ключевой ставкой ЦБ РФ, ростом ставок по депозитам, снижением доступности банковского кредитования и изменением структуры расходов домохозяйств (переходом от потребления к накоплению), М.Видео-Эльдорадо удалось адаптироваться к новой рыночной реальности и увеличить общие продажи (GMV) на 5% до 566 млрд рублей. Компания добилась ряда значимых достижений: увеличила долю онлайн-продаж до 74% от GMV (+9% к 2023 году до 420 млрд рублей), расширила ассортимент до рекордных 204 тыс. SKU, открыла 100 магазинов преимущественно компактного формата и вышла в 25 новых городов, удержала лидерство на рынке POS-кредитования, нарастив долю до 21,2%. Кроме того, в 2024 году общее количество участников объединенной программы лояльности M.Club превысило 75 млн человек.

До конца мая 2025 года Компания получит от акционеров до 30 млрд рублей докапитализации на реализацию новой стратегии, из которых 89% уже поступили на счета компании на 30.04.2025.

Генеральный директор Компании М.Видео-Эльдорадо Феликс Либ рассказывает: «2024 год стал для нас годом адаптации и системного пересмотра операционной модели в условиях нестабильного потребительского спроса. Если в начале года мы наблюдали двузначный рост продаж, то к концу года по многим сегментам он стал минимальным. И в результате по году мы смогли достичь 5% роста общих продаж. Мы реализовали антикризисный план по повышению эффективности бизнеса, но при этом не остановили развитие: открыли 100 новых магазинов, преимущественно эффективного компактного формата, и вышли в 25 новых городов».

«В условиях повышенной ключевой ставки, снижения объемов кредитования и изменения потребительского спроса на рынке бытовой техники и электроники мы сосредоточились на устойчивости и эффективности бизнес-модели, а также развитии наших отличительных преимуществ, таких как развитая сеть магазинов, омниканальная One retail модель продаж, широкий ассортимент, большой набор сервисов и услуг, уникальные финтех-продукты и экспертиза в технике. В числе ключевых достижений — рост онлайн-продаж на 9%, увеличение ассортимента до рекордного значения в 204 тысячи SKU, где 22% — эксклюзивные товары нашей сети, активное развитие финтех-направления, выручка которого стала значимой составляющей бизнеса. Особенно хочу отметить успехи в POS-кредитовании: в условиях беспрецедентно высокой ключевой ставки нам удалось сохранить объем кредитных продаж с традиционно высоким средним чеком. Мы продолжили оставаться № 1 на рынке POS-кредитования в России и в 2024 году увеличили свою долю еще на 1,3 процентных пункта. Это стало возможным благодаря запуску уникальной рассрочки на 24 месяца без первоначального взноса и переплат и активному развитию собственной финтех-платформы, которая уже работает не только в наших каналах продаж, но и выходит за их пределы», — продолжил комментарий Феликс Либ.

«Несмотря на текущее давление на маржинальность, мы смотрим в будущее с уверенностью. Мы уже начали реализацию новой трехлетней стратегии, одобренной акционерами, и до конца мая 2025 года получим от акционеров до 30 млрд рублей дополнительных инвестиций на ее реализацию, при этом на сегодняшний день уже 89% средств поступили на счета Компании. Среди приоритетов — продолжение открытия компактных магазинов и закрытие неэффективных торговых точек, дальнейший рост доли онлайн-продаж за счет развития сотрудничества с маркетплейсами, развитие производства СТМ с фокусом на крупную и мелкую бытовую технику, масштабирование сервисного направления М.Мастер и обновление программы лояльности M.Club. Все это — не просто меры реагирования, а долгосрочная стратегия, направленная на повышение устойчивости, технологичности и конкурентоспособности бизнеса в современных условиях и дифференциацию наших ключевых преимуществ на рынке», — добавил Генеральный директор Компании М.Видео-Эльдорадо Феликс Либ.

Ключевые операционные и финансовые итоги М.Видео-Эльдорадо за 2024 год

  • Общие продажи (GMV) Компании в 2024 году выросли на 5% год к году до 566 млрд рублей. Рост GMV обеспечен расширением ассортимента до 204 тыс. товаров, активным развитием продаж СТМ и эксклюзивных брендов, а также расширением географии присутствия за счет открытия новых магазинов в 25 городах.
  • Онлайн-продажи составили 74% GMV, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 9% до 420 млрд рублей [ii]. Рост доли наблюдался за счет расширения партнерств с маркетплейсами и развития собственных каналов: сайтов и мобильных приложений брендов «М.Видео» и «Эльдорадо». Продажи 3P [iv] на собственном маркетплейсе Компании выросли на 20%, до 19,3 млрд рублей (по сравнению с 16,1 млрд рублей в 2023 году).
  • Выручка Компании выросла на 4,0% год к году до 451,6 млрд рублей благодаря расширению ассортимента, инструментов и каналов продаж, а также открытию новых магазинов преимущественно компактного формата, несмотря на значительное охлаждение спроса на бытовую технику и электронику на рынке.
  • Валовая прибыль осталась практически на неизменном уровне и составила 91,0 млрд рублей, при этом валовая маржа снизилась на 0.9 п. п. к 2023 г. из-за роста стоимости закупок от поставщиков ввиду повышения стоимости финансирования и давления ценовой конкуренции на рынке бытовой техники и электроники.
  • Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы (SG&A) без учета амортизации выросли на 6,9%, составив 54,7 млрд рублей или 12,1% от выручки (+4,9 млрд рублей или +0,6п.п. от выручки год к году), включая 25,4 млрд рублей за 1-ое полугодие (+14,9% год к году или 12,6% от выручки) и 29,3 млрд рублей за 2-ое полугодие (+5,9% год к году или 11,7% от выручки). Рост относительной доли расходов на 0,6 п.п. связан в том числе со снижением выручки во второй половине года (-2,1 п.п. к прошлому году) и частично компенсирован реализацией плана по оптимизации затрат. Ключевыми факторами роста операционных расходов стали возросшие комиссионные затраты в связи с существенным ростом продаж на маркетплейсах (+ 2,2 млрд рублей год к году или +149%), расходы на персонал (+2,3 млрд рублей или 8,9%) в связи с открытием 100 новых магазинов и развитием сервисного направления М.Мастер, банковские услуги, а также рост складских платежей на фоне расширения географии присутствия и открытия новых магазинов компактного формата. Компания и дальше продолжит работу над оптимизацией затрат, в том числе сфокусируется на закрытии неэффективных магазинов, оптимизации и автоматизации процессов, а также повышении эффективности логистики.
  • Показатель EBITDA Компании составил 37,7 млрд рублей, EBITDA маржа составила 8,3%

(-1,27 п.п. год к году). Снижение данного показателя объясняется ростом себестоимости и SG&A.

  • Чистый убыток Компании по итогам года составил 20,1 млрд рублей, что связано с последствиями жесткой денежно-кредитной политики ЦБ РФ и существенным ростом процентных расходов, включая проценты по аренде. Во второй половине 2025 года руководство Компании ожидает снижения ключевой ставки, что должно позитивно сказаться на финансовых результатах как ввиду снижения стоимости финансирования, так и за счет роста выручки в связи с отложенным спросом населения на товары бытовой техники и электроники.
  • Чистый долг Компании в соответствии со стандартом МСФО (IAS) 16 составил 153,4 млрд рублей (включая будущие обязательства по аренде на сумму 67,6 млрд рублей). Долговая нагрузка по показателю Чистый долг / EBITDA выросла до 4,1x (по сравнению с 3,2x на 31.12.2023). Руководство Компании проводит различные мероприятия, направленные на снижение долга, включая помимо прочего: 1) переговоры с банками о пересмотре условий кредитных договоров (на момент подписания отчетности подписаны дополнительные соглашения на сумму около 68% от общего размера задолженности, с остальными банками переговоры продолжаются); 2) в апреле 2025 года выпущены долгосрочныe неконвертируемые рублевые облигации с фиксированной ставкой купона на сумму 2 млрд рублей; 3) акционеры приняли решение докапитализировать Компанию на сумму 30млрд.рублей, и на дату подписания отчетности 89% суммы уже внесено на счета Компании для реализации новой стратегии.

Ключевые события после отчетной даты

  • Совет директоров ПАО «М.видео» назначил Феликса Либа на должность генерального директора Компании с 21 февраля 2025 года.
  • 23 апреля 2025 года Екатерина Ярина назначена финансовым директором Компании М.Видео-Эльдорадо.
  • Старт реализации новой стратегии на 2025–2027 годы, поддержанной акционерами; на ее исполнения акционерами направляются до 30 млрд рублей докапитализации в I полугодии 2025 года, из которых 89% средств уже поступили на счета компании.
  • 16 апреля 2025 года дочерняя Компания ООО «МВ ФИНАНС» объявила о старте, а 29 апреля сообщила о размещении двухлетних биржевых облигаций серии 001Р-06 объёмом до 2 миллиардов рублей со ставкой купона 26,0%.
  • 23 апреля 2025 года дочерняя Компания ООО «МВ ФИНАНС» выкупила по оферте 5 152 298 облигаций серии 001Р-04 — почти на 5,2 миллиарда рублей, остаток долга составляет 1,8 миллиарда рублей.

Источник: Пресс-служба компании М.Видео-Эльдорадо