27 мая 2025 г.

Окончание. Начало тут и тут

Какие же новые рубежи ИТ-импортозамещения намереваются взять реализующие это направление российские компании — при всемерной поддержке со стороны своих канальных партнёров, разумеется?

Задачи и цели

«Мы планируем расширять продуктовую линейку, — говорит Алексей Морозов, руководитель продуктового маркетинга компании „Парус электро“, — развивать наше комплексное предложение товаров и услуг, а также оставаться на острие технического прогресса, не уступая мировым вендорам. Рассчитываем на поддержку со стороны государства наших заказчиков, применяющих отечественное оборудование, чтобы создать вытягивающий спрос в канале продаж».

В условиях продолжающейся трансформации рынка и повышенного спроса на надёжные ИТ-решения Олег Марин, заместитель директора по продуктовому развитию ГК «Аквариус», видит перед собой ряд приоритетных задач: «В их числе —

  • Расширять линейку оборудования, чтобы предлагать комплексные решения.
  • Углублять функциональность и надёжность уже существующих продуктов с фокусом на запросы бизнеса.
  • Формировать собственную базу знаний и команду экспертов как фундамент инновационного роста не только компании, но и всей страны.
  • Расширять партнёрскую экосистему внутри страны — от вендоров до системных интеграторов.

Параллельно продолжаем активное взаимодействие с государством и заказчиками: это помогает адаптировать стратегию и запускать действительно нужные рынку инициативы. Также не прекращаем инвестировать в полный цикл разработки ИТ-продуктов, что создаёт мультипликативный эффект для всей отрасли — от стимулирования смежных сегментов до формирования устойчивой экосистемы взаимодействия между игроками рынка».

«Мы благодарны за помощь в нашей деятельности в рамках предоставленных государством налоговых льгот, — заявляет Игорь Бакланов, президент научно-технического центра „Веллинк“. — Без них выжить в современных экономических условиях невозможно. Главная проблема в настоящее время — отсутствие профессионального подхода и, как следствие, проектов на уровне развития наших технологий. Поэтому наша компания начала процесс трансфера разработанных нами технологий опережающего развития в страны СНГ — и внутри России, в сегменты корпоративных сетей, где есть соответствующие профессиональные задачи. В 2022-2024 гг. мы реализовали ряд проектов по импортозамещению серьёзных систем уровня IBM и CA. Мы доказали свою состоятельность как профессиональная команда. В ближайшее время планируем выходить на рынок стран Азии; востребованность в наших решений там подтверждена. Мы с оптимизмом смотрим в будущее».

«Российская микроэлектроника развивается, — констатирует Алексей Бородастов, директор по развитию GS Nanotech (входит в GS Group). — У нас есть положительные тренды. Да, пока локальные, но они уже влияют на инвестиции и планы. Ближайшие три года будут переломными, поскольку многие проекты, стартовавшие 2-3 года назад, сейчас должны выходить на серийное производство. Это станет стимулом для развития рынка российской микроэлектроники и наполнит его новыми продуктами. Мы прогнозируем оживление на рынке, усиление здоровой конкуренции, что будет способствовать ускоренному развитию отрасли. В микроэлектронике циклы планирования и разработки очень длинные, поэтому пока всё идёт согласно плану по импортонезависимости в части создания отечественной ЭКБ. Есть довольно успешные кейсы, когда отечественная продукция, если ещё не сопоставима по цене с зарубежными аналогами, то уже близка по характеристикам и идентична по качеству».

«Мы продолжаем развивать мощности в рамках уже существующего комплекса, — сообщает Антон Варшавский, директор производства OpenYard, главный архитектор OCP-решений, — расширяем спектр выпускаемых компонентов и совершенствуем качество сборки. Среди приоритетов — углубление локализации (вплоть до компонентной базы), масштабирование контрактного производства, развитие НИОКР-направления. Мы внимательно обрабатываем запросы рынка, и если заказчику нужна, к примеру, замена на конкретную зарубежную платформу — мы не просто адаптируем, но предлагаем готовое решение. Государственная поддержка, безусловно, играет свою роль — но для нас ключевым ориентиром остаётся обратная связь от клиентов. Именно они двигают рынок вперёд».

Максим Остроумов, операционный директор компании «Рикор», отмечает, что сегодня российские ИТ-компоненты и изделия не способны на равных конкурировать с китайскими и южнокорейскими в гражданском секторе по цене: «В Китае кредиты для бизнеса дешевле в 4-5 раз, применяются льготные системы налогообложения для высокотехнологичных производств — и в десятки, если не в сотни раз шире рынок сбыта. В таких условиях выдержать ценовую конкуренцию российские производители могут лишь при ещё более активной поддержке со стороны государства. В частности, необходимы льготное налогообложение и более серьёзная защита от параллельного импорта. Эффективными инструментами могли бы стать поднятие таможенных пошлин на готовую продукцию и введение утилизационного сбора 20-25%. На пользу отрасли пойдут более жёсткие нормативы об ограничении присутствия устройств параллельного импорта в тендерах по 44 и 223 ФЗ. Такие нормы простимулируют те же китайские компании активнее поставлять в Россию не готовые устройства, а компоненты, из которых уже внутри страны будет производиться техника».

«Что же касается качества, — продолжает эксперт, — то мы научились производить конкурентную технику. Однако необходимо и далее инвестировать в модернизацию. Например, „Рикор“ активно внедряет роботизированные линии по производству компьютерной и серверной техники, совмещая таким образом свой богатый инженерный потенциал с самыми передовыми мировыми технологиями производства. На нашей площадке в Арзамасе уже функционируют около 100 роботов, которые в автоматическом режиме обеспечивают создание, сборку и тестирование техники. Планируем до конца 2025 года более чем удвоить их количество. Таким образом, у компании уже самый высокий уровень роботизации среди всех коллег по рынку, а к концу года по этому показателю лидерство „Рикор“ ещё упрочится. Заказчикам это гарантирует продукцию качества глобальных вендоров, а самой компании — снижение себестоимости производства. Бесспорно, в 2025 году внешнее давление сохранится, однако российский ИТ-рынок продолжит расти. Уровень локализации техники будет неизбежно углубляться. Будут появляться новые бренды, которые будут выходить в новые рыночные ниши. Большие перспективы у устройств и решений, заточенных под искусственный интеллект — это будет один из главных драйверов рынка».

«Систэм Электрик», как прокомментировали представители этой компании, ведёт интенсивную работу по увеличению глубины локализации ИТ-оборудования — и выводу на рынок новых изделий, которые будут полностью соответствовать ожиданиям заказчиков.

«Мы ставим перед собой амбициозные задачи, ориентированные на устойчивый рост и развитие в области ИТ-импортозамещения, — говорит Александр Столяров, коммерческий директор компании „Гравитон“. — Мы планируем постепенно увеличивать объёмы производства, чтобы удовлетворить растущий спрос на отечественную вычислительную технику. Учитывая обратную связь от наших заказчиков и партнёров, будем фокусироваться на улучшении качества и расширении ассортимента нашей продукции. Также мы намерены активно внедрять инновационные решения, что позволит нам не только сохранить конкурентоспособность, но и значительно укрепить наши позиции на рынке. Наша конечная цель — обеспечить стабильный рост и развитие отечественного ИТ-сектора в долгосрочной перспективе».


Источник: Максим Белоус, IT Channel News