8 июля 2025 г.

Рис. 1. Источник: Gartner

Вместо того чтобы вдохновлять сотрудников на изменения, лидеры должны сделать изменения рутиной.

Только один из трёх (32%) руководителей среднего и высшего звена считает, что последнее изменение, которое он внедрял, было успешно и «здорово» воспринято сотрудниками, согласно исследованию Gartner, Inc.

Что такое «здоровое принятие изменений» по определению Gartner?

Это такая форма внедрения, которую лидер способен напрямую обеспечить: сотрудники переходят к действиям, делают это вовремя и без вреда для продуктивности, вовлечённости и ментального здоровья.

«Сегодня изменения идут непрерывно, наслаиваются друг на друга, зависят от внешних факторов и становятся трудноуправляемыми, — говорит Кейла Велноски, директор направления HR-практик в Gartner. — Хотя лидеры привыкли работать в условиях VUCA (нестабильности, неопределённости, сложности и неоднозначности), текущая природа изменений делает их почти неконтролируемыми».

Это подрывает доверие сотрудников к способности организации справляться с переменами.

Так, опрос HR-директоров в апреле 2025 года показал: компании, столкнувшиеся с «неконтролируемыми изменениями», в 1,6 раза реже получают высокий уровень доверия к изменениям.

В другом исследовании Gartner среди 2 850 сотрудников 79% респондентов не доверяют изменениям, проводимым их компаниями.

Компании с высоким уровнем «здорового» принятия изменений

достигают в два раза более высокого прироста выручки по сравнению с другими.

«Для организаций с численностью более 50 000 человек это может означать до 2,2 млрд долларов дополнительной годовой выручки», — говорит Ингрид Ламан, вице-президент Gartner HR.

Почему вдохновение больше не работает

Обычно лидеры опираются на вдохновение и привлекательное видение, чтобы вовлечь сотрудников. Однако этот метод эффективен только при высоком уровне доверия к изменениям.

Когда доверие низкое, только 25% таких вдохновляющих инициатив приводят к здоровому принятию изменений.

Лучший подход — рутинизация изменений

Gartner рекомендует лидерам формировать у сотрудников привычку к изменениям, чтобы они воспринимались как часть повседневной работы.

HR может поддержать этот подход тремя способами:

1. HR помогает лидерам обозначить свою роль в изменениях

HR должно научить руководителей говорить с сотрудниками на языке изменений:

  • показать, что перемены стали постоянной реальностью,
  • акцентировать внимание не на «великом будущем», а на регулярных шагах вперёд,
  • переключить фокус с «пика изменений» на постоянную вовлечённость.

«Для руководителей это звучит как дополнительная нагрузка, — отмечает Ламан. — Но HR может помочь им увидеть: это не больше работы, а новое распределение усилий с использованием уже имеющихся навыков».

2. HR обучает руководителей работать с эмоциями сотрудников

Изменения вызывают у людей дискомфорт и тревогу — как у лидеров, так и у сотрудников.

Если этот дискомфорт игнорировать, он выливается в сопротивление.

HR должно снабдить лидеров инструментами эмоциональной регуляции — как своими, так и сотрудников:

  • навыками распознавания эмоций,
  • способами проживать изменения,
  • ресурсами для самопомощи и эмпатии.

Задача лидера — помочь сотруднику справиться с чувствами, чтобы тот мог перейти к действию, несмотря на эмоции.

3. HR развивает у лидеров рефлексы управления изменениями

Чтобы изменение стало рутиной, нужно тренировать интуицию сотрудников.

HR помогает:

  • определить, какие универсальные навыки адаптации к изменениям важны для сотрудников вне зависимости от конкретного типа перемен,
  • найти способы встраивать практику этих навыков в повседневную деятельность,
  • мотивировать сотрудников к регулярной «тренировке» готовности к изменениям.

«Когда лидеры рутинно внедряют изменения, сотрудники в 3 раза чаще адаптируются к ним вовремя и без вреда — даже если доверие к изменениям низкое», — подчёркивает Велноски.

Источник: Пресс-служба компании Gartner