11 июля 2000 г.

На российском ИТ-рынке часто звучит тезис о том, что подходы LCNC — low-code/no-code — станут будущим разработки, программистов заменят аналитики, продукты будут создаваться из готовых модулей, а написание кода поручат искусственному интеллекту. Действительно ли мы на пороге революции, которая отменяет потребность в квалифицированных разработчиках? Что дают рынку — разработчикам, заказчикам, бизнесу — новые технологические подходы, как они влияют на TCO, TTM, ROI и другие бизнес-показатели? Об этом Светлана Белова, директор по специальным проектам IT Channel News, в рамках совместного проекта издания с каналом Global Digital Space, поговорила с Алексеем Чистяковым, техническим лидером компании Bercut.

Bercut — российская ИТ-компания с 30-летней историей, специализирующаяся на разработке сложных, высоконагруженных решений и интеграционных платформ для цифровой трансформации. Входит в коммерческий ИТ-кластер «Ростелекома». Продукты Bercut являются фундаментом для выстраивания современного ИТ-ландшафта компаний разных отраслей и базой для поэтапного перехода к полному технологическому суверенитету. Компания имеет статус резидента Единого реестра отечественного ПО и активно сотрудничает с вузами. Подробнее на официальном сайте.

IT Channel News: Сегодня все чаще говорят о том, что LCNC может заменить команду разработчиков. Насколько это реально?

Алексей Чистяков: Такое мнение действительно есть. Инструменты low-code и no-code не исключают участие разработчиков, но позволяют уменьшить их количество. Причина в том, что применение таких подходов пока эффективно в ограниченном диапазоне задач.

У клиентов Bercut, средних и крупных компаний, в том числе госкорпораций, — сложность задач растет, как и требования к продукту. На первый план выходит не time-to-market, а, например, SLA, TCO (Total Cost Ownership, или стоимость владения решением), отказоустойчивость, возможность системы работать под серьезными нагрузками и обеспечивать высокий уровень кибербезопасности. LCNC далеко не всегда помогает достичь необходимых показателей по этим параметрам.

IT Channel News: Что стимулирует рынок формировать завышенные ожидания от использования LCNC?

А. Ч.: В первую очередь, этот тренд подпитывают популяризация и развитие ИИ-технологий, рост числа больших языковых моделей: мирового производства — ChatGPT, DeepSeek, а также локальные разработки — например, GigaChat от «Сбер». Доверяясь внешней простоте работы этих сервисов, топ-менеджеры попадают в иллюзию, что достаточно надиктовать задание, и умная модель сама справится с задачей и запустит в продакшн. На деле всё не так просто.

Для небольших локальных задач такой подход работает, но чтобы получить корректные результаты, придется освоить промпт-инжиниринг. ИИ — это не разработчик, а ассистент разработчика. И взаимодействию с ним нужно учиться; надо понимать, что он умеет, что не умеет, чем вызваны его ограничения и можно ли их обойти.

IT Channel News: Текущая ситуация с распространением ИИ меняет роль разработчиков?

А. Ч.: Актуальным сегодня остается специалист, который имеет опыт в создании приложений, широкий взгляд на задачи и насмотренность. Современный разработчик понимает специфику отраслей, потому сегменты часто «сливаются»: финтех многое берет из телекома, телеком — из логистики, ИТ-подходы в логистике приобретают черты ИТ-проектов в промышленности. Для успешной работы специалисту нужны кросс-отраслевые компетенции, которые могут быть достигнуты только путем участия в большом количестве разнообразных проектов. Раньше более критична была кросс-стековая компетенция — например, понимание, чем Java отличается от Go, — а сейчас нужно понимание, чем FinTech отличается от Telecom, а где они похожи.

В дальнейшем роль разработчика будет эволюционировать — всё более значимыми будут техническая подготовка, комплексное видение создаваемого продукта и понимание его связи с экосистемой бизнеса заказчика. Разработчики превращаются в неких «архитекторов-дирижеров», или, как сейчас модно говорить, становятся «оркестраторами» процессов.

В целом разработка — высокоинтеллектуальная деятельность, которую невозможно полностью передать ИИ.

IT Channel News: Можно ли из этого сделать вывод, что тема LCNC — это хайп, который в итоге сойдет «на нет»?

А. Ч.: Хайпа тут много, и, мне кажется, он пока не достиг пика. Но этот интерес не пустой, так как LCNC и GenAI уже работают. Они хороши для создания прототипов, быстрого тестирования гипотез, MVP — для таких задач это отличный инструмент, всем всячески его рекомендую.

Пока при разработке решений чаще используются традиционные подходы. Но то, что мы наблюдаем, действительно можно назвать технологической революцией, которая проходит фазы развития: набор «высоты», пик, потом спад и приземление в отдельном диапазоне функциональных применений. Все технологии, о которых мы говорим, уже активно внедряются и применяются. Другой вопрос, что определяют требования, выбирают данные и проверяют результаты по-прежнему люди.

IT Channel News: Почему без человека не обойтись при работе с ИИ и инструментами на его основе? И изменится ли это в будущем?

А. Ч.: Здесь хочется напомнить про вероятностную природу результатов, выдаваемых нейросетями и ML-моделями. У этих инструментов есть ряд фундаментальных ограничений, которые научное сообщество пытается побороть десятилетиями, но пока безрезультатно.

Если для обучения модели мало данных, она будет работать плохо. Человек, владеющий контекстом, с задачей справится лучше. Составляя промпт, вы никогда не сформулируете всю полноту того контекста, которым обладает ваш мозг, учитывающий множество специфических моментов. Можно загрузить в нейросеть профильный объем знаний, но и он будет ограничен.

При этом крупные компании уже используют ИИ-инструменты в узкоспециализированных задачах. Например, ИИ может управлять температурой доменной печи для приготовления определенного сплава лучше (процентов на 15), чем опытный мастер-оператор. А вот автоматизировать все производство посредством ИИ пока невозможно.

IT Channel News: В дальнейшем люди будут обучать нейросети, либо сами получать от них новые знания?

А. Ч.: Чем больше человек взаимодействует с искусственным интеллектом, тем больше ИИ узнает про человека. Нейросеть — хорошая статистическая модель, которая прогнозирует следующее действие человека на основе его предыдущих поступков, известных ей. К чему приводит такой процесс — описано многими футуристами и фантастами. Один из главных итогов — будут создаваться «цифровые двойники» людей.

В задачах разработки создание «цифровой личности» не актуально, но копирование функции middle-разработчика, тестировщика и даже архитектора — вполне возможно и полезно. ИИ может скопировать, проанализировать, обобщить паттерны — ваши, а также ваших коллег — и создать на основе этого супер-специалиста, который будет автономным и самостоятельным. Процесс создания таких ИИ-специалистов небыстрый, но на горизонте 10-15 лет вполне решаемый даже с помощью уже имеющихся у нас технических средств.

IT Channel News: Если перейти от теории к практике — какие ошибки допускает бизнес, когда выбирает тот или иной подход к разработке?

А. Ч.: Нужно понимать и учитывать возможности инструментов pro-code, low-code, no-code, их особенности и границы применимости. Тут полная аналогия с привычными молотками, отвертками, стамесками. Можно, например, стамеской выдалбливать круглые отверстия и никогда не добиться идеального круга. Но, если вместо стамески взять сверло, задача решится быстрее, и результат будет гораздо лучше. Сказанное справедливо и для разработки.

Разработчикам, проектировщикам и другим задействованным в процессе важно знать конкретные инструменты, но еще важнее — уметь правильно выбрать нужный. Это один из ключевых навыков сегодня.

Напомню про «проектный треугольник», который иногда называют «железным». Это визуализация, которая дает понимание происходящего. Представьте себе равносторонний треугольник, в котором одна из сторон отражает время, отпущенное на проект, другая — объем работ, третья — материально-технические ресурсы, выделенные для решения задачи. Мысленно впишем круг в этот треугольник, площадь круга будет характеризовать качество результата. Уменьшение любой из сторон будет неизбежно влиять на качество. Для небольших кругов используем no-code, для средних проектов и операционной деятельности — low-code, для больших комплексных задач в сердце проекта — pro-code.

Если нужен максимальный контроль над итоговым продуктом, применяем традиционный код. Это позволяет понимать перспективы дальнейшего развития решения, возможности его оптимизации и масштабирования, обеспечения его работы в условиях высоких нагрузок, кибербезопасности и прочего.

Low-сode-инструменты подходят в таких задачах как автоматизация очередного бизнес-процесса. Допустим, у компании есть готовый инструментарий, который позволяет легко и быстро собрать решение «из кубиков»: создавать из них систему, описывать бизнес-логику, упаковывать в нужный формат и отправлять результат заказчику. Чтобы написать такое решение «с нуля» посредством традиционного кодирования и потом отловить баги, понадобятся 2-4 недели, а при использовании LCNC — всего 15-30 минут. То есть применяя современную платформу LCNC-разработки — например, интеграционную шину данных Bercut ESB, — можно просто и быстро реализовать интеграцию новой системы с другими решениями, работающими в контуре ИТ-инфраструктуры заказчика.

IT Channel News: Что такое ESB Bercut?

А. Ч.: Наша ESB Bercut — это умная гибридная интеграционная шина, которая позволяет соединять любые системы или микросервисы в разы и десятки раз быстрее и надежнее, чем классическим ручным способом. Для этого в нее встроены специализированные AI-модели для разработки, эксплуатации и мониторинга интеграционного слоя.

AI-модели Bercut, например, позволяют системным администраторам упростить анализ серверных логов, серверной производительности и других данных. В ряде случаев наши инструменты работают в автоматическом режиме, что удобно — администратору нужны отдых и сон, а модель работает без перерывов, не уставая и не снижая производительность.

Модели нужны и для разработки. Получив задание создать интеграционный поток, модель определит параметры указанных систем, выяснит их входные-выходные параметры и наладит взаимодействие между ними. Для упрощения таких задач мы и сделали универсальную интеграционную шину, которая в российских условиях критически необходима: ИТ-систем очень много, значительная часть из них — legacy. Мы помогаем эти системы «подружить» между собой — как без замены legacy, так с поддержкой перехода на микросервисы.

Шина доступна при создании приложений средствами традиционной разработки. С ней могут работать наша LCNC-платформа и ИИ-ассистенты, которые решают множество задач самостоятельно, результаты их технической работы остается только «доработать напильником».

Все эти возможности позволяют ИТ меньше заниматься техническими вопросами при разработке и операционной эксплуатации, освобождая рабочее время для решения более сложных интеллектуальных задач.

IT Channel News: Какой бизнес-эффект дает использование интеграционной шины данных ESB? И как его измерить?

А. Ч.: Глобально бизнес больше всего интересуют только два параметра. Во-первых, важен высокий ROI — Return On Investment, оборачиваемость капитала, позволяющая оценить сроки окупаемости инвестиций. Во-вторых, полная стоимость владения решением — TCO (Total Cost of Ownership), ведь затраты на систему не заканчиваются с завершением разработки.

Бизнес хорошо понимает эти параметры, и ИТ тоже необходимо в этом разобраться. Тогда в конкретной компании будет возможен диалог, который позволит понять особенности той или иной ситуации и прийти к общему видению. Зачастую такой диалог отсутствует.

Чтобы облегчить взаимодействие бизнеса и ИТ, мы в Bercut сделали ТСО-калькулятор. Он обогащен ИИ-инструментами и помогает заказчикам оценить затраты на полный жизненный цикл решения, длительность которого может составлять и 10, и 15 лет. Формула вычисления ROI достаточно простая, для нее специальный инструмент создавать не пришлось.

Также для эффективной работы ИИ-моделей критично важно тщательно контролировать качество данных — персональных, биометрических, финансовых, которые предоставляют ИИ-моделям. Работа с данными имеет свою цену, что нужно учитывать при подсчете ТСО.

IT Channel News: Для упрощения коммуникаций между ИТ и бизнесом нужно переходить на язык цифр, и TCO может служить таким «переводчиком»?

А. Ч.: Да, мы рекомендуем начинать диалог именно с рассмотрения TCO. Это необходимый элемент для создания медиационной площадки для зарождения эффективной коллаборации. Применение нашего ТСО-калькулятора еще больше упростит этот процесс.

Не всегда, конечно, от ИТ-проектов ожидают только экономического эффекта. Бывают социальные задачи, иногда государственного масштаба, а порой без нового решения бизнес не может развиваться, поэтому финансовый фактор вторичен. Но, независимо от целей проекта, рекомендуем считать TCO и изменение ROI после внедрения нового решения.

IT Channel News: А как же показатели CAPEX/OPEX, time-to-market?

А. Ч.: Как я сказал, бизнес в основном интересует ROI. Внутри ROI «спрятаны» производные бизнес-метрики. Например, финдиректора смотрят и на CAPEX, и на OPEX, но это менее важно для бизнеса в целом. В некоторых случаях — для компаний, которые развиваются очень быстро, бывает важен ТТМ, но и этот параметр воспринимают через ROI.

IT Channel News: Что еще посоветуете ИТ для упрощения диалога с бизнесом?

А. Ч.: Говорить на языке результата, а не процесса, стека или технологии. Причем делать акцент на результатах, которые нужны именно вашему бизнесу. Тогда бизнес начинает слушать ИТ, потому что предлагаемые решения становятся интересны руководству и акционерам.

Многое зависит от самой компании. Одни ведут бизнес, результаты которого их устраивают, и не намерены ничего менять кардинально. Другие постоянно в динамике, в амбициях, в новых продуктах и проектах, в тестировании новых гипотез. Зрелые корпорации сочетают оба подхода и часто разделяют их по разным доменам.

IT Channel News: А нужно ли бизнесу учитывать не только результаты, но и погружаться в детали, вырабатывать понимание, с каким инструментарием и почему работает его ИТ-отдел?

А. Ч.: Такое сближение позиций необходимо, это объективное требование, а не новомодный тренд. Либо руководство погружено «в цифру», либо оно просто вне бизнеса.

Часто бизнес ставит нереалистичные задачи, а ИТ-команда вынуждена работать над их решениями просто потому, что у ИТ нет другого выхода — они находятся в более низкой позиции. Понимание бизнесом деталей происходящего в ИТ позволяет изменить позицию на партнерскую, что упрощает коммуникации и добавляет реализма в постановку задач. Бизнес становится более осведомленным, лучше понимает, какими ресурсами обладает. Бизнес начинает осознавать, что ИТ — история не только «про косты», но и про новые возможности, про оптимизацию ключевых показателей. ИТ же начинает вникать в то, что действительно волнует бизнес, и как с ним вступать в такие коалиционные, коллаборативные, партнерские отношения.

Полную версию видео интервью можно посмотреть на канале Global Digital Space

Источник: Светлана Белова, IT Channel News

Реклама ООО «НПФ Беркут», ИНН: 7810132262