10 ноября 2025 г.
Запрет доступа к целому ряду прежде общераспространенных цифровых ресурсов разделил общество на две неравные группы. Сторонникам свободного доступа теперь оппонируют противники «интернета без границ», озабоченные безопасностью и защитой суверенитета.
- 24% россиян поддерживают ограничения некоторых западных платформ; 30% относятся безразлично; 39% не поддерживают.
- 34% отмечают, что блокировки положительно повлияли на развитие отечественных сервисов; 16% видят в этом отрицательное влияние; 28% считают, что это никак не повлияло.
- Больше половины россиян (55%) безразличны к тому, что кто-то обходит блокировки.
Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об отношении россиян к блокировке иностранных цифровых платформ.
404
В последние годы в России были введены ограничения на работу ряда зарубежных соцсетей и мессенджеров. Часть платформ заблокирована полностью, часть функционирует с ограничениями доступа. Однозначно поддерживает такие решения каждый четвертый житель страны, треть относится к этому безразлично, против выступают четверо из десяти опрошенных. В итоге общество оказывается разделено, причем граница проходит четко по возрастным линиям и обусловлена цифровыми привычками: между теми, кто вырос в мире открытого и постоянного интернета, и теми, кто вполне может без него обойтись. Молодое поколение явно воспринимает ограничения на зарубежные соцсети как вмешательство в привычное цифровое пространство, в этой возрастной группе против ограничений заметное большинство, для них интернет давно стал неотъемлемой частью повседневности. Старшие же поколения, напротив, чаще поддерживают государственные запреты, видимо, в них они видят элемент защиты и порядка.
Такие выводы подтверждаются и следующими данными: молодежь сильнее других ощутила последствия блокировок, о чем говорит подавляющее большинство: у зумеров и младших миллениалов на фоне ограничений чаще ломаются привычные сценарии общения, поиска информации и досуга. Некоторые из них ищут обходные пути, пользуются VPN и переходят на новые платформы. Старшие же поколения по большому счету изменений не заметили, их онлайн-жизнь осталась прежней.
Регулировка цифрового пространства — новый «вопрос отцов и детей», по сути речь идет о столкновении двух культур: культуры сетевой автономии и культуры институционального доверия. Для одних ценность интернета в свободе доступа и самовыражения, для других — в безопасности и контроле.
- Сильнее всего россияне, видимо, жалеют YouTube, каждый десятый прямо указал на это; для сравнения Instagram* указали 2%.
Все, что ни делается, — все к лучшему?
Оценки влияния блокировок зарубежных платформ на развитие отечественных цифровых сервисов распределились неоднозначно. Треть россиян считает, что ограничения дали положительный импульс, стимулировали развитие технологий, запуск новых платформ и рост интереса к российским аналогам (логика «вынужденного роста»). Почти столько же полагают, что ситуация не изменилась, а каждый шестой видит в этом негатив: ухудшение качества сервисов, снижение конкуренции и вынужденный переход на менее удобные решения (логика «потери качества»). Поколенческие различия здесь очевидны: поколение цифры чаще фиксирует минусы, старшие поколения — плюсы, нейтралитет или затрудняются с оценкой (что говорит о слабой информированности об изменениях).
Сторонники блокировок чаще видят в них стимул для развития отечественных сервисов, а противники, напротив, говорят о технологическом отставании и потере качества. Таким образом, оценка влияния ограничений западных платформ на цифровой отечественный рынок формируется не столько и не только из личного опыта, сколько из общего мировоззрения: доверия или недоверия к идее цифрового суверенитета.
Идем в обход
Большинство россиян безразлично относится к тому, что другие обходят блокировки: эта тема не вызывает ни одобрения, ни осуждения. При этом молодежь гораздо чаще относится к обходам положительно, тогда как старшие поколения — сдержанно или отрицательно. В оценках четко просматривается ценностный разрыв: те, кто поддерживает ограничения, чаще воспринимают обход как нарушение правил, тогда как противники блокировок, видимо, воспринимают это как естественную попытку вернуть себе привычную цифровую свободу.
Практика обхода блокировок, которые многие молодые люди одобряют, представляет собой нечто большее, чем просто техническое решение. Это форма социальной адаптации, своего рода «цифровое сопротивление», уже знакомое нам по кейсу «Телеграма» в 2020 г.
В целом можно сказать, что на наших глазах формируются два «цифровых мира»: один контролируемый и «безопасный» для тех, кто не ищет обходных путей и ограничивается доступными платформами, второй — свободный, но требующий усилий и скорее продвинутого уровня цифровой грамотности. Появление этих двух «цифровых миров», поляризация общества по медиапривычкам на фоне блокировок платформ могут усугубить проблему информационных «пузырей». Картина мира молодежи и старшего поколения будет различаться, что не только затруднит межпоколенческий диалог и взаимопонимание, но и может способствовать дальнейшему усилению ценностных расхождений, которые мы уже активно наблюдаем.
* Соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ
















