25 декабря 2025 г.
В 2025 г. в программу Обследования рабочей силы (ОРС) Росстата впервые включен блок вопросов о различных навыках, используемых в процессе работы. На основе результатов ОРС по итогам первого полугодия 2025 г. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует востребованность навыков на российском рынке труда и оценивает степень их соответствия запросам работодателей.
Справочно: В соответствии с международными стандартами в области статистики труда в обследовании собирается информация о трех группах навыков: профессиональных, базовых и универсальных.
Профессиональные навыки специфичны для каждой профессии и включают в себя специальные знания и умения, необходимые для выполнения трудовых обязанностей; знание конкретных продуктов или услуг; способность управлять специализированными техническими инструментами и механизмами и т. п. Базовые навыки считаются необходимым условием для дальнейшего образования и обучения, а также для приобретения универсальных и профессиональных навыков. Универсальные навыки могут использоваться в широком спектре профессий и легко переноситься с одного рабочего места на другое. Вопросы анкеты содержали закрытый список навыков.
На вопросы о необходимых и используемых навыках по основному месту работы отвечали сами работники. Для оценки степени соответствия запросам работодателей профессиональных и базовых навыков, владения иностранными языками, умения работать с технологиями искусственного интеллекта (ИИ) работники отдельно оценивают необходимый и фактический уровни владения навыками. Затем эти оценки сопоставляются между собой. Для универсальных навыков используется прямая самооценка занятыми степени соответствия имеющегося уровня необходимому.
В последнее десятилетие изучение навыков становится ключевым элементом создания эффективных систем обучения и развития кадров. Понимание востребованности различных навыков помогает компаниям и работникам подготовиться к изменениям, происходящим на рынке труда, а странам — перенастраивать системы образования и профессиональной подготовки под новые потребности.
Навыки, необходимые для работы
Как и ожидалось, работники в первую очередь отмечают востребованность профессиональных навыков — о них заявили 93,6% опрошенных. Среди базовых навыков наибольшую значимость имеют грамотность и счет (69,4 и 64,4% соответственно). Универсальные компетенции в целом востребованы в меньшей степени; среди них чаще всего упоминаются стрессоустойчивость (47,3%), умение работать с клиентами (44,1%) и в команде (42,5%). Реже всего были востребованы экологические навыки (3,3%), также пока не многие работодатели предъявляют такие требования, как владение иностранными языками (5,4%) и работа с ИИ (5%) (рис. 1).
Востребованность навыков различается по возрастным группам. Работники в возрасте
По сравнению с младшими возрастными группами представители старшего поколения дают меньшие оценки востребованности практически по всем рассмотренным областям, за исключением физических способностей, а также навыков планирования и организации. Это свидетельствует о поляризации профессиональной структуры занятости среди работников предпенсионного и пенсионного возрастов: они чаще сосредоточены либо в низкоквалифицированных профессиях, либо, напротив, занимают должности специалистов и руководителей.
Женщины чаще отмечают в качестве необходимых навыки счета, работы с компьютером, общения и презентации, работы с клиентами, стрессоустойчивость и грамотность; мужчины — физические способности, что в первую очередь связано с различиями в профессиональной структуре мужчин и женщин.
Уровень владения профессиональными и базовыми навыками: необходимый VS фактический
По каждому из анализируемых профессиональных и базовых навыков, а также по иностранным языкам и технологиям ИИ работников просили оценить требуемый и фактический уровень владения: базовый, средний или продвинутый (табл. 1).
Занятые респонденты чаще оценивали требуемый уровень владения как средний, реже всего — как продвинутый. Продвинутый уровень больше необходим для работы с технологиями ИИ (24,7%), профессиональных навыков (24,2%) и иностранных языков (23,9%). Базовый уровень владения чаще всего достаточен для навыков счета (39%) (рис. 2).
Большинство работников воспринимают свой фактический уровень владения профессиональными и базовыми навыками как средний — так ответили от 37 до 49% занятых. Самые высокие оценки сотрудники дают своим профессиональным навыкам: 34% указали, что имеют продвинутый уровень. Ниже всего оцениваются навыки счета, знание иностранных языков, умение использовать технологии ИИ.
Сопоставление фактического и необходимого уровней владения по отдельным навыкам показывает, что более 70% занятых обладают ими на уровне, в точности соответствующем требованиям занимаемых рабочих мест (рис. 3). Остальные сталкиваются с одной из двух форм несоответствия: 1) избыток навыков — работник знает и умеет больше, чем того требует его работа; 2) дефицит навыков — уровень владения ниже необходимого для эффективного выполнения задач.
Ситуация избытка навыков наиболее распространена в отношении технологий ИИ (15,9%) и иностранных языков (15,1%). Среди мужчин превышение фактического уровня над требуемым преимущественно наблюдается в области профессиональных компетенций, грамотности и счета, среди женщин — в части компьютерных навыков, иностранных языков и технологий ИИ. Дефицит навыков чаще возникает в отношении профессиональных компетенций (17,9%), счета (17,6%) и грамотности (17,2%).
Соответствие универсальных навыков требованиям рабочих мест
Подавляющее большинство работников (93%) оценивают имеющиеся у них универсальные навыки как удовлетворяющие требованиям текущей работы. С проблемой несоответствия сталкиваются 7% занятых, в их числе 5,7% считают, что их квалификация используется не в полной мере, а 1,3% думают, что им необходимо приобретать новые навыки и/или развивать уже имеющиеся для соответствия запросам работодателя (рис. 4).
Занятые старше 60 лет и работники с высшим образованием чаще отмечают, что их навыки позволяют выполнять более сложные задачи и обязанности (8,5 и 8,3% соответственно).
Ключевые выводы
Для российских работников наибольшую востребованность имеют профессиональные и базовые навыки. Универсальные требуются в меньшей степени, и самые значимые среди них — стрессоустойчивость, умение работать с клиентами и способность к командной работе. Особенности возрастной структуры занятости проявляются и в специфике требований к молодежи: от молодых людей чаще требуются умение работать с клиентами и физические способности, реже — профессиональные и базовые навыки. Большинство занятых владеют знаниями и умениями в рассмотренных областях на уровне, достаточном для выполнения их трудовых задач. В части универсальных навыков несоответствие между фактическим и требуемым уровнями встречается значительно реже, нежели при оценке профессиональных и базовых.
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата; результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.
Источник: Анна Лукьянова, Анастасия Рябова, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ




















