6 апреля 2009 г.

В.В. Путин выступил в Государственной Думе с отчетом Правительства РФ о результатах его деятельности за 2008 год.

<…> Все мы хорошо знаем, в какой ситуации находимся. Вся мировая экономика, а вместе с ней и российская, переживают, мягко говоря, нелегкие времена. <…>
<…> Наш выбор - продолжить линию на переустройство, а фактически на создание новой экономики, поддержать и консолидировать все то, что составляет базу ее качественного роста.
Вы знаете, вы сами бываете в регионах часто, видите, что и я езжу постоянно по стране, и очень часто задают вопрос - могла ли Россия остаться в стороне от кризиса или полностью избежать его негативных последствий? Конечно, нет. Это просто невозможно. Это иллюзия. Проблемы возникли не у нас и не по нашей вине. Это очевидно, с этим никто не спорит, но затронули практически всех, в том числе и Россию.
По оценкам экспертов, в этом году глобальная экономика впервые после Второй мировой войны продемонстрирует отрицательные темпы роста. В четвертом квартале прошлого года ВВП США, например, сократился более чем на 6% в годовом исчислении, в Японии - на 12, в Германии - на 8,2, безработица практически везде подбирается к отметке 8%, уже зашкаливает за 8 - и в еврозоне и, по-моему, в США точно уже - 8,5.
Глубочайший спад переживают практически все отрасли мировой экономики. Где-то наши дела идут лучше, где-то - хуже, но в целом ситуация в российской экономике принципиально не отличается от мировых тенденций.
Вместе с тем кризис обострил и наши известные проблемы: зависимость от внешней конъюнктуры, слабую диверсификацию, дефицит так называемых длинных денег.
Мы были вынуждены парировать сразу два удара. Первый - собственный финансовый кризис, который вызвал отток капитала, потому что сами западные экономики столкнулись с дефицитом ликвидности, и деньги просто туда уводили, да и спекулятивный капитал начал уходить с нашего рынка, и свертывание внешних источников кредитования.
И второй удар - это резкое падение спроса и цен на традиционные товары нашего экспорта, а значит, - сокращение доходов в бюджет. <…>
<…> Теперь, собственно, об итогах 2008 года. Несмотря на снижение темпов в 4-м квартале, ВВП страны вырос на 5,6%, рост промышленного производства составил 2,1%, более чем 10-процентный рост продемонстрировало сельское хозяйство, инвестиции выросли на 9,8%, а производительность труда - на пять. В прошлом году на 10,3% увеличилась реальная заработная плата. <…>
<…> В сфере образования выполнены практически все задачи нацпроекта. Идет внедрение современных программ обучения. <…> Улучшена материально-техническая база десятков тысяч школ, техникумов, вузов. Число компьютеров в школах выросло более чем в 3 раза, и теперь наши школьники обеспечены ими не хуже, чем их сверстники во многих европейских странах.
В целом 2008 год стал прорывным для распространения Интернета в России. Регулярный доступ к Сети имеет уже треть населения страны - 50 млн человек. <…>
<…> Что касается внешнеэкономического сотрудничества, то практически завершено формирование правовых основ Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Причем, я думаю, что запустить работу Таможенного союза мы сможем на год раньше - уже в 2010 году, и наши партнеры тоже поддерживают ускорение этой работы. <…>
<…> Большую часть своего выступления я, конечно, хотел бы посвятить анализу текущей ситуации и тому, на какие рубежи мы должны выйти в среднесрочной перспективе.
Начну с оперативных мер Правительства, принятых во второй половине 2008 года. Они были призваны защитить граждан и экономику от кризисного шока, сохранить жизнеспособность нашей финансовой системы. Вы знаете: до 700 тыс. рублей были повышены страховые суммы по вкладам граждан в банках, выделены средства на санацию проблемных финансовых учреждений и пополнение банковских капиталов через субординированные кредиты. Кроме того, Правительство поддержало усилия Центрального банка страны по восстановлению ликвидности кредитных учреждений. Поддержка банков была нужна, в том числе, а может быть, даже и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, не допустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены.
Угроза развала банковской системы отступила, а она стояла на пороге, была, к сожалению, вполне реальной. Более того, банки, получившие поддержку, за пять кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объемы кредитования реального сектора, дополнительно выдать кредитов более чем на 1 трлн рублей. Обращаю ваше внимание на то, что другие финансовые учреждения, которые такой поддержки со стороны Правительства не получили, тоже увеличили объем кредитования, но только на 7 процентов. В среднем получается 9 процентов.
Напомню, что в позапрошлом году темпы роста кредитов составили в нашей стране рекордную цифру - это было больше 50%, 54, по-моему, в прошлом году - 34.
Но хочу вам сказать, уважаемые депутаты Государственной думы, что это вообще беспрецедентная вещь в мировой экономике. Самыми большими темпами кредиты растут в Китае, но там всего 19%, а в нормальной экономике - это как раз и есть 7-9. Вот мы подошли сейчас к этому рубежу.
Хочу подчеркнуть, что государство при этом никому ничего не подарило: частные банки получили от ЦБ и Фонда национального благосостояния кредиты, которые должны будут возвратить.
Далее. В условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту, отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты, неизбежное в сложившихся условиях, как мы обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям.
Кроме того, текущий курс национальной валюты, безусловно, улучшает конкурентные позиции российских производителей как на внешнем, так и, что особенно важно, на внутреннем рынке. Многие из вас это хорошо знают. Когда я посещал некоторые предприятия, говорил с рабочими, с руководителями, с менеджментом, так прямо и говорили: три дня назад курс изменился, мы можем решать нормально наши вопросы, можем реализовывать свою продукцию на внешнем рынке и на внутреннем. <…>
<…> Какой же главный результат неотложных антикризисных мер? Удалось избежать худшего сценария развития событий. Насколько это возможно, удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях. Вместе с тем 2009 год будет для нас очень трудным.
Несколько дней назад в Государственную думу поступил новый вариант бюджета, опубликована правительственная программа антикризисных мер. В этих документах отражена наша позиция, наше понимание ответственной и сугубо реалистичной социально-экономической политики.
В чем ее смысл? В том, чтобы обеспечить оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, в том, чтобы не только обороняться, но и наступать, строить новую, более эффективную экономику. То есть мы должны не просто сохранить ключевые производства, но и ускорить переход экономики на путь инновационного развития. Не только поддержать внутренний спрос, но за счет реализации масштабных проектов создать инфраструктурный задел на будущее. Не только не допустить глубокого спада ВВП, но и усовершенствовать важнейшие рыночные институты. Не только гарантировать макроэкономическую стабильность, но и сделать нашу кредитно-финансовую систему более конкурентоспособной. Именно такая идеология и легла в основу нового варианта бюджета. Подчеркну, и это очень важно, - этот бюджет остается бюджетом развития.
Назову его основные параметры: доходы - 6,7 трлн рублей, расходы - 9,7. Значит, не трудно посчитать: 3 млрд у нас с вами дефицит, он составит 7,4% от ВВП, но реально будет больше, с учетом так называемых квазифискальных мер, в основном Центрального банка - где-то к 8%. На реализацию антикризисных мер предусмотрено 1 трлн 400 млрд рублей, а в целом, с учетом эффекта от снижения налогов, средств Центрального банка, Фонда национального благосостояния, других источников на борьбу с последствиями кризиса и восстановление экономики направляется огромная сумма - 3 трлн. <…>
<…> Последние годы, благодаря инвестициям и внедрению инноваций, возможности реального сектора страны самым серьезным образом выросли. Наша задача - сохранить и развить накопленный промышленный и технологический потенциал, оказать помощь предприятиям, которые вложились в выпуск новой продукции, в повышение конкурентоспособности, а сегодня испытывают трудности с кредитованием, сталкиваются с временными трудностями на рынке, со сбытом.
Обращаю внимание, что расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика» в 2009 году, прошу внимания, увеличиваются сразу на 70% и составят рекордную для нас сумму - 1 трлн 733 млрд рублей (в 2008 году это был 1 трлн).
На госгарантии по кредитам, дополнительную капитализацию компаний и поддержку экспорта направляется 500 млрд. Однако помощь государства не будет подменять ответственность самого бизнеса. Право на получение поддержки получат лишь те, кто самостоятельно способен привлекать ресурсы, обслуживать долги, реализовывать программы реструктуризации. Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем -это значило бы «консервировать» вчерашний день российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков. <…>
<…> Всего на поддержку промышленности выделяется 70 млрд рублей, а с учетом гарантий по кредитам - 170 млрд. Мы серьезно ослабили фискальную нагрузку на экономику - как в целом, так и по ключевым отраслям. Вы знаете, была увеличена амортизационная премия с 10 до 30%, снижен налог на прибыль с 24 до 20, введен новый, менее обременительный порядок НДС, не вперед, а по факту. Субъекты Федерации получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес с 15 до 5 процентов. <…>
<…> Следующий приоритет - это активизация внутреннего спроса. Правительство будет делать все возможное, чтобы компенсировать сжатие рынков, поддержать отечественных производителей и одновременно создать инфраструктурный и технологический задел для будущего развития. Так, по сравнению с 2008 годом, более чем на 100 млрд. рублей увеличатся ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры. Они составят 560 млрд. рублей, в том числе, на автодороги мы направим 312 млрд. рублей, тогда как в 2008 году на эти цели было выделено 294 млрд. Как видите, рост есть и здесь.
Начнется реализация ряда новых программ. В качестве примера назову проект по обновлению пассажирского и коммунального транспорта, а также автомобильного парка силовых структур. На эти цели с учетом регионального софинансирования дополнительно выделяется 42,5 млрд. рублей, собственно говоря, это направлено прежде всего на то, чтобы поддержать наших отечественных производителей. Это, я вам напомню, 12,5 млрд. ведомствам - МЧС, Минобороны, МВД - на закупку специального транспорта; 20 млрд. рублей из федерального бюджета на решение таких же вопросов в регионах, и они же обещали добавить сюда еще 10, получается 42,5. <…>
<…> Отдельно хотел бы остановиться на перспективах крупнейшего инфраструктурного проекта - подготовке к проведению зимних Олимпийских игр. Уже сейчас на стройках в Сочи работают свыше 7,5 тыс. человек, а в ближайшее время их число увеличится в несколько раз. Подготовка к Олимпиаде обеспечит массовый заказ на стройматериалы, машины, оборудование, инженерные и проектные услуги.
Такой же позитивный эффект будет иметь и организация саммита АТЭС во Владивостоке и Всемирная летняя студенческая олимпиада в Казани (Универсиада).
Вместе с тем, за счет бюджета (хочу это подчеркнуть, и наверняка вы это понимаете) невозможно полностью решить проблемы низкого спроса в экономике. Поэтому основной акцент в антикризисной политике должен быть сделан не на прямой госзаказ, а на восстановление деловой активности.
Через что? Через субсидирование процентных ставок, развитие лизинга, поддержку потребительского кредитования. Именно такие механизмы уже используются на рынках сельхозтехники, легковых автомобилей, авиационных перевозок. В результате мы должны получить реальную, а не искусственную структуру внутреннего спроса, который станет эффективной основой для посткризисного восстановления и последующего развития экономики.
Четвертый приоритет - это стимулирование инноваций и структурная перестройка реального сектора. Наша промышленность должна выйти из кризиса более сильной и современной. Сейчас многие обращаются к государству с просьбой о поддержке, и, конечно, мы идем навстречу, но при этом намерены использовать имеющиеся рычаги для повышения конкурентоспособности компаний, провозгласить и реализовать на практике лозунг «Помощь - в обмен на эффективность!» На каждом предприятии - получателе государственных средств должна быть подготовлена программа а) повышения производительности труда, б) использования энергосберегающих технологий и в) инновационного развития.
В скорректированном бюджете сохранены расходы на развитие таких ключевых отраслей, как авиа- и судостроение, космос, атомная и радиоэлектронная промышленность.
Принято решение освободить от уплаты НДС импорт оборудования, аналоги которого у нас не производятся. Вместе с предоставлением госгарантий по кредитам эта мера позволит предприятиям продолжить программы технологического обновления.
Пятый приоритет - это создание благоприятных условий для экономического подъема, прежде всего за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия необоснованных барьеров для предпринимательской деятельности. Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю за предпринимательской деятельностью. Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Уже принятые законодательные решения вводят с 1 июля текущего года серьезные ограничения на разного рода проверки. Правда, я посмотрел, почему только с 1 июля? Непонятно, видимо, какое-то объяснение есть, но посмотрим, может быть, можно ускорить. <…>
<…> Наш следующий приоритет - построение мощной финансовой системы, на которую можно надежно опереться, развивая национальную экономику. От экстренных мер спасения банковского сектора необходимо перейти к планомерному расширению его ресурсной базы, создать условия для повышения доступности кредита как на предприятиях, так и для самих граждан.
Антикризисный план предусматривает возможность выделения 255 млрд. рублей на поддержку банковского сектора, банковской системы, причем предоставление господдержки будет жестко увязано с кредитованием реального сектора. <…>
<…> Вместе с тем - и мы с вами это видим - рубль стабилизировался. Есть основания полагать, что и инфляция будет снижаться. Это значит, что уже в ближайшие месяцы мы можем рассчитывать и на снижение процентной ставки Центрального банка.
Но подчеркну, решение этого вопроса находится в полной компетенции ЦБ. В этой связи хотел бы отметить, что в условиях кризиса руководство Центрального банка России действовало хладнокровно, взвешенно и профессионально.
Седьмой приоритет нашего плана - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов к нашей бюджетной системе.
Уже назвал размер дефицита в 2009 года - 3 трлн. рублей (это порядка 7,4% от ВВП, как я сказал), а с учетом так называемых квазифискальных расходов, прежде всего, опять же расходов Центрального банка на капитализацию Сбербанка, других расходов, это будут все 8 процентов. Столь масштабный дефицит как сильно действующее лекарство для экономики допустим, однако злоупотреблять им нельзя. Это может быть крайне разрушительно для всей финансовой системы. Поэтому наш план предусматривает жесткую программу по снижению дефицита до 3% ВВП уже в 2011 году. Одновременно продолжим борьбу с инфляцией. <…>
<…> Мировой кризис еще не закончился, далеко еще не закончился. Ситуация в глобальной экономике остается неопределенной и таит в себе немало угроз. Мы не можем одним махом, что называется, одним щелчком решить все проблемы. Понимаем всю сложность ситуации, так же, как и то, что действовать придется в условиях целого ряда ограничений и неопределенностей, включая низкие цены на основные товары нашего традиционного экспорта, необходимость следовать жестким параметрам бюджета, сберегать и наращивать резервы. А у нас такая возможность сохраняется. Вот вчера только мне председатель Центрального банка сказал, они купили уже 5 млрд. долларов за последнее время. Золотовалютные резервы увеличиваются, сейчас они составляют уже 380 млрд.
Тем не менее, было бы безответственно успокаивать себя бравурными словами и безудержным оптимизмом. Но что определенно можно сказать, и нужно, так это то, что Россия кризис преодолеет.
Страна безусловно сохранит позиции одной из крупнейших экономик мира, к тому же с большим горизонтом развития, с мощным кадровым и технологическим потенциалом. Для этого нам всем нужно работать согласованно, единой командой, требуется собранность и консолидация, согласие по принципиальным вопросам. Наши действия должны быть несуетливыми, но быстрыми, ответственными и взвешенными, приносить реальный эффект и для граждан, и для экономики. Только так мы сможем сохранить общественное доверие и обеспечим достижение поставленных стратегических целей.

Источник: www.premier.gov.ru