22 июня 2009 г.
В вопросах обеспечения продуктами и услугами, необходимыми для функционирования их бизнеса и поддержания конкурентоспособности, организации всё больше полагаются на сторонних вендоров, однако такая зависимость может быть рискованной, особенно в нынешних экономических условиях, предупреждает Gartner Inc.«Чем больше организации полагаются на вендоров в плане продуктов и услуг, тем больше они подвергаются риску, связанному с нарушением поставки или неспособностью вендора предоставить продукты и услуги, оговоренные договором», - пишет Хелен Хантли, вице-президент по исследованиям Gartner.
Управление рисками, связанными с вендорами, говорит Хантли, становится важной задачей для организаций; они обязательно должны иметь готовый план действий в чрезвычайных обстоятельствах, чтобы обеспечить поддержку бизнеса, если случится худшее и вендор, обеспечивающий поддержку их критически важных систем, окажется неспособен это делать.
Однако рекомендуется сначала классифицировать вендоров, прежде чем оценивать риск. Одних вендоров можно считать тактическими - тех, зависимость от которых невелика или работающих в сфере широкого потребления. Других вендоров следует классифицировать как стратегических, потому что организация в сильной степени зависит от них, несёт большие расходы или планирует наращивать свой бизнес с ними в дальнейшем.
Gartner предлагает четыре группы высокоуровневых критериев риска, связанных с вендорами, по которым организации могут отслеживать признаки того, что вендор испытывает трудности:
Организационный риск
Организационный риск связан с изменениями, касающимися персонала вендора. Изменения в штате, особенно высшего руководящего звена, могут сигнализировать о трудностях в компании. Симптомами таких проблем могут быть следующие события:
- Перестановки в руководстве, особенно высшего звена организации, и более всего смена финансового директора
- Президентом, главным управляющим и председателем правления компании является одно и то же лицо либо это родственники
- Большие увольнения в штате вендора
- Периодические сокращения персонала
- Высокая текучка кадров и более высокая, чем обычно, текучка менеджеров по продажам
- Продажа акций руководителями высшего звена
- Заметное увеличение числа руководителей, берущих на себя обязанности по мере ухода других
- Нет членов правления со стороны
- Разорваны связи с фирмами-партнерами
Финансовый риск
Финансовый риск это риск, связанный с любой формой финансирования или финансовой отчетности. Нужно отслеживать повторяемость следующих финансовых показателей и действий, так как ни один из этих признаков сам по себе еще не является значимым:
- Показатели, связанные с ценой акций
- Кредитный рейтинг вендора
- Повторное представление финансовых отчетов (по форме 10-K или другой специальной форме)
- Заявление о банкротстве
- Поздняя подача отчетов
- Коэффициент текущей ликвидности; соотношение заемных и собственных средств
- Темп роста чистого дохода и поток наличности
- Прибыль на акционерный капитал, прибыль на инвестиции, рентабельность активов
- Банковская наличность
- Неспособность вендора получить финансирование или договориться о ссуде, чтобы продолжать свой бизнес
- Просрочка погашения дебиторской задолженности
Риск, связанный с поддержкой
Это касается рисков, с которыми сталкиваются клиенты, когда продукты или услуги больше не сопровождаются поддержкой или не поставляются согласно условиям, оговоренным в договоре или установленным вендорами вообще. Здесь нужно учитывать следующее:
- Увольнения персонала, важного для вашего бизнеса
- Снижение показателей уровня обслуживания и неспособность вендора обеспечить уровни обслуживания
- Снижение качества обслуживания заказчиков и уровня ресурсов, падение компетенции и отсутствие поддержки
- Текучка клиентов
- Отказы продуктов, нехватка запчастей и отсутствие поддержки для продуктов
- Дефектная продукция
Риск смены стратегии
Риск смены стратегии связан с изменениями в высокоуровневом наборе директив, которыми руководствуются вендоры, чтобы артикулировать, как они будут выполнять поставленные задачи. Внезапные смены стратегии могут указывать на сложности в компании, например, отсутствие чёткого прицела или финансовые трудности. Здесь нужно внимательно следить за следующим:
- Изменение подхода к сбыту и маркетингу, размера и типа сделок, на которые нацелен вендор, стратегических инвестиций, стратегии продуктов, стратегии по регионам, в вертикалях или прицела на конкретные отрасли
- Появление новых конкурентов, угрожающих стратегическим основам бизнеса вендора
Источник: Gartner