13 июля 2010 г.

Роль финансовых директоров в России неуклонно растет, они принимают все большее участие в стратегическом планировании и все чаще взаимодействуют с общественностью от имени компании. Таковы результаты нового исследования «Эрнст энд Янг» «ДНК современных финансовых директоров. Основные выводы по России», в котором приняли участие 669 финансовых руководителей из стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка), в том числе 51 из России.

Это первая работа в рамках нового проекта «Эрнст энд Янг», посвященного роли CFO, которая была проведена с целью выявить отличительные черты и составляющие элементы успеха финансовых директоров в России.

Результаты исследования указывают на повышение роли CFO в России и расширение сферы его ответственности. Если раньше роль финансового директора в большей степени сводилась к решению текущих вопросов, то сейчас он вовлечен в процесс стратегического планирования. Российский CFO сегодняшнего дня – это сотрудник высочайшей квалификации, руководитель, который непосредственно участвует в стратегии развития бизнеса предприятия. Он молод и амбициозен, получил хорошее образование и знает свою компанию. Его мнение важно для руководства предприятия, акционеров и участников рынка, он часто является лицом компании и выступает перед представителями СМИ и общественности от ее имени.

Результаты нашего исследования показали, насколько глубоко финансовые директора вовлечены в процесс решения не только тактических, но и стратегических задач. 75% российских менеджеров уже сейчас уделяют половину и более рабочего времени консультированию корпоративного руководства, прогнозированию, выстраиванию отношений с инвесторами.

«Наш опыт показывает, что уровень подготовки российских финансовых специалистов чрезвычайно высок, и сфера их ответственности неуклонно расширяется. Если CFO и не формируют самостоятельно стратегию, то уже принимают в этом процессе непосредственное участие. Квалификация ведущих финансовых менеджеров России соответствует высокому уровню мировых стандартов», - отмечает Александр Ивлев, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель по работе с клиентами и отраслевому развитию в странах СНГ.

По мнению респондентов, в России инициативы финансовых директоров оказывают влияние на стратегическое планирование. Среди ключевых препятствий на пути эффективного управления финансами компании большинство опрошенных менеджеров назвали недостатки корпоративной культуры, сложные экономические условия и ограниченность финансовых ресурсов. При этом российские респонденты в меньшей степени, чем все участники исследования в целом (37% против 47%), обеспокоены вопросами корпоративной культуры и чаще сетуют на трудности в экономике (35% российских по сравнению с 30% всех опрошенных).

По мнению российских финансовых директоров, размер вознаграждения сейчас более тесно связан с финансовым благополучием компании (71%). После того, как закончился активный экономический рост, гораздо большее количество акционеров российских компаний участвуют в оценке деятельности организаций (69%), а стратегия развития бизнеса стала смещаться в сторону долгосрочных целей (63%).

Российские финансовые директора отмечают возросшую приоритетность управления затратами (53%), совершенствования процесса управления рисками (55%) и привлечения финансирования (52%).

Интересно, что российские финансовые менеджеры оценили собственный вклад в бизнес выше, чем все респонденты в целом (41% против 34%), их мнение о собственной репутации на рыке тоже гораздо выше (31% против 23%). При этом основная масса всех опрошенных (42%) продолжает оценивать себя по стандартному набору формальных показателей, таких как выручка, прибыль, цена акции, прибыль на инвестицию.

Показательно, что 20% всех респондентов считают достижение экономической эффективности компании главным результатом своей работы. Однако россияне, напротив, отводят этому критерию лишь 8%, а 20% голосов отдают такому показателю, как создание репутации компании, имеющей хороший финансовый менеджмент (по сравнению с 8% среди всех опрошенных в регионе EMEIA).

Мы наблюдаем тенденцию к расширению полномочий финансового менеджера и его переориентации в сторону расширенного руководства деятельностью компании. Согласно результатам исследования, после кризиса одним из ключевых направлений деятельности CFO является не просто улучшение финансовых показателей, а наиболее достоверное отражение бизнес-процессов с целью повышения доверия заинтересованных лиц. 66% всех респондентов (63% российских) считают, что основным приоритетом в деятельности CFO сегодня становится повышение доверия к финансовому положению своей компании.

Тезис о том, что CFO должен выступать в роли главного представителя компании, информирующего о ее финансовой деятельности, поддержали 65% опрошенных (55% в России). «Финансовый директор все чаще выступает от имени компании по всем вопросам, касающимся финансовых показателей, что требует от него эффективной коммуникации и навыков публичных выступлений», - подчеркивает Александр Ивлев.

Интересно, что многие российские менеджеры отмечают важность коммуникативных навыков, опыта общения с прессой и руководством, однако не придают большого значения развитию своих способностей в области проведения презентаций или интервью (необходимость в развитии таких навыков отметили всего 4% российских CFO).

Опыт и авторитет в компании играют важную роль при назначении финансового директора на должность и в ходе построения им карьеры. В России большинство CFO начинали свой карьерный рост финансистами в той же компании, где работают сейчас (65% по сравнению с 51% от общего количества опрошенных в регионе EMEIA).

Опрос показал, что абсолютное большинство респондентов в России (45%) хотели бы получить более высокую должность в области финансов – стать CFO в группе компаний или же в более крупной организации. При этом треть (33%) российских финансовых директоров хотели бы приобрести международный опыт для того, чтобы подняться выше по карьерной лестнице.

Об исследовании «ДНК финансовых директоров»

Исследование «ДНК финансовых директоров» предлагает свежий взгляд на сегодняшнего финансового директора (его роль, приоритеты, цели и отношения с заинтересованными сторонами, а также отличительные черты, характерные для этой категории руководителей в целом).

Настоящее исследование проводилось в рамках Программы «Эрнст энд Янг» (EMEIA) для финансовых директоров. В опросе приняли участие 669 финансовых директоров из стран Европы, Ближнего Востока, Индии и Африки, в том числе 51 из России. Кроме того, в ходе настоящего исследования были проведены расширенные интервью с финансовыми директорами ведущих компаний и ключевыми заинтересованными сторонами.

Источник: «Эрнст энд Янг»