Анна Майорова

Валентин Серов, «Девочка с персиками»

Много мыслей об импортозамещении программного обеспечения навевает вдумчивому зрителю картина Валентина Серова «Девочка с персиками».

Прежде чем погрузиться в отвлеченные размышления, давайте просто бросим взгляд на полотно. Что предстает нашему взору? Вид за окном, обстановка комнаты, юная особа, позирующая художнику, фрукты и нож на столе...

Нет сомнений, что картина писана в России. Об этом говорит неяркая, осенняя уже зелень под ленивым подмосковным солнцем, виднеющаяся за стеклом. Сам портрет героини — выражение ее лица, поза — замечателен тем, что мгновенно и навсегда ложится в память зрителя. Именно этого добивался — и добился, блеснув мастерством, — Серов.

Персики тут, казалось бы, неважны. Ну, была бы вместо них, скажем, антоновка — неужели это лишит картину достоинств? Неискушенный человек, которого жизнь не сталкивала с импортозамещением, вполне может задаться таким наивным вопросом.

Между тем персики — важнейший, незаменимый участник сюжета. Разве может антоновка заменить персик? Конечно, нет. Не случайно Серов вынес слово «персики» в название своего произведения. Персики здесь важная сущность, нуждающаяся в осмыслении.

Кстати, название «Девочка с персиками» служит своеобразным реестром художественных ценностей картины. И не страшно, что в этом реестре всего два класса продуктов, «девочки» и «персики». Главное в том, что ценности названы, и всякий понимает, куда следует смотреть.

Смотреть надо, конечно, и на персики. Персики у Серова — следствие импортозамещения, о котором своевременно позаботились римляне. Это они в первом еще веке, задолго до alibaba.com, завезли растение из Китая в Италию и научились его культивировать. Позднее персиковое дерево распространилось по всей Европе.

У просвещенного человека это воспоминание вызовет множество ассоциаций. Тут и крымские персики, вкуснее которых нет. И «русский с китайцем — братья навек». И третий Рим, и Спартак. Глядишь на картину и постепенно осознаешь, что импортозамещение — естественный образ всей нашей жизни. Вспоминаются ботик Петра I, Левша, ЕС ЭВМ...

Но вернемся в наше время. Сколь символичным оказалось продление выставки картин Серова этой зимой! Вы, конечно, помните, кто подсказал нам это прозорливое решение. Благодаря ему, этому человеку, толпы соотечественников устремились в ЦДХ на встречу с прекрасным. И если бы не закон о преференциях российскому софту при госзакупках, подписанный все тем же человеком, разве говорили бы мы сегодня с тобой, читатель, об импортозамещении?

Отрадно знать, что не один Валентин Серов обращался к персикам в своем творчестве. Так, О’Генри, несмотря на некоторую легковесность, тоже отдал им должное, написав одноименный рассказ, главный герой которого ради персиков вступает в поединок с бандитом. Персик добывается героем в бою — трудом, умом и мужеством. Вот чему учит нас, и учит правильно, импортный писатель О’Генри.

Неверно поэтому думать, будто принять закон и постановление правительства, назначить ответственного, наконец, попросту дать денег достаточно для того, чтобы древо импортозамещения принесло спасительные плоды. Нет, этого недостаточно! Персик сам должен захотеть у нас вырасти. Для этого ему нужен правильный environment, то бишь среда, окружение.

Пришло время вспомнить о девочке. Серову позировала Вера Мамонтова, дочь Саввы Ивановича Мамонтова, мужественного предпринимателя, рисковавшего ради дела, а не денег и защищенного в суде Федором Плевако, еще одним грандиозным современником Серова.

Персики, лежащие на столе перед героиней картины, выращены в оранжерее усадьбы Мамонтова близ Москвы каких-то 130 лет назад. Тогда мы это умели.

Анна Майорова — независимый журналист

Перейти к содержанию