Константин Геращенко

Джованни Антонио Каналь (Каналетто), «Вид на Дворец Дожей и Гранд Канал»

Продолжаем экскурсию по нашей выставке. Один из самых популярных авторов городских пейзажей — Джованни Антонио Каналь, больше известный как Каналетто. Несмотря на то что этот мастер жил в XVIII в., его имя заслуженно заняло свое место в «Зале славы» ИТ. Каналетто вполне можно считать предтечей такого важного, многообещающего и быстрорастущего направления, как «Умный город».

И в самом деле, давайте внимательно рассмотрим одну из его картин — «Вид на Дворец Дожей и Гранд Канал». Первое, на что обращает внимание зритель, как гармонично сочетается деловая активность горожан с природой и окружающей средой. Уже тогда, 300 лет назад, великий провидец из Венеции понимал, что потомков больше всего будут волновать такие вопросы, как экология, стрессы и здоровый образ жизни. Не последнее место в списке приоритетов Каналетто занимали проблемы торговли и городского бюджета.

Начнем с последнего пункта. Сегодня бич всех крупных городов — транспортная инфраструктура. Автомобилей столько, что добраться без проблем до нужного места уже невозможно. Любая поездка — это потеря времени и нервов. Ну вы и сами это прекрасно знаете. Состояние дорог также оставляет желать лучшего. На их ремонт из городских бюджетов ежегодно расходуются огромные средства, но суммарный объем колдобин меньше не становится (если сложить их все, — получится еще один Гранд Каньон).

А теперь посмотрите, как элегантно решена дорожная проблема у Каналетто. Вместо асфальтового покрытия — водная гладь. Всегда идеально ровная и не требующая ремонта. Кроме того, как утверждают психологи, вид воды действует на психику успокаивающе. Это значит, что все участники движения станут более миролюбивыми и будут с любовью и нежностью относиться к окружающим. Практика это подтверждает. На перекрестках венецианских каналов вы не увидите неприличных жестов гондольеров и не услышите фраз типа «Ну и куда ты прешь, баран!». Вместо этого слух прохожих и пассажиров ласкают песни вроде Santa Lucia, O sole mio, Torna a Surriento ets. Уйдут в прошлое и такие нарушения, как парковка на тротуаре и во дворах.

Заметно улучшится городская экология. Наконец-то в полной мере начнут использоваться альтернативные возобновляемые источники энергии. Ведь для движения по воде грех не воспользоваться силой ветра. Поднял парус — и плыви себе на работу. Опять же экономия на бензине. А в случае необходимости можно и на весла перейти. Кстати, приверженцы здорового образа жизни смогут экономить на фитнесе и тренажерных залах. Да и в целом нация станет здоровее. Ежедневные занятия греблей — и вы забудете о болезнях и ожирении.

Инженерные коммуникации. Тоже головная боль жителей и городских властей. Мы уже привыкли, что у нас вечно что-нибудь где-нибудь перекопано. Не пройти, не проехать. В «умном городе» будущего все трубы и кабели спрятаны под водой. Легко укладывать, легко доставать, легко менять, и никакой грязи, экскаваторов и отбойных молотков.

Торговля и бизнес. Этому важному аспекту деятельности мастер также уделил должное внимание. На картине мы видим торговое судно, пришвартованное прямо у Дворца Дожей. В этом легко угадываются чаяния всех игроков рынка: единое экономическое и таможенное пространство, доставка грузов по модели DDP или DDU.

Как венецианец, Каналетто чаще всего изображал свой родной город. И центральное место почти на всех его картинах занимают административные здания — колокольня на площади Сан Марко и Дворец Дожей. Колокольня выполняет две важнейшие функции. Во-первых, это централизованная система городского видеонаблюдения. 300 лет назад она действительно располагалась в самом центре города и позволяла видеть все происходящее на главных площадях и каналах. Принцип сегодняшней системы видеонаблюдения остался тем же, разве что усовершенствовалась техническая сторона решения. Обратите внимание, что на картине изображена Венеция в самый пик рабочего дня. Несмотря на это, затруднений в движении на Гранд Канале не наблюдается, нет даже намека на пробки, что говорит об эффективной системе видеонаблюдения и контроля за трафиком.

Вторая функция колокольни — передача информации. Уже тогда вовсю использовались беспроводные технологии. Колокольный звон со скоростью звука долетал до любой точки города, до любой гондолы или квартиры. Покрытие было стопроцентным. И никаких тебе «слепых» зон или зон с неустойчивым приемом сигнала. Существовали и зачатки оптических сетей. Информация о важных событиях передавалась при помощи специальных флагов. Увидит горожанин геральдические символы, значит, с официальным визитом в город пожаловала иностранная делегация. А если на флагах красуется герб какого-нибудь купца, — скорее беги за покупками. В лавках будут распродажи с промо-акциями и большими скидками.

Итак, мы видим, что по эффективности управления городским хозяйством старая Венеция вполне даст фору многим современным городам. Не случайно Дворец Дожей как символ власти занимает центральное место на большинстве полотен Каналетто. Многие считают, что венецианские законы были весьма разумны, неукоснительно выполнялись и реально улучшали качество жизни в городе. Может, и наши власти когда-нибудь этому научатся?

Перейти к содержанию