В наступившем году мировой рынок планшетов в натуральном выражении сократится на 11,8% (по сравнению с 2014 г.), считают аналитики Digitmes Research. Причина спада — насыщение, прежде всего в верхнем и начальном сегментах, а также возросшее давление со стороны смартфонов с большой диагональю экрана, а также ноутбуков. Детальный их прогноз совпадает с нашими предположениями, касающимися рынка планшетов.

Аналитики считают, что в основном пострадает сегмент массовых семидюймовых моделей, доля которых на падающем рынке уменьшится — с 51,5 до 44,3% (здесь и далее речь по-преж­нему идет о мировом рынке в штучном выражении, год к году). Разумеется, снижение коснется как моделей на Android, так и устройств на iOS. Хотя продажи Apple — а компания останется лидером планшетостроения — продолжат падение, сильнее всего пострадают малоизвестные производители «таблеток», считают аналитики Digitmes Research, хотя подтверждающих это конкретных цифр не приводят. Однако на падающем рынке планшетов тем не менее сохранятся сегменты, где произойдет заметный рост поставок.

Увеличатся продажи план­шетов с большой диагональю — десять и более дюймов — причем рост будет значительный: порядка 20%. Очевидно, что кейсы для использования планшетов с диагональю 7 и 10 дюймов несколько различны. Удерживать в руках десятидюймовое устройство по понятным при­чинам несколько сложнее, чем ­семидюймовое, значит, планшет с дисплеем диагонали 10 дюй­мов с большей вероятностью ­будет использоваться в «квазистационарных» условиях: в качестве альтернативы ноутбуку или даже настольному моно­блоку. Аналитики Digitmes считают, что эти планшеты ориентированы на корпоративных ­потребителей и нишевое использование, однако, как мы уже ­отмечали, такое использование планшета заинтересует не толь­ко корпоративных, но и частных пользователей.

Быстрый рост — на 50%! — аналитики предрекают планшетам и гибридным устройствам на Windows, что тоже ранее ­нами предсказывалось. Определенную роль сыграет «эффект низкой базы» — девайсы на платформе Microsoft занимают непозволительно малый процент рынка — и обширные возможности для встраивания в корпоративные информационные системы с должным уровнем безопасности, управляемости, совместимости и других ­параметров, так необходимых корпоративным пользователям.

Для реселлеров из этого ­прогноза выводы максимально простые: ставьте на лидеров. От продаж noname-планшетов, как мы и говорили раньше, лучше отказаться, хотя бы для того, чтобы сэкономить ресурсы компании и направить их на продвижение более перспективных типов устройств.

Реселлерам придется выходить на корпоративный рынок «таблеток», но его еще нужно сформировать, затрачивая на это немалый ресурс как ­технических специалистов, так и маркетологов с пиарщиками и рекламщиками. Но другого ­выхода нет: других выраженных зон роста на рынке планшетов не предвидится, а ожидание, ­пока корпоративных пользова­телей «раскачают» другие компании, непродуктивно — кто примет участие в этом процессе, те и начнут поставлять план­шеты на корпоративный рынок, на первых порах он будет небольшой и на всех его не хватит.

Более перспективными могут показаться гибридные устройства для конечных пользователей (мода!) и для реселлеров (как более дорогие). Но если на корпоративном рынке трансформеры будут очень популяр­ны, то в рознице следует пом­нить о действии другого фактора — снижения покупательной способности населения и, как следствие, повышенного вни­мания к недорогим товарам или позволяющим оптимизировать начальные затраты на приобретение.

Сложности с потребитель­скими кредитами могут приве­сти к тому, что покупатели ­начнут сами изобретать схемы ­приобретения оборудования «в рассрочку». Например, в этом месяце человек покупа­ет планшет, а в следующем клавиатуру к нему, в результате получая все то же «гибридное устройство», но «в рассрочку». Ритейлерам нужно внимательно относиться к этой тенденции, предлагая покупателям ­готовые схемы и заодно обеспе­чивая их лояльность в рамках этих схем. Например, про­давая планшеты, которые с высокой вероятностью будут использоваться в качестве трансформеров — с диагональю восемь и более дюймов, под управле­нием Windows и т. д., — стоит прилагать скидочный купон на приобретение опций: стендов, клавиатур, мышей и прочего оборудования. Вполне возможно, что в следующем месяце из-за изменений валютного курса опции даже с учетом скидки окажутся в рублях дороже, чем ­сегодня, но это уже от реселлеров не зависит.

Как видно, наступает время креативных подходов и агрессивного маркетинга. Денег не будет ни у кого и ни на что — у ритейлеров на продвижение, у по­купателей на опции и т. д. — но при этом все прекрасно понимают, что хотя экономическая ситуация и не способствует продажам, но пока не способна покончить с ними полностью: пока людям будут нужны планшеты для работы, творчества или развлечений, сохранится и бизнес, который может предложить ­такие устройства, удовлетво­рить потребности клиентов, по­лучить прибыль и отодвинуть конкурентов.