Что может оживить мировой рынок мониторов? Новые модели — с поддержкой UltraHD, с большими диагоналями, изогнутые и т. д., а также нишевые, например геймерские.

Положительно повлиять на объемы продаж может также большее распространение больших мониторов и подключения нескольких к одному компьютеру, но такого рода факторы лежат уже за пределами этого рынка.

Былое падение

Рынок мониторов в последние годы стабильно падал. Самые свежие данные, описывающие динамику и объем продаж мирового рынка мониторов, относятся к III кварталу прошлого года, когда, по данным IDC, было реализовано 33,4 млн. таких устройств, что было на 5,1% меньше, чем в III квартале позапрошлого года. Ожидаемые продажи последнего квартала 2014 г. должны были, согласно прогнозам IDC, выйти на уровень 33,5 млн. штук.

Причины последовательного падения продаж мониторов очевидны: распространение ноутбуков, а в сегменте настольных компьютеров — моноблоков. Кроме того, жидкокристаллические мониторы оказались весьма надежными — время их наработки на отказ составляет 30–50 тыс. ч, то есть если вы используете монитор по 10 часов в день, то его хватит на 10 лет, что явно больше, чем срок службы персонального компьютера. Это значит, что большое количество настольных систем приобретается без мониторов, и к ним подключаются дисплеи, оставшиеся от предыдущего поколения компьютеров. Развитию продаж мониторов это обстоятельство, конечно же, не способствовало.

Сложившаяся ситуация не очень волновала производителей — им же все равно изготавливать панели, что для встраивания в ноутбуки или моноблоки, что для мониторов как отдельных устройств. А кроме того, создавали панели для телевизоров, «цифровых витрин» и т. д., то есть работы у производителей было много. Интересно, что в ведущей пятерке «мониторных» вендоров хуже всего обстояли дела именно у компаний, выпускающих мониторы: по данным IDC, при сравнении квартал к кварталу Samsung (второе место) снизила продажи на 4,9%, а LG (пятое место) — на 9,6%, при общем падении рынка, напомним, на 5,1%. На этом фоне прирост продаж Dell, которая сохраняет за собой лидирующие позиции в этом сегменте, составляет 4,8%, НР (третье место) — 4%. Как видно, производство и продажа мониторов — два разных бизнеса.

Инноваций в этих аппаратах было немного. Тouch-устройства так и не стали популярными, как ни старалась Microsoft и некоторые производители компьютеров. Мониторы со встроенным android-клиентом были, но хитом продаж тоже не стали. Даже подставки, позволяющие поворачивать аппарат не только вокруг одной оси, распространения не получили. Технологии 3D не стали популярными даже для кинотеатров и телевизоров, что уж тут говорить о мониторах. Очевидно, что несмотря на продажи, измеряемые десятками миллионов штук в месяц, мониторы оставались канальным товаром, и особой динамики ждать, казалось, неоткуда. Но тем не менее она появилась.

UltraHD как драйвер верхнего сегмента

UltraHD (3840×2160 пикселей) получило название «4К» по числу элементов изображения в длинной стороне кадра — их почти четыре тысячи. По аналогии Full HD (1920×1080 пикселей) иногда называют «2К». На телевизоре или мониторе, поддерживающем стандарт FullHD, картинка имеет размер чуть более двух мегапикселей, а на UltraHD-экране — восемь с небольшим; для сравнения — размер стандартной телевизионной картинки (720×576) составляет всего 0,4 мегапикселя.

Стандарт 4К создавали для телевизоров, к мониторам он имеет опосредованное отношение, ведь в отличие от телевизора монитор может иметь любой количество точек и соотношение сторон — ведь он не привязан жестко к стандартам вещания, а видеокарта может «нарисовать» произвольную картинку (с учетом ограничений вычислительных возможностей, разумеется). Более того, как мы неоднократно отмечали, пока даже на телевизионном рынке UltraHD — больше мода, причем ничем не подкрепленная. Судите сами: трансляций в этом формате почти нет, вещательная индустрия только приступает в освоению Full HD, 4К-фильмов единицы, да и доступны они лишь в интернет-кинотеатрах, так как большой объем не позволяет выпускать релизы на оптических дисках. Ситуацию смягчают топовые смартфоны и action-камеры, позволяющие самостоятельно получать UltraHD-контент, но самодельными фильмами широкий выбор профессионального контента не заменить даже энтузиастам. Однако появление 4К все же дало импульс рынку телевизоров, а еще больший — рынку мониторов.

Популярными стали телевизоры с большой диагональю — сорок и более дюймов — ведь новый стандарт разрешения позволял им демонстрировать картинку без пикселизации и с хорошей проработкой деталей. А за телевизорами стали подтягиваться и мониторы, пользователям которых нужна и большая диагональ, и большое количество точек. Первыми на потенциальную популярность UltraHD на компьютерном рынке отреагировали, как ни странно, производители видеокарт — 4К-мониторы только начали появляться на рынке, а поддерживать это разрешение стали не только профессиональные карты, но даже бортовые «видюхи» ультрапортативных ПК, никогда не отличавшиеся топовыми параметрами.

Поддержка высоких разрешений открыла «зеленую улицу» мониторам больших диагоналей. Работать за таким аппаратом с низким разрешением не очень удобно — пиксели слишком крупные, заметные невооруженным глазом, а поэтому все изображение становится мозаичным. На мониторах с диагоналями матриц 20 и более дюймов UltraHD становится вполне оправданным.

Появились ноутбуки с UltraHD-дисплеями — только не спрашивайте, зачем 4К-разрешение на 14—15-дюймовой матрице, — что еще сильнее подогрело пользовательский интерес к новому стандарту разрешения. На Consumer Electronics Show-2015, прошедшей в Лас-Вегасе, UltraHD-мониторы не демонстрировал только ленивый.

Dell, Hewlett-Packard и ViewSonic даже показали 5К-мониторы, напомним, что двумя месяцами ранее устройство с таким разрешением анонсировала Apple. Но 5К-мониторы — как следует из названия, количество пикселей по длинной стороне экрана у них равно примерно 5 тыс. — больше имиджевые девайсы, в то время как 4К становятся популярными в верхнем сегменте. Однако новые мониторы привлекают внимание не только большим количеством точек.

«Ноу-хау» начала XX века

Мониторы стали изогнутыми. Первые такие образцы появились в позапрошлом году, заняли свое место в «нише в нише» и, как мы предсказывали, в течение 2014 г. на рынок дисплеев заметного влияния не оказывали. А в начале 2015-го — сразу фейерверк изогнутых новинок! Почему? Потому что распространение 4К заставило обратить внимание на аппараты большой диагонали — 20 и более дюймов.

Работая, человек располагается перед монитором, в отличие от телевизора, достаточно близко, а потому дисплей разумнее изогнуть, чтобы точки на нем, по возможности, находились на одинаковом расстоянии от глаз. Многие вендоры так и сделали, применив техническую хитрость, апробированную в кинозалах начала XX в. Изогнутые мониторы на CES-2015 показали HP, LG, ViewSonic, Philips, Dell и другие.

Увеличение диагонали приводит еще к одному важному изменению в современных мониторах — они становятся все более вытянутыми по горизонтали. От соотношения сторон 4:3, которое определялось особенностями конструкций электронно-лучевых трубок, мониторы давно перешли к «кинотеатральному» 16:9, а теперь появляются модели с 21:9. Это логично — сидя за большим монитором, приходится искать нужное изображение (например, окно), перемещая глаза по горизонтали, а иногда и поворачивая голову, но с той же целью еще и поднимать взгляд куда-то вверх — уже, согласитесь, перебор.

Сенсорность, «безрамочность», «геймерность» и другие нишевые характеристики

Сенсорные мониторы так и не стали мэйнстримом, несмотря на все усилия Microsoft по популяризации touch-интерфейса, прилагаемые корпорацией в рамках продвижения Windows 8. Touch-модели выпускают разные производители, но это нишевые мониторы, и вряд ли здесь что изменится в наступившем году.

Безрамочные аппараты — точнее, мониторы с очень узкой рамкой по периметру — для конечного пользователя особого интереса не представляют. Практического смысла «парящее изображение» не имеет, тем более что окантовка все равно присутствует, а что касается необычного вида, то изогнутые дисплеи куда как выразительнее.

Геймерские мониторы сочетают малое время отклика (порядка 1 мс) с высокой частотой обновления (у Acer XG270HU она, например, 144 Гц) и по понятным причинам являются нишевым товаром, для массового пользователя мало значимым, но от этого не менее интересным для активного продвижения. Поддержка новых технологий, уменьшающих задержки вывода, разрывы изображения и дрожание картинки (Nvidia G-Sync или AMD FreeSync), также немаловажна для геймерских решений — при работе с офисными программами, воспроизведении клипов и HD-видео таких проблем уже давно нет.

Мониторы с повышенным цветовым охватом, разумеется, привлекают внимание дизайнеров, фотографов, художников и других специалистов, профессионально работающих с цветом. Но цветовой охват даже у массовых мониторов сегодня такой, какой еще несколько лет назад трудно было себе представить даже в профессиональных моделях.

Итоги и перспективы

Основные параметры, влияющие на качество изображения и комфортность работы, — яркость, контрастность, углы обзора и т. д. — у мониторов вышли на высочайший уровень довольно давно, и улучшать их весьма проблематично. Ну как, например, увеличивать углы обзора, если они уже достигли 178 градусов?

Для большинства офисных компьютеров вполне достаточно монитора с диагональю 17–19 дюймов, причем даже Full HD-разрешение там не нужно. Такие модели приобретают вместе с новыми компьютерами (о проблемах, с которыми сталкиваются реселлеры при модели продаж компьютер + монитор, мы упоминали выше), покупают вместо вышедших из строя и т. д. Объемы продаж большие, но, как видно, они уменьшаются в натуральном выражении, и что еще менее приятно для канала, массовые мониторы дешевеют, что связано как с развитием технологий, так и с усиливающейся конкуренцией на сужающемся рынке.

Разумеется, продавать массовые мониторы можно и нужно. Но «снимать сливки» придется в других сегментах. Для этой цели еще вполне подходит сегмент FullHD-мониторов, которые по понятным причинам дороже традиционных. Но еще лучше для этого подойдут геймерские модели, аппараты с большой диагональю, а также изогнутые и с поддержкой UltraHD — как видно, индустрия предлагает множество вариантов, помогающих реселлеру увеличить сумму чека при продаже монитора. Такого разнообразия в прошлом году не было, а в текущем уже есть (ну или скоро будет доступно и для российского рынка), и этим ритейлу следует обязательно воспользоваться.