Компания Apple объявила о намерении начать в апреле продажи «умных часов» — это сообщение вновь привлекло внимание к соответствующему рынку. Однако сегмент «носимой электроники» при ближайшем рассмотрении оказывается не совсем таким, каким его принято считать.

Рынок «умных часов» существует уже несколько лет. Пионеры этого направления, корпорации Sony и Samsung, успели выпустить несколько версий своих часов, одна совершеннее другой. Сегмент только складывается, на нем уже представлены модели ряда крупных вендоров, кроме упомянутых Sony и Samsung тут есть «телефонные» компании (например, LG и Motorola), «компьютерные» (например, Acer и Epson) и специализирующиеся именно на «умных часах» (например, Pebble и Cookoo). Может сложиться впечатление, что это очень популярное направление и такие гаджеты расходятся десятками миллионов единиц каждый месяц, однако это не так.

По данным Canalys, за III квартал прошлого года в мире было продано всего 5 млн. «умных часов» и «умных браслетов» (последние более известны как фитнес-трекеры). Это совсем немного, учитывая, что, по данным IDC, смартфонов за тот же квартал было поставлено 327,6 млн. единиц. Безусловный smart watch-лидер — Samsung, причем его первенство здесь более выразительно, чем на рынке смартфонов: на долю корейской компании, по данным за III квартал, приходится 52% рынка «часов» (в натуральном выражении, данные Canalys) и 23,8% поставок смартфонов (тоже в натуральном выражении, но данные IDC). В тройку «часовых» лидеров входят Motorola (15% рынка) и Pebble (12%), на долю всех остальных приходится только 21% продаж.

Рост рынка smart watch весьма значителен — 37% по сравнению со II кварталом. Согласно осенним прогнозам Canalys, за прошлый год в мире должно было быть реализовано 7 млн. «умных часов» и 12 млн. «умных браслетов», а в наступившем году объемы продаж в натуральном выражении могут достичь 28,2 млн. и 15 млн. соответственно. Рост выразительный, но на фоне количества проданных смартфонов эти объемы не выглядят впечатляющими.

Заметим, что «умными часами» и фитнес-трекерами интересующие канал «носимые устройства» (в традиционном понимании) и исчерпываются. «Умные очки» переживают не лучшие времена: производство Google Glass приостановлено, Microsoft HoloLens существуют в виде концепта, решения третьих фирм — например, Epson — мало кому известны. Устройств медицинского предназначения в традиционном канале по понятным причинам нет, но и они пока не массовые. Концептов много — от «умных очков», вмонтированных в контактные линзы, до «умных татуировок» — но их сейчас на полку не поставишь... Что же делать ритейлерам? Обратить внимание на опции для смартфонов, их ассортимент много шире, чем часы и очки.

Спектр Wearable Electronics значительно объемнее, чем могут охватить «умные часы» и «умные браслеты», хотя пока они остаются наиболее дорогими представителями «носимой электроники». Сюда следует отнести, например, hands-free-гарнитуры, причем как предназначенные только для разговора, так и совмещенные с беспроводными наушниками.

Существуют и другие классы устройств, которые пользователь может «носить» не на себе, а на смартфоне. Например, стремительно «умнеют» чехлы — большинство, правда, всего лишь позволяет смартфону определять, открыт чехол или закрыт, а также обеспечивать доступ к некоторым функциям в закрытом состоянии, но и это немало. Есть чехлы и задние крышки со встроенными батареями, что обеспечивает поддержку беспроводных зарядок и т. д. Стремительно растет количество различных фотографических опций для смартфонов: «телевики» и «ширики», светофильтры для творческой съемки и т. д. Конечно, это не электроника, а оптика, но устройства вполне подходят под определения "носимых«. Появляются навесные микроскопы, опциональные вспышки (в том числе и для получения селфи), подсветки для съемки видео, наконец, поляризационные фильтры для камер смартфонов — как видно, ассортимент весьма широк и продолжает расширяться.

Заметим, что крупные вендоры начали работать над стандартизацией технических решений, позволяющих выпускать «навесное оборудование» для старших моделей смартфонов. Появились неподтвержденные данные о том, что для старшего Samsung GALAXY S, который будет анонсирован будущей весной, в качестве опций предложат «спинки» со встроенным глюкометром (устройством для определения уровня сахара в крови) и с дополнительным экраном на «электронных чернилах» (превращающем девайс в аналог «йотафона»). В конце прошлого года телефон с предусмотренной возможностью размещения smart-«навесов» выпустила Lenovo, но таких продвинутых опций для своих аппаратов китайская компания пока не предложила.

Наконец, весьма широк выбор различных чехольчиков, бамперов и задних панелей. Смысл последних не совсем понятен — зачем за свои деньги почти на миллиметр увеличивать толщину смартфона, которая все еще остается одним из важных конкурентных преимуществ — над ее уменьшением работали инженеры вендора, а технологические решения для нее являются одним из весомых факторов увеличения себестоимости. Но задние панели охотно покупают. Заметим, что для персонализации можно предложить изделие, а можно продать услугу — купон на роспись, гравировка или инкрустация задней панели смартфона в качестве товара подойдет явно лучше, как в технологическом, так и в логистическом плане.

Что делать реселлерам? Активно продавать опции для смартфонов — от копеечных бамперов до дорогих «умных часов», пользуясь при этом любыми новостными поводами для привлечения внимания к этим товарным позициям. Появление Apple Watch в апреле станет одним из таких поводов, но ритейлу надо подготовиться к нему заранее, продумав и закупив необходимый ассортимент.