У испанской компании BQ два основных направления бизнеса — мобильные устройства и средства 3D-печати.

Последние — не новинка для нашего рынка. А вот смартфоны BQ Aquaris появились только в конце прошлого года, с официальным открытием московского офиса.

Время для выхода на российский рынок сейчас явно не самое удачное.

Как рассказывает генеральный директор «BQ Россия» Иван Булаев, ранее в течение двух лет продававший 3D-принтеры и робототехнику BQ через собственную компанию, все это время он рассматривал возможность вывода на российский рынок и смартфонов BQ. Но конъюнктура была неблагоприятной — уже начинался кризис, к тому же эти продукты не отвечали потребностям наших пользователей. А в III квартале 2015 г. появилась принципиально новая линейка продуктов BQ Aquaris М, с которой уже можно работать.

BQ решила действовать через классический канал дистрибуции — в отличие от некоторых китайских компаний, которые заходят в Россию только через Интернет, в обход партнеров. За прошедшие месяцы московский офис выстроил и офлайн- и онлайн-каналы продаж. Ключевым партнером по дистрибуции стала компания «Марвел», в числе ритейл-партнеров Ozon, «Медиа Маркт», «Связной», «Юлмарт» и многие менее крупные ритейлеры.

Чем же привлекли внимание дистрибьютора смартфоны BQ? Самое главное —прозрачная и понятная логика работы с дистрибьютором и партнерским каналом, считает Петр Лалазаров, менеджер по развитию бизнеса компании «Марвел-Дистрибуция». Плюс впечатления от самой продукции: например, в отличие от многих вендоров, BQ предлагает модели, которые имеют свое «лицо», они отличаются по дизайну. «Нас также воодушевило качество смартфонов, прошедших сертификацию по строгим европейским нормам. Еще одна отличительная черта — поддержка разных ОС (Android, Cyanogen, Ubuntu), что может привлечь дополнительное внимание потребителей. Мы видим интерес к продуктам BQ со стороны розницы, в том числе федеральной», — говорит он.

Смартфоны BQ относятся к среднему ценовому диапазону, наверное, самому сложному для вендоров и их партнеров, к тому же традиционно наименее развитому в России.

«Мы позиционируем наши смартфоны так: по цене бренда В+, но с качеством А-бренда и с пользовательскими впечатлениями на уровне А-бренда», — заявляет Иван Булаев.

Ориентация на этот сегмент — важнейший элемент стратегии компании.

«Мы думаем, что все пользователи хотят одного: приятные впечатления за умеренные деньги. И дети, и подростки, и люди среднего возраста, и пожилые, — говорит Родриго дель Прадо, заместитель генерального директора и один из основателей BQ. — Поэтому мы не стремимся сделать ни самый дешевый смартфон, ни самый дорогой и всегда следим, на что именно есть спрос. Мы компания небольшая, в нашей команде разработчиков всего 75 инженеров, и у нас нет таких ресурсов, чтобы выпускать 6–7 моделей в год для разных групп пользователей. Мы хотим продавать небольшое число продуктов максимальному количеству людей».

Возможно, в наших кризисных условиях это именно «то, что надо». Как считают аналитики, в 2015 г. российские покупатели смартфонов менее охотно переплачивали за бренд, предпочитая схожие по характеристикам устройства по более низкой цене, что привело к снижению доли премиального сегмента. На первый план выходят более «жизненные» факторы: надежность устройств, доступность и качество техподдержки и сервиса.

ВQ предлагает 5-летнюю гарантию, что обязывает к очень высокому уровню сервиса и коммуникаций с пользователями — не только через телефон, е-mail, сайт, но и Telegram. По словам Ивана Булаева, де-факто федеральное сервисное покрытие уже обеспечено. Плюс качество — смартфоны Aquaris разработаны в Европе инженерами BQ.

Созданная в 2010 г. компания BQ сначала занималась е-ридерами и 3D-принтерами. «Идея взяться за смартфоны возникла в том числе и потому, что это устройство —окно в цифровой мир, а поскольку мы инженеры (основатели BQ — выпускники Мадридского политехнического университета. — А.П.), то хотели доказать себе, что способны их разработать. Ведь в Европе осталось не так много людей, которые могут это сделать, большинство просто импортируют готовое из Азии. И наше первое и самое главное достижение — то, что мы проектируем с нуля такой продукт, как смартфоны», — говорит Родриго дель Прадо.

Как заявляет компания, ее цель «помочь людям понять технологии и побуждать использовать их», поэтому она делает ставку на обучение в области технологий, философию Do it yourself (Сделай сам) и Open Source.

В 2014 г. (данных за 2015 г. еще нет) оборот BQ превысил 200 млн. евро, около 90% — это мобильные устройства (смартфоны, планшеты, е-ридеры); персонал — около 1,5 тыс.

На рынке смартфонов в Испании BQ занимает, по разным оценкам, 3–4-е место с долей 7% (в деньгах). Ее смартфоны продаются в крупнейших странах Европы — Великобритании, Германии, Италии, Франции и др. Но для глобального присутствия не хватает ресурсов: хороший сервис по всему миру — дело весьма затратное.

Около 10% бизнеса BQ — продукты для 3D-печати и образования, продаваемые в десятках стран мира (их сервис вполне по силам местным дистрибьюторам). Здесь компания предлагает целую экосистему — 3D-принтеры, 3D-сканеры, наборы для их самостоятельной сборки, образовательная робототехника на базе своего контроллера Zowi, онлайн-среда для пользователей DIWO (Делайте вместе), где выложено огромное число обучающих курсов и моделей для совместной работы. В Испании BQ успешно продвигает эти решения в сфере образования.

В BQ не считают мир смартфонов биполярным — Android и iPhone — и, в отличие от самых крупных игроков, экспериментируют с альтернативными ОС.

Так, в марте в Москве в магазинах Media Markt стартовали продажи смартфона Aquaris X5 с ОС Cyanogen, быстро приобретающей популярность в мире. Пользователи могут прийти в магазин и «пощупать» их — в отличие от других смартфонов с этой ОС, продаваемых в России только через сайты.

B прошлом году ВQ впервые в мире вывела на рынок смартфон с ОС Ubuntu — Aquaris Е5 Ubuntu Edition. А на февральской выставке Mobile World Congress (MWC) 2016 в Барселоне она представила Aquaris M10 Ubuntu Edition — первый в мире планшет с ОС Ubuntu, созданный в сотрудничестве с компанией Canonical, разработчиком этой ОС. Он позволяет использовать все преимущества настольного ПК: при подключении клавиатуры и мыши можно работать в десктопной версии ОС Ubuntu.

Конечно, пока это для немногих, для тех, «кто понимает», но зато эти пользователи очень проактивны.

На MWC 2016 компания также представила новый смартфон Aquaris X5 Plus — усовершенствованную версию модели Aquaris X5. В нем используются графический процессор Adreno 510, 8-ядерный центральный процессор Qualcomm Snapdragon 652 Octa Core, а также сканер отпечатка пальца (впервые в устройствах BQ). Благодаря литий-полимерной батарее 3100 мАч в сочетании с тщательной проработкой конструкции и оптимальным подбором компонентов в Aquaris X5 Plus достигается одно из лучших в мире соотношение размера экрана и емкости батареи, утверждает BQ.

По словам Родриго дель Прадо, в ближайшее время выпуск совершенно новых линеек продуктов BQ не планирует, а будет наращивать продажи уже имеющихся. В сегменте мобильных устройств компания будет концентрироваться на странах Западной Европы и России, а 3D-принтеры и другие продукты для образования продавать по всему миру.

Усилия московского офиса (в нем 10 сотрудников), по словам Ивана Булаева, сейчас сосредоточены на продвижении линеек Aquaris M и Aquaris X. В Европе вендор успешно продвигает и другие линейки, например Aquaris Е, но в России она не представлена, что, по его мнению, неправильно.

Что касается 3D-принтеров, то на российском рынке BQ, по некоторым оценкам, на 2–3 месте (по количеству). Но поскольку сейчас главная сложность не в самих 3D-принтерах, а в их использовании, то благодаря своей экосистеме для 3D-печати BQ может выиграть, в частности в образовании, надеется он.