Долгое время продукция компании Apple была рассчитана на узкий круг «избранных». В основном в их число входили те, кто работал с техникой вендора в традиционно apple’овских отраслях: полиграфии, дизайне, издательском бизнесе и образовании. Кроме того, поклонниками Apple стали люди, в жилах которых текла «шестицветная кровь», т. е. «думающие иначе» — в соответствии со слоганом компании «think different». Почти тридцать лет это была стабильная и практически не увеличивающаяся в процентном отношении часть пользователей компьютерной техники во всем мире.

Но, похоже, ситуация постепенно и почти незаметно даже для ИТ-специалистов и аналитиков рынка изменилась. Ряд шагов, предпринятых компанией начиная с 2001 г., когда был выпущен первый массовый продукт — плеер iPod, сделали Apple понятным более широкому кругу пользователей и привели к тому, что этот бренд, по-видимому, превратился из «нишевого» (для людей с «шестицветной» кровью) в премиум (для тех, кто с «голубой»). Кстати, по оценкам некоторых экспертов, сейчас продажа десяти iPod приводит к покупке минимум одного компьютера. Безусловно, наиболее сильное влияние на изменение представлений многих потенциальных покупателей об Apple оказал переход компании к выпуску настольных и мобильных компьютеров с использованием процессоров Intel, на которые можно установить всем привычную операционную систему Windows.

Многие аналитики считают, что стремление «выйти из ниши» привело к тому, что в 2005-м финансовом году (закончился 25 сентября 2005 г.) Apple показала самые высокие результаты в истории своего существования. Доход составил 13,93 млрд. долл. (рост 68%), а чистая прибыль — 1,335 млрд. долл. (рост 384%). По различным данным, по итогам 2005 г. доля Apple на мировом рынке ПК составляла менее 3%, к концу 2006 г., по прогнозу аналитика IDC Дэвида Дода, она может вырасти до 5,5%. За первое полугодие 2006-го финансового года Apple уже заработала более 10 млрд. долл.

А что в России? Затронули ли наш рынок изменения в стратегии «яблочной» компании? По словам Евгения Бутмана, генерального директора Apple IMC Россия, в текущем году компания планирует увеличить продажи ПК и ноутбуков почти в два раза — до 22 тыс. шт., а продажи iPod — с 45 тыс. шт. в 2005 г. до 240 тыс. Общий же оборот компании в 2006 г. должен вырасти почти в четыре раза по сравнению с предыдущим годом и составить 110—120 млн. долл. Елена Сидорова, директор департамента профессиональных решений Apple IMC Россия, отметила, что продажи настольных компьютеров профессиональным и полупрофессиональным пользователям за первые три квартала 2006 г. уже превосходят этот показатель за весь 2005 г. на 15%, а ежемесячный объем продаж ноутбуков с начала года удвоился. «Исторически Apple работала в сегменте «творческих профессионалов», — говорит Сидорова. — Продукция компании и сейчас остается популярной в областях, связанных с созданием контента, образованием, архитектурным проектированием и медициной. Но вместе с тем очевидно, что сегодня стратегия Apple направлена на увеличение своей доли рынка за счет выхода из этих ниш. Об этом свидетельствует как развитие продуктовой линейки, так и активное строительство розничного бизнеса».

Но пока успехи компании в России, по всей видимости, не привели к заметному перераспределению сил на рынках настольных компьютеров и ноутбуков. По мнению аналитика IDC по рынку ПК Юрия Голдаева, компьютеры Apple — как настольные, так и мобильные — до сих пор не стали продуктом массовым, и в штучном выражении они составляют крайне незначительную долю в общих объемах поставок ПК в Россию. «Даже в сегменте ноутбуков на долю Apple приходится не более 1%, а настольных компьютеров поставляется и того меньше — 0,1—0,2%, — говорит он. — Позиции, занимаемые Apple на компьютерном рынке России, позволяют говорить о ней как о нишевом игроке, действия которого не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на рынок в целом».

Возможно, по итогам 2006 г. ситуация изменится. А пока подтверждением того, что «яблочный» вендор стремится «выйти из ниши» и небезуспешно, могут служить два соглашения с широкопрофильными дистрибьюторами — MICS и ELKO.

Напомним, что сегодня Apple IMC Россия работает по двухуровневой модели сбыта. К партнерам первого уровня относятся как дистрибьюторы, так и VARы, работающие на одном из вертикальных рынков (Pro Design и Pro Video). Партнеры второго уровня имеют один из трех статусов — «золотой», «серебряный» или «бронзовый» (зависит от объема планируемых продаж, числа специалистов, маркетинговой активности партнера и других характеристик деятельности партнера).

До заключения соглашений с MICS и ELKO у Apple IMC были два дистрибьютора — «Легион» и «ОнЛайн Трейд», традиционно специализирующиеся на работе с поставщиками решений для полиграфии и дизайна. По словам Евгения Бутмана, решение о необходимости расширения дистрибьюторского канала было принято потому, что сейчас наблюдается огромный рост интереса к продукции Apple, а компании «Легион» и «ОнЛайн Трейд» работают только с существующим каналом и практически не расширяют его. Компания MICS была выбрана из-за ее специализации на дистрибуции ноутбуков, так как именно они в первую очередь интересуют компании, которые только начинают работать с Apple. А ELKO — по той причине, что этот дистрибьютор, так же как и Apple IMC, работает не только в России, но и в странах СНГ.

По словам представителей компаний-дистрибьюторов, — Александра Будилова, директора по продажам и маркетингу ELKO Moscow, и Андрея Королева, коммерческого директора MICS, — продукция Apple действительно перестает быть нишевой и перемещается в премиум-сегмент компьютерного рынка. При этом в качестве основных причин такого перехода оба указывают одни и те же факторы: использование в компьютерах Apple процессоров Intel и как следствие возможность установки ОС Windows, а также увеличение числа потенциальных розничных покупателей с высокими доходами, заинтересованных в приобретении продукции премиум-класса.

Говоря о перспективах сотрудничества с Apple IMC, Александр Будилов, отметил: «Новое партнерство позволит нам попробовать себя в реализации принципиально новой категории товара, который не имеет прямых аналогов. Мы собираемся продвигать Apple как среди существующих партнеров, так и расширить канал сбыта за счет новой группы клиентов и партнеров. Кроме того, мы полагаем, что нашим дилерам также будет интересен подобный товар, ведь это высокоприбыльный имиджевый продукт».

«Существует достаточно высокий спрос на продукцию такого рода со стороны нашей партнерской сети и, вероятно, на первых порах нашей основной задачей будет его удовлетворение, — говорит Андрей Королев. — Поскольку компания Apple не идет на компромисс — снижение цен за счет ухудшения характеристик, дизайна или качества продукции — мы не ожидаем таких же продаж ноутбуков Apple в штуках, как у вендоров, имеющих low-end продукты. Тем не менее предполагаем, что этот бизнес будет расти достаточно быстро. Ведь продукты Apple имеют оригинальный и очень интересный дизайн, ряд функций, которых нет у аналогов других вендоров, и, кроме того, выглядят стильно и дорого, естественно, что потребители с высокими доходами выберут именно такие продукты».

В настоящий момент, по словам Елены Сидоровой, сеть второго уровня Apple IMC в России состоит из более чем 50 авторизованных партнеров. В ближайшие 2—3 квартала планируется ее увеличить не менее чем в 1,5—2 раза — в значительной степени благодаря недавно подписанным дистрибьюторским соглашениям.

***
Безусловно, все сказанное выше — ни в коем случае не говорит о том, что Apple перестанет ориентироваться на тот круг пользователей, которые были ее первыми почитателями. Просто, вероятно, разное позиционирование продуктов, как и использование дополнительных каналов продаж, позволит вендору сформировать еще одно сообщество приверженцев своего бренда. Ведь создавать вокруг своих продуктов стиль жизни — это то, что у компании Apple всегда получается хорошо.

Из истории изменений

С момента выпуска в 2001 г. первого портативного музыкального плеера iPod количество почитателей «яблочного» бренда стало стремительно увеличиваться. Плеер iPod произвел революцию. С одной стороны, он стал первым продуктом Apple, который бы подходил всем: как бизнесмену, который, например, во время авиаперелета хочет отдохнуть от дел, слушая любимые мелодии, так и подростку, идущему «с музыкой по жизни». C другой стороны, Apple удалось каким-то невообразимым образом создать вокруг iPod целую культурную среду. Ведь согласитесь, практически невозможно встретить человека, который бы среди своих увлечений назвал «MP3-плеер», зато фанатов iPod не сложно встретить даже в России. И вряд ли владелец любого другого MP3-плеера захочет купить к нему десяток аксессуаров, начиная от ручной сумки и заканчивая чехлом, инкрустированным кристаллами Swarovski. Хотя и этот продукт Apple, возможно, постигла бы судьба «всего лишь одного из» MP3-плееров, если бы не электронный музыкальный магазин iTunes, откуда за небольшие, по меркам американцев, деньги человек мог скачать практически любую композицию на свой iPod. Более того, постепенно некоторые любители iPod начали втягиваться в «яблочную» концепцию стиля жизни настолько, что стали отправлять свои ПК на свалку и покупать ноутбук или десктоп Apple. Именно появление iPod стало первой ступенькой для Apple на пути к широким массам.

Следующим шагом, который вскоре может привести к серьезным изменениям в позициях любителей PC и фанатов Mac, стало заявление главного управляющего Apple Стива Джобса, сделанное им 6 июня 2005 г. на выставке Worldwide Developer Conference (WWDC). В нем он заявил о скором переходе Apple с процессоров PowerPC на Intel. Как выяснилось, для поклонников Mac это событие означало лишь увеличение мощности и уменьшение нагрева процессора.

Скоро после демонстрации первого Mac с процессором Intel в Интернете был объявлен конкурс, организованный неким Колином Недеркоорном. По его условиям, победителем объявлялся тот, кто первый сможет запустить на новом Mac две конкурирующие операционные системы: Mac OS X и Windows XP. 7 марта 2006 г. технические специалисты Apple заявили о том, что сделать это невозможно. Однако 17 марта сайт компании BBC опубликовал новость об успешном выполнении условий конкурса. Победителями стали два разработчика ПО из Сан-Франциско: Джезус Лопес и Эрик Вассерман. Они получили приз в размере 13 854 долл., собранных во время проведения соревнования. Это событие, видимо, подтолкнуло Apple раскрыть карты. И 5 апреля компания анонсировала бесплатную бета-версию программы собственного производства под названием Boot Camp (полная версия будет в комплекте с Mac OS X 10.5 Leopard), которая позволяет запускать ОС Windows XP на новом поколении компьютеров Apple.

Таким образом, Apple предоставила возможность тем, кто настороженно относился к Mac’ам из-за их «неинтеловской» архитектуры, одновременно использовать на компьютерах обе операционные системы. Это позволило снять проблемы, связанные с невозможностью запуска ряда необходимых для работы приложений, а также с небольшим (по сравнению с ПК, работающими под управлением Windows) выбором игр для Mac OS. Последнее, по мнению некоторых экспертов, довольно серьезно тормозило продажи компьютеров Apple в розницу, так как часто домашний компьютер приобретается для развлечения детей.

Совсем недавно, на WWDC 2006, Apple объявила об открытии исходных кодов ядра операционной системы Mac OS X 10.4.7, написанной для процессоров Intel. А также запустила новый сайт для поддержки разработчиков — open-source «Mac OS Forge». Этим шагом Apple старается привлечь программистов, предпочитающих открытые исходные коды. Все вышесказанное говорит о том, что компания меняется и старается расширить свою аудиторию, при этом не размывая собственный бренд. Видимо, это и позволяет ей в последнее время активно развиваться.