Самое интересное в работе редакции — это письма читателей, ведь они помогают понять, в том ли направлении движется издание, что надо изменить, убрать, а что, наоборот, оставить и развивать. Увы, в редакции CRN/RE такие счастливые мгновения случаются нечасто. Ну что ж, не желто-развлекательный журнал выпускаем, а серьезное издание об ИТ-бизнесе. И читатели наши — люди занятые, письма в редакцию пишут только тогда, когда уж что-то совсем, на их взгляд, вопиюще несправедливое происходит. Правда, с появлением интернет-версии CRN/RE отклики на публикации стали появляться чаще. Это объяснимо: разместить комментарии на сайте проще и быстрее, чем письма электронные сочинять. И все же всегда хочется чего-то большего: ваших (читательских) мнений о нашей работе.

Поэтому, когда три месяца назад на почтовый (не электронный) адрес нашей редакции пришло письмо от читателя, мы конечно же не оставили его без внимания. Долго решали, как ответить читателю, ведь в графе «адрес отправителя» значилось «Кузьмичу, на заимку». И в конце концов решили: ответим на страницах очередного номера: раз человек нас читает, значит, и ответ прочтет.

Вот это письмо (орфография и пунктуация автора сохранены).

«Уважаемая редакция!

Вот уже несколько лет получаю Ваше издание на адрес своей охотничьей сторожки, стоящей посередь сибирской тайги. Поначалу-то, Васек, что вертолетчиком у нас работает, сбрасывал мне по шесть номеров за раз. Он же мне кажные три месяца еду привозит. Крупу там всякую, макароны, хлеб. А от тушенки я отказался, я и сам пока могу в лесу себе мяса добыть... вот вместе с этими запасами Васек мне и ваш журнал доставлял, да приговаривал, ой, Кузьмич, не понимаю я, зачем ты себе такую журналу выписал. Так я и не выписывал, там у них в городе на почте обшибочка какая-то вышла, вот и стали они мне ваши цветастые листочки пересылать. В каком году началось это уж и не упомню, да только скажу, что лето было, зверье наше таежное как раз бодрствовало, и дел у меня было много очень, так что недосуг мне было с вашими рассказами разбираться. Но я все журнальчики один к одному в горнице на лавочке складывал, чтобы, значица, потом почитать. Скопилось у меня за полгода номеров 12, и вот по зиме, когда вход в сторожку снегом-то привалило, и выходить на зверя уже не сподручно мне стало, сел я к печке своей поближе и попытался в цифрах трехзначных и словах ваших мудреных разобраться. Не сразу, ой, не сразу, но все же стал я, благодаря вам, дилеров от дистрибьюторов отличать, и даже названия тех, кого вы вендорами кличете, практически всех изучил. За что большое спасибо.

Много чего непонятного пишете вы, да только одно я точно уяснил, что вы — коллеги мои, такие же, как я лесничие-охотники, природу-матушку изучаете, да про все, что у вас там происходит, потом и пишете.

Вон у вас в вашем ИТ-рынке сколько зверья непонятного водится, как и у меня в тайге «особи» всякие. Вы их почему-то компаниями называете, но наверно по-научному так теперь принято. Разных видов они (если, по-вашему говорить, — специализаций), каждая зверушка занимает определенное место в «пищевой цепочке». Представители одного и того же вида «воюют» (конкурируют) между собой за территорию, на которой кормиться можно (видимо, Кузьмич имел в виду бизнес в том или ином регионе. — Здесь и далее в скобках прим. редакции) и за «пищевые ресурсы» (деньги клиентов). То, как развиваются они, могут ли детенышей кормить, сами жир накапливать, во многом зависит от того, какая погода в этот год держится (от общеэкономического климата в стране). Вон, сами пишете, когда у вас там периоды неблагоприятные (снижение количества тендеров, покупательной способности населения и т. д.) более слабые представители вида «умирают» (компании закрываются или перепрофилируются). А с недавнего времени в вашем заповеднике стали звери жрать друг друга в немереных количествах (поглощения компаний) или семьи странные заводить (слияния). Никогда я не видел, чтобы волк с оленем в одной стае ходили. Ой, не к добру это. Да только вы утверждаете, что ваши «компании» от такого только крупнеют. В общем, как Васек говорит, просто «ЗООлогия» какая-то у вас там творится. И чтоб разобраться в этом, надо много чего умного знать.

А так вообще ваш журнал очень мне нравится. Особенно интересно читать про то, как вы в разные другие страны летаете, чтобы опыт у тамошних коллег перенять. Люблю, когда вы про новых, пока еще редких у нас, но как вы утверждаете, «очень перспективных» животных пишете, и рекомендации даете, как их правильно разводить, и на какие «заливные луга» отправлять пастись.

А еще меня радует, что не забываете вы про такие вещи, как охотницкие да рыбацкие байки. Особенно много их вы в начале года печатаете, и даже в специальный раздел собираете, «Итогами года» называете. Читаешь их, да так и видишь, сидит эдакий «вендор» в кругу сотоварищей своих, руками широко разводит, и говорит, что придумал он у прошлом годе новую наживку, какой-нибудь «сервер». Что такое за штука не знаю, но, судя по вашим рассказам, клюет на нее рыба крупная. Так вот, придумал он эту самую «сервер», и поймал на нее, аж вот столько «клиентов», которые сами по себе во-о-о-о-о-от такие большие. А второй ему отвечает, да что там твоя наживка новая, я вон сеть «партнерскую» такую сплел, что и без наживки «в тот же отчетный период», рыбы-«прибыли» натаскал столько, что в этом году можно даже не работать. Но работать я все равно буду, и в этом году еще больше натаскаю, «процентов на 40», мне так умные иностранные люди сказали.

Одна беда, где располагается такой заповедник, который вы ИТ-рынком называете, я так и не узнал, и на карте, что у меня на стене висит, не нашел, хотя и долго на нее смотрел, изучал. Видимо, устарела она, а ваш заповедник создали уже после того, как я карту эту купил. Не беда, главное, что у нас природу все так же охранять продолжают, что меня, старика несказанно радует.

А с обшибочкой на почте, вы не волнуйтесь, мы разобрались. Как первая зима прошла, так и разобрались. Журналы, которые мне «скидывали», я правильному адресату вернул, Васек все забрал, и отправил, а меня старика, отдельно на журнал ваш подписал. Так что теперь читаю вас регулярно, опыту набираюсь, да и своим поделиться готов, если надо что рассказать про то, как мы тут у себя кормушки для копытных делаем, каку туда траву зеленую, али капусту кочанную хищникам подкидываем, чтоб они на других зверей не скалились, да как приправляем все это, чтобы всем вкусно было, вы спрашивайте. Завсегда отвечу.

Ваш Кузьмич, лесник, охотник»

Ну разве можно было мнение такого внимательного и преданного читателя без внимания оставить? Тем более что и номер подходящий подоспел — 300-й.

Уважаемый Кузьмич!

Пожалуй, нам к сравнениям ИТ-рынка с живой природой, приведенным в Вашем письме, и добавить-то нечего. Мы можем только систематизировать, конкретизировать и расширить описание того, что Вы так образно назвали ЗООлогией. Очень надеемся, что ни у Вас, ни у кого-то из наших читателей не возникнет вопроса, почему 300-й номер CRN/RE вдруг стал не каким-нибудь, а ЗООлогическим..

Итак, вот что мы предлагаем вам прочитать.

  1. Раз уж речь идет о зоологии, то нельзя не вспомнить основоположника современной теории возникновения видов — Чарльза Дарвина и его рассуждений об эволюции. Эволюция — это постоянный, непрекращающийся и не знающий границ процесс, касающийся всех и каждого. Любое живое существо рано или поздно оказывается втянутым в него. В ходе эволюции меняется не только внешний вид представителей фауны, в первую очередь меняются отношение к ситуациям, взгляд на привычные доселе вещи, способы и методы решения проблем. Эволюция меняет мировоззрение «особи». Не удалось избежать эволюции ИТ-рынку в целом и его игрокам в частности. О том, какой путь они прошли за 300 номеров CRN/RE и как на протяжении этого времени менялись «самые животрепещущие» вопросы ИТ-сообщества, читайте на с. 12 в статье «Вглядываясь в ИТ-бизнес».
  2. CRN/RE также не стал исключением. Эволюция затронула и нас... Какими мы были и что с нами стало? Об этом идет речь в материале «По законам эволюции» (с. 28).
  3. 300-й номер — самое время принимать поздравления читателей. Так мы и сделали. Но задачу им усложнили. Мы попросили читателей поздравить нас в рамках темы номера, т. е. сравнить нашу газету с каким-нибудь представителем фауны и обосновать, почему именно с этим, а не с другим. Признаемся, что эта задумка не оригинальна — некоторое время назад братская редакция PC Week/RE проводила подобный опрос, но уж больно она в тему номера хорошо ложилась. И результат, как говорится, превзошел все наши ожидания. Во-первых, как оказалось, мы «встряхнули мозг» (именно так определил последствия нашего задания один из ответивших). А вот что было написано в другом письме: «Как хорошо, что вы предложили именно так вас поздравить. Но поломать голову все-таки пришлось. Знаете, как непросто писать такие несерьезные вещи про такое серьезное издание?» Знаем, и поверьте, это ненамного сложнее, чем подготовить серьезные заметки по итогам некоторых абсолютно несерьезных пресс-конференций :).

    Как же много интересного узнали мы о себе из ваших ответов. Ведь если ассоциации с птицами еще можно было предугадать, то вот сравнения с «задумчиво улыбающимся муравьем» или малярийным комаром были, мягко говоря, неожиданными. Да-да, оказывается, в вашем представлении мы и белые, и пушистые, и когтистые, и пернатые, и плывущие, и говорящие, и вдаль смотрящие, и рычащие, и ласковые, и даже детей приносящие. Очень приятно, что у каждого из вас, наши читатели, есть свое восприятие CRN/RE. Главное, что вы продолжаете нас читать и находить для себя что-то интересное. Спасибо всем, кто откликнулся на наше предложение, а присланные нам поздравления мы разместили на с. 31.

  4. Не могли мы обойти вниманием и такой вид повествования, как «охотничьи байки», о которых напомнил нам Кузьмич. Нет-нет, не волнуйтесь, мы не планировали собрать в одном номере все «итоги года», озвученные компаниями за эти 300 номеров. Но за 12 лет нашей работы мы собрали богатую коллекцию историй, привезенных с дилерских мероприятий. Эти истории никогда не попадают в «официальные отчеты» о конференциях. Но такие анекдоты из жизни «гуляют по рынку», передаваясь из уст в уста. Некоторые из них просто смешные, другие — поучительные. Мы расскажем Вам только несколько. Если и с Вами случалось что-то забавное, поделитесь с коллегами своими историями, присылайте их на наш адрес. Тем более что обещанные истории мы опубликуем только... в следующем номере. Причина самая банальная: не хватило места. Ведь так много читателей захотели нас поздравить!
  5. Согласно утверждению мудрецов Востока, каждый из нас рожден под знаком одного из 12 животных, а значит, наделяется рядом свойств этого животного, которые и определяют его дальнейшую судьбу. ИТ-компании — не исключение, они «обречены» сверяться в своих действиях с тем, что говорит им «звездная зоология».

    Мы предлагаем вам самый полный восточный гороскоп, составленный астрологами специально для игроков нашего рынка — см. с. 38. И конечно же в этом номере мы помещаем ЗООлогический толковый бизнес-словарь. Собрать все идиоматические выражения, которые в ходу на территории нашего заповедника, не представляется возможным, но значения самых употребимых см. на с. 26.

Уважаемый Кузьмич!

Очень надеемся, что материалы, подготовленные нами для 300-го (ЗООлогического) номера CRN/RE, помогут Вам (а может, и другим нашим читателям) ответить на волнующие вопросы и разобраться с тем, что же происходит в нашем заповеднике, называемом ИТ-рынком.

А если мы что-то упустили и на какой-то вопрос не ответили, — пишите нам, мы всегда рады вашим письмам.

С уважением и любовью, Ваша редакция CRN/RE