В последние годы многие ИТ-компаниии уделяли особое внимание сегменту среднего и малого бизнеса. Динамика его развития была заметно выше, чем у большинства крупных корпораций. На сегмент СМБ, по «докризисным» данным IDC, приходилось до 55% ИТ-расходов всех предприятий России. И это несмотря на то, что в экономике страны, базирующейся на экспорте сырья, доля малого и среднего бизнеса оставалась крайне низкой. Как утверждается в докладе «Российская экономика: из кризиса к модернизации», подготовленном в сентябре Институтом современного развития (ИНСОР), в развитых странах доля работников, занятых в малом бизнесе, по отношению к общей численности занятых в экономике составляет от 49 до 78%, в то время как в России она не достигает и 20%. Вклад малого бизнеса в ВВП этих государств — от 49 до 60%, в нашей стране он оценивается в 12–15%.

«Российская экономика продолжает развиваться в парадигме, характерной для прошлого столетия: преобладание все более физически и морально отстающих крупных промышленных предприятий, поддерживаемых (прямо или косвенно) через экспорт сырья», — говорится в докладе ИНСОР. Руководство страны не раз заявляло, что Россия должна выйти из кризиса «обновленной». Но это возможно лишь в том случае, если кардинальным образом изменится отраслевая структура экономики. Ведущую роль в этом должно сыграть развитие СМБ, но пока что на деле ресурсы, накопленные страной, преимущественно тратятся на поддержку крупных корпораций.

Следует также признать, что в нынешнем виде отраслевая структура сегмента СМБ вряд ли поспособствует «обновлению России». Как утверждается в последнем ежегодном докладе организации «Деловая Россия», 72,1% совокупного оборота малых предприятий приходится на сферу торговли. В других отраслях малому бизнесу работать крайне сложно. И если государство действительно заинтересовано в диверсификации экономики, то оно должно создать поистине «тепличные» условия для развития инновационных СМБ-предприятий.

Малый бизнес мельчает?

С 1 января 2008 г. вступил в действие закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В российское законодательство впервые было введено юридическое понятие «средний бизнес», а также термин «микропредприятие». Закон поделил СМБ на три «весовые категории»: микропредприятия (до 15 сотрудников), малые (до 100 сотрудников) и средние предприятия (до 250 сотрудников). Эта градация, в принципе, соответствует европейским нормам. Кроме того, еще одним критерием является предельное значение выручки предприятия (за предшествующий год) и балансовая стоимость его активов.

Предельное значение выручки для микропредприятий (60 млн. руб.) и малых предприятий (400 млн. руб.) было утверждено постановлением правительства лишь в июле 2008 г. Показатели статистики микропредприятий подсчитываются только раз в году, и на сегодня эти данные недоступны.

С 2002 г. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), используя данные Росстата, проводит мониторинг динамики развития малого бизнеса. Последнее из исследований относится к итогам I квартала 2009 г., который, по мнению многих предпринимателей, оказался наиболее тяжелым. Как признают в НИСИПП, из-за отсутствия некоторых статистических данных (в частности, по микропредприятиям) исследование не в полной мере отражает ситуацию в малом бизнесе. В нем также не учитываются данные о работе индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (до кризиса их насчитывалось около 3 млн.) и средних предприятий. Речь в исследовании идет лишь о компаниях со штатом от 15 до 100 сотрудников, с выручкой не более 400 млн. руб.

По данным НИСИПП, на 1 апреля 2009 г. в России было зарегистрировано 227,6 тыс. малых предприятий, что на 20,7% меньше, чем годом ранее. Наиболее значительное сокращение их числа произошло в сфере образования (на 57,1%), здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 36,6%) и в сфере операций с недвижимостью (на 30,9%). Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 160,4, уменьшившись за год на 41,7 единиц.

Общая численность россиян, работающих в малых предприятиях (без учета внешних совместителей), за год сократилась на 5,4% — до 5,74 млн. человек. В наибольшей степени сократилось число занятых в строительстве (на 11,6%) и торговле (на 10,8%). В I квартале 2009 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года число постоянных рабочих мест в малых предприятиях уменьшилось на 327,6 тыс. Удельный вес их работников в общей численности занятых в экономике составил 12%, снизившись на 0,3%.

Совокупный объем оборота малых предприятий в I квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года упал на 22,4%, до 1,832 трлн. руб. (12,91 тыс. руб. на душу населения). Наиболее значительное сокращение оборота наблюдалось на малых предприятиях, работающих в сфере добычи полезных ископаемых (на 34%), в торговле (на 26,2%) и в обрабатывающих производствах (на 25,7%).

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий в целом по стране сократился на 24,1% и составил 41,41 млрд. руб. (всего 291,8 руб. на душу населения). В наибольшей степени сократились инвестиции в гостиничном и ресторанном бизнесе (на 78,1%), а также в сельском хозяйстве (на 47,7%).

Еще раз следует подчеркнуть, что исследование НИСИПП касалось лишь малых предприятий. Исходя из его результатов можно сделать вывод, что в I квартале каждое пятое из них просто исчезло. Но статистический казус заключается в том, что они могли исчезнуть только из официальных данных Росстата. Часть из них, возможно, не ушла с рынка, а перешла в другую категорию, «опустившись» в связи с кризисом до микропредприятий (со штатом до 15 сотрудников и выручкой не более 60 млн. руб.). Статистики по ним пока нет, и невозможно судить о том, насколько в действительности «измельчал» малый бизнес. «Официальная статистика просто говорит, что пятой части малого бизнеса больше нет. Так ли это на самом деле, мы сможем узнать только в начале будущего года, когда появятся все данные за текущий год» — так комментирует итоги исследования Алексей Шестоперов, руководитель направления НИСИПП. Если существенная часть малых предприятий не ушла с рынка, а перешла, по классификации Росстата, в категорию микропредприятий, то в показателях этого сегмента должен произойти заметный рост.

Регионы: лидеры и аутсайдеры

Как отмечается в докладе НИСИПП, наиболее значительное снижение числа зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей наблюдалось в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах (ФО). Вместе с тем в Северо-Западном ФО и Уральском ФО был зафиксирован рост этого показателя.

Количество малых предприятий на 100 тыс. жителей выросло в 43 регионах, уменьшилось — в 39. Максимальный прирост был отмечен в Ненецком АО (на 130,8 единиц) и в Московской области (на 106,2). Наибольшее сокращение произошло в Волгоградской (на 363,4 единицы), Новосибирской (на 356,9) и Томской (на 348,5) областях, в Якутии (на 304,7), в Камчатском крае (на 288,4), в Удмуртии (на 247,4), в Липецкой (на 221,9), Рязанской (на 213,9) и Ярославской (на 212,2) областях и в Алтайском крае (на 202,8 единицы).

Максимально численность работников малых предприятий сократилась в Северо-Западном ФО и Южном ФО (соответственно на 17,8 и 16,8%). В то же время в отдельных федеральных округах зафиксирован рост: в Дальневосточном — на 17,1%, в Уральском — на 11,5%, в Центральном — на 7,7%.

Прирост численности работников был отмечен в 34 регионах, сокращение — в 44. К примеру, в Хабаровском крае работников малых предприятий стало больше в 2,3 раза, в Чукотском АО — в 2 раза. Заметный рост зафиксирован во Владимирской области (на 40,7%), в Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и в Карелии (на 33,2%). Наибольший спад произошел в Волгоградской области (на 49,4%), в Алтайском крае (на 45,8%), в Северной Осетии (на 45,1%), в Курской (на 37,7%), Ленинградской (на 32,6%) и Магаданской (на 32,6%) областях.

В I квартале 2009 г. по сравнению с тем же периодом 2008 г. объемы оборота малых предприятий снизились во всех федеральных округах. Наиболее значительно — в Сибирском ФО (на 39,4%) и Южном ФО (на 29,1%). В Уральском округе этот показатель стал меньше всего на 2,3%.

Прирост объемов оборота малых предприятий был отмечен в 25 регионах, сокращение — в 58. Наиболее заметно этот показатель вырос в Чукотском АО (в 2,8 раза), в Пензенской области (на 59,8%), Ханты-Мансийском АО (на 57,6%), в Карачаево-Черкесии (на 55,8%), в Ямало-Ненецком АО (на 44,7%), в Мурманской области (на 38,8%), в Тюменской области (на 37,7%), в Кабардино-Балкарии (на 33,3%), в Смоленской области (на 32,4%) и в Республике Алтай (на 30,7%). Заметное сокращение произошло в Алтайском (на 70,5,8%) и Пермском (на 62,8%) краях, а также в Ленинградской (на 57,2%) и Новгородской (на 56,6%) областях.

Почти во всех федеральных округах сократились объемы инвестиций в основной капитал малых предприятий. Наиболее существенно в Северо-Западном ФО — на 45,8%. Некоторое увеличение наблюдалось в Уральском ФО (на 13,6%) и Южном ФО (на 3,8%).

Прирост объема инвестиций в основной капитал малых предприятий был зафиксирован в 25 регионах, сокращение — в 55. По темпам роста лидируют Калмыкия (в 38,6 раза), Республика Алтай (в 4,7 раза), Владимирская (в 2,7 раза) и Белгородская (в 2,7 раза) области, Республика Тыва (в 2,6 раза), Тюменская (в 1,9 раза) и Воронежская (в 1,5 раза) области. Существенное снижение наблюдалось в Еврейской АО (на 92,1%), в Рязанской (на 86,2%), Ярославской (на 84,7%), Архангельской (на 80,7%), Иркутской (на 79,9%) и Сахалинской (на 79,6%) областях, в Якутии (на 79,4%), в Чувашии (на 79,1%), в Забайкальском (на 77,6%) и Алтайском (на 74,5%) краях, в Вологодской (на 72,8%) и Мурманской (на 72,7%) областях.

По оценке НИСИПП, в I квартале 2009 г. в первую десятку по динамике развития малого бизнеса вошли республики Алтай, Адыгея и Тыва, Хабаровский край, Оренбургская, Смоленская, Тамбовская и Тюменская области, а также Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО. Естественно, по абсолютным показателям лидируют другие регионы. Интересно, что Москвы среди явных лидеров не оказалось и здесь.

По итогам I квартала по числу малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей в первую тройку вошли Санкт-Петербург (364,5 единиц), Московская (293,5) и Калининградская (256) области. По доле работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике лидируют Владимирская (20,3%), Московская (18,9%) и Калужская (17,8%) области. По объему оборота малых предприятий — Санкт-Петербург (203,75 млрд. руб.), Московская область (202,87 млрд. руб.) и Москва (168,16 млрд. руб.). По объему инвестиций в основной капитал — Московская область (4 млрд. руб.), Краснодарский край (3,76 млрд. руб.) и Ростовская область (3,27 млрд. руб.). Инвестиции в основной капитал всех малых предприятий Москвы в I квартале этого года составили всего 627,2 млн. руб.

Оптимизма не убавилось

С 2007 г. по заказу банка «Траст» исследовательский холдинг «Ромир» регулярно проводит исследование настроений в среде малых и средних предпринимателей, составляя так называемый «ТРАСТ Индекс МСБ» (малого и среднего бизнеса). Он рассчитывается с использованием методики Мичиганского университета на основе двух показателей — индекса текущего состояния (оценка респондентами изменения объема рынка и текущего состояния бизнеса) и индекса ожиданий (изменение объемов инвестиций, взаимодействие с властью, планы по кредитованию). Значение индекса может изменяться от 0 до 200. Он будет равен 200, если в ходе опроса все респонденты дадут положительные оценки. При 100 единицах доля положительных и отрицательных оценок одинакова, а если значение индекса падает ниже 100, то это означает преобладание негативных оценок.

Как ни странно, в ноябре прошлого года «ТРАСТ Индекс МСБ» все еще находился в положительной зоне — 109 пунктов, хотя его значение существенно снизилось по сравнению с январем 2008 г. (142). Но уже итоги следующего замера, проводившегося в феврале 2009 г., впервые за всю историю исследований указали на отрицательную зону (87 пунктов). При этом индекс текущего состояния впервые опустился ниже индекса ожиданий. В мае падение продолжилось, величина снизилась до 70 пунктов. Последний замер проводился в августе, «ТРАСТ Индекс МСБ» упал до 65 (более чем на 60% по сравнению с августом 2008 г, когда его величина составляла 136 пунктов).

Снижение интегрального показателя было обусловлено существенным падением индекса текущего состояния, с мая он опустился на 12 пунктов, до 39. При этом индекс ожидания показал положительную динамику, он вырос на 2 пункта и достиг 91. То есть у предпринимателей, весьма негативно оценивших текущее состояние бизнеса, оптимизма тем не менее не убавилось.

Аналитики обращают внимание еще на одну тенденцию, проявившуюся в августе, — впервые «ТРАСТ Индекс МСБ» для микро- и малого бизнеса оказался выше, чем аналогичный показатель для среднего бизнеса (соответственно 66 и 68 пунктов против 63). «Комплексное самочувствие „малышей“ (микро- и малого сегмента) лучше, чем состояние среднего бизнеса. Мы думаем, это связано с их большей мобильностью, скоростью адаптации к меняющимся условиям и меньшей долговой нагрузкой по сравнению с более крупным бизнесом — так прокомментировала результаты исследования Надия Черкасова, председатель правления банка „Траст“. — Интересно, что предприниматели проблемных регионов чувствуют себя увереннее коллег в более благополучных областях России». По ее мнению, это может указывать на то, что «высота», с которой бизнесу в проблемных регионах пришлось опускаться, изначально была меньше, и поэтому «дна» они достигли быстрее: «Предприниматели чувствуют, что готовы от него оттолкнуться и начать восстановление. В связи с этим важно отметить, что доля респондентов, указавших положительные ответы на все вопросы, в проблемных регионах и регионах — „полюсах роста“ значительно выросла».

По мнению Надии Черкасовой, «ТРАСТ Индекс МСБ» показал, что малый и средний бизнес с большим опережением способен давать весьма точные прогнозы относительно перспектив развития экономической ситуации: «Более года назад предприниматели спрогнозировали кризис оперативнее многих аналитиков — оценивая свое текущее положение положительно, они давали негативную оценку будущему, и вскоре эти прогнозы подтвердились».

Господдержка: лучше поздно, чем никогда?

Конечно, меры, предпринимаемые государством для поддержки СМБ, несопоставимы с ресурсами, направляемыми на поддержку банковской сферы и крупных корпораций. Тем не менее, хотя и с большим опозданием, в этом направлении также стали происходить некоторые положительные сдвиги.

В декабре прошлого года правительство приняло решение о поддержке СМБ. «В 2009 г. на поддержку малого бизнеса поступят серьезные ресурсы из федерального бюджета — 10,5 млрд. руб. Еще до 30 млрд. руб. будет направлено по линии Банка Развития», — заявил тогда Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по вопросам регионального развития.

Программа кредитования СМБ начала реализовываться только в июне этого года, когда Российский Банк Развития (РосБР) приступил к отбору банков, которые должны непосредственно предоставлять кредиты. Деньги (30 млрд. руб.) поступили в РосБР только в сентябре. Об этом сообщил председатель правления банка Сергей Крюков, выступая на прошедшем в октябре расширенном заседании правления организации «ОПОРА России». По его словам, до конца года предприятиям СМБ могут быть выданы кредиты на 20 млрд. рублей, а остальные 10 млрд. будут реализованы уже в следующем году.

«Все это означает, что обещанные около года назад деньги для малого бизнеса начинают доходить до конкретного предприятия только сейчас», — констатирует Сергей Борисов, президент организации «ОПОРА России». Кроме того, по его мнению, процентная ставка по этим кредитам будет довольно высока — по данным РосБР, максимальная ее величина для малых предприятий составит 17–18% годовых.

Вице-президент Ассоциации региональных банков (АРБ) Олег Иванов подтвердил, что объемы кредитования малого бизнеса в регионах упали в разы. По его мнению, причина этого заключается не в слишком высоких процентных ставках, а в том, что у предприятий СМБ снизился спрос на кредиты, так как они не видят перспектив развития: «Как правило, малый бизнес берет кредит для пополнения оборотных средств или для наращивания производства, но сегодня малый и средний бизнес не готов развиваться, т. к. находится в режиме выживания». Тем не менее, по данным мониторинга состояния малого и среднего предпринимательства, который проводит Торгово-промышленная палата РФ, 73% предприятий СМБ ощущают дефицит финансовых ресурсов. Летом, по данным ТПП РФ, процентная ставка по кредитам для малых предприятий составляла от 22 до 33%.

Свой мониторинг проводит и «ОПОРА России». Последние данные получены в сентябре. Согласно этому исследованию, осенью в сфере заемного финансирования наметились позитивные сдвиги — 15% респондентов отмечают, что привлечь кредиты стало относительно просто (в марте это утверждали 8%). В исследовании также говорится, что на сегодняшний день, по мнению опрошенных предпринимателей, административное давление, в том числе со стороны правоохранительных структур, сократилось в 1,5 раза. Вместе с тем серьезно выросло давление со стороны налоговых органов — примерно 8% респондентов говорят об усилении прессинга (в марте их было менее 2%). Кроме того, уже 23% опрошенных предпринимателей заявляют об увеличении количества рейдерских захватов (в марте — 13%).

Внеплановые проверки могут теперь проводиться только с разрешения прокуратуры. Об этом, в частности, говорится в федеральном законе 294-ФЗ о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, вступившем в действие с 1 мая. По данным Минэкономразвития, если раньше только Роспотребнадзором за два месяца проводилось примерно 100 тыс. проверок, то в первые два месяца действия закона их число снизилось до 5 тыс.

Многих предпринимателей порадовали принятые Госдумой поправки в Налоговый кодекс, согласно которым с 1 января 2010 г. в три раза увеличивается предельная величина доходов, позволяющая применять упрощенную систему налогообложения (УСН). Перейти на «упрощенку» смогут фирмы, чей годовой доход не превышает 60 млн. руб. (ранее воспользоваться ею могли предприятия с годовым доходом не более 20 млн. руб.). Кроме того, практически все предприятия СМБ, платящие единый налог на вмененный доход, с энтузиазмом восприняли отмену ненавистных контрольно-кассовых аппаратов. Этот закон уже вступил в действие в середине лета. По подсчетам экспертов, раньше во всей России на покупку кассовой техники предпринимателям приходилось тратить 24 млрд. руб. в год и еще 1 млрд. — на ее содержание.