В ноябре 2009 г. генеральный директор HP в EMEA Франческо Серафини сообщил о трансформации стратегии компании. О том, как изменится «поведение» НР на российском рынке, обозревателю CRN/RE Владимиру Смирнову рассказал генеральный директор представительства НР в России Александр Микоян.

CRN/RE: Франческо Серафини говорил, что НР будет предлагать решения для построения «Конвергентной Инфраструктуры». Связан ли переход к новой стратегии с приобретением 3Com?

Александр Микоян: В концепции «Конвергентной Инфраструктуры» сетевые компоненты играют весьма важную роль, поскольку в центрах обработки данных они выполняют роль «кровеносной системы», связующего звена между вычислительными ресурсами и ресурсами хранения информации, обеспечивая их полноценное функционирование. Фактически на любом предприятии, формирующем свою ИТ-инфраструктуру, сетевые компоненты также являются ключевой составляющей. Поэтому НР всегда уделяла большое внимание разработке и поставке сетевых компонентов, семейство продуктов HP ProCurve постоянно развивается и активно используется нашими крупнейшими заказчиками во всем мире.

НР приобретает 3Com для того, чтобы расширить и усилить свой портфель сетевых продуктов. Во-первых, эта сделка позволит предложить заказчикам наиболее экономичные решения в области построения ИТ-инфраструктуры, альтернативные тем, которые предлагают другие компании, — при сопоставимой функциональности оборудование 3Com одно из наименее энергоемких по сравнению с продуктами других вендоров и продается по более низким ценам. Во-вторых, покупка 3Com позволит НР стать вторым по объему поставок сетевого оборудования производителем в мире и дает нам все необходимое, чтобы в будущем выйти на первое место на рынке сетевых технологий как в мире, так и в России.

CRN/RE: Какие новые решения в области создания «Конвергентной Инфраструктуры» появятся в связи с приобретением 3Com и когда?

А. М.: По завершении сделки НР сможет предложить дополнительные решения для подключения систем хранения данных, построения глобальных сетей, систем доставки приложений. Кроме того, у 3Com есть дочерняя компания TippingPoint, которая разработала и поставляет уникальное решение для обеспечения безопасности в сетях. Это позволит НР в ближайшем будущем поставлять своим заказчикам и эти эффективные решения.

Пока сделка не завершена, и НР, и 3Com выступают на рынке как конкуренты.

CRN/RE: Будет ли НР привлекать к участию в проектах по созданию «Конвергентной Инфраструктуры» своих партнеров?

А. М.: Хочу подчеркнуть, что за последние пять лет ИТ стали неизмеримо более сложными, и скорость их усложнения постоянно возрастает. На повестку дня выходят показатели, на которые заказчики раньше мало обращали внимания, например уровень эффективности энергопотребления оборудования ЦОДа. Все более важным становится проектирование инженерных систем ЦОДов, начиная с выбора места расположения центров и заканчивая архитектурными решениями зданий для них.

В действительности отдельного поставщика «НР Россия» не существует, есть глобальная компания НР, которая является мировым лидером и обладает уникальными знаниями и опытом для проектирования и построения ИТ-инфраструктур любой сложности. Например, уже сейчас НР может оказывать услуги по проектированию самых экономичных с точки зрения потребления электроэнергии ЦОДов в мире. У нас есть сотрудники, которые создали несколько десятков тысяч квадратных метров инженерных сооружений для ЦОДов по стандарту Tier3. В России по этому стандарту не сертифицирован ни один центр, а заказчикам такие центры уже требуются: на первый план выходят вопросы снижения энергопотребления.

Специалисты по технологиям НР находятся прежде всего в самой компании, и совокупность их знаний превосходит уровень знаний любого местного партнера. Российское представительство, привлекая своих коллег из-за рубежа, сможет самостоятельно реализовать самые современные и сложные проекты ЦОДов.

Но при этом мы по-прежнему будем привлекать партнеров, потому что не всегда способны «дотянуться» до каждого заказчика в удаленных регионах страны. Привлечение нами местных партнеров зачастую носит тактический характер, когда, например, НР необходимо обеспечить соответствие поставляемых решений российским ГОСТам и СНИПам.

Да и в том, что касается оборудования, мы будем работать вместе с партнерами. Нам нужны дистрибьюторы, которые могут поставить в страну нашу технику, партнеры, которые могут инсталлировать и настроить оборудование у клиентов, и т. д.

CRN/RE: Вы также подчеркнули, что «подразделение корпоративных услуг НР готово предоставить заказчикам весь спектр услуг ИТ-аутсорсинга, а заказчики могут отдать на аутсорсинг всю свою инфраструктуру или часть ее». Какими силами и ресурсами НР намерена обеспечивать аутсорсинг инфраструктур ИТ-заказчиков?

А. М.: Мы готовы использовать различные модели аутсорсинга. Например, если заказчик отдает нам на аутсорсинг свою ИТ-инфраструктуру и обслуживающий ее персонал, то эти люди становятся нашими сотрудниками, и с их помощью мы оказываем заказчику все необходимые услуги. Кроме того, в разных странах мира у нас есть центры, которые нацелены на предоставление определенного вида услуг в области использования ИТ, и благодаря своему глобальному присутствию НР может предоставить наилучшее в отрасли качество услуг аутсорсинга вне зависимости от места нахождения заказчика — в США, Австралии, Нигерии или в России.

Основная задача НР — оценить состояние ИТ-инфраструктуры заказчика, роль ИТ в его бизнесе и предоставить ему услуги, обеспечивающие наилучший экономический результат по показателю «цена/качество». Мы стремимся оказать полноценную помощь конкретному заказчику в определенных условиях, под которые и выбирается оптимальная модель аутсорсинга. При этом не исключается и привлечение российских партнеров, прежде всего когда предоставление услуг последними оказывается экономически более выгодным, чем использование наших удаленных ресурсов.

Если, исходя из бизнес-задач заказчика при оговоренных ценах на оплату услуг НР, нам потребуется дополнительный персонал, то мы наймем новых сотрудников. Если в ИТ-инфраструктуре заказчика будет недостаточно технических средств, то мы сможем их пополнить. Главное, что мы приносим заказчику значимые бизнес-результаты и обладаем сильным потенциалом, чтобы выполнить все обязательства, которые берем на себя.

CRN/RE: В январе 2010 г. HP объявила о выпуске новых программных решений, которые позволят заказчикам пользоваться «облачными сервисами», и предложила консалтинговые услуги для внедрения «облачных вычислений» в ИТ-стратегию предприятий. Какие ресурсы компания готова задействовать для реализации «облачных вычислений» у заказчиков?

А. М.: Концепция «облачных вычислений» предполагает, что заказчик не знает, где находится тот процессор и тот сервер, на котором выполняется его задача. HP располагает портфелем программных продуктов, в частности HP Operations Orchestration, которые позволяют сделать прозрачным процесс предоставления «облачных» ресурсов для руководителей отделов ИТ и компаний, — эти ресурсы либо увеличиваются, либо уменьшаются в зависимости от тех бизнес-задач, которые в настоящий момент актуальны и должны решаться с помощью ИТ.

НР, как глобальная компания, не привязана к условиям конкретной страны и обслуживаемых на ее территории заказчиков — у нас есть возможность использовать как собственные «облачные» ресурсы, так и ресурсы ИТ третьих компаний по всему миру, и выбор этих ресурсов будет определяться условиями обработки и хранения данных для конкретных заказчиков. Полагаю, что если в России возникнет большой спрос на ресурсы «облачных вычислений» и сложится благоприятная ситуация с оплатой электроэнергии и недвижимости, то НР может принять решение о создании здесь ЦОДов, способных обслуживать заказчиков в режиме «облака».

CRN/RE: В ноябре Франческо Серафини заявил, что НР по-прежнему «привержена заказчикам», отметив, что компания повышенное внимание уделяет 1 тыс. ключевых клиентов в мире, в том числе 16 крупнейшим российским компаниям. Остается неясной политика НР в отношении основной массы российских заказчиков — коммерческих компаний и государственных предприятий, компаний СМБ. Что НР предложит этим заказчикам — законченные решения или отдельные продукты?

А. М.: Названное число 16 наиболее важных для НР российских заказчиков весьма условно, поскольку рынок очень динамичен — «более крупные» заказчики могут снизить свои экономические показатели, в то время как «более мелкие», наоборот, вырастают и укрупняются. Поэтому с множеством коммерческих и государственных предприятий мы продолжаем активно работать, оказывая им поддержку через наши региональные представительства и партнеров.

Сейчас завершилась интеграция с компанией EDS, НР приобретает 3Com. Всё это позволит нам сформировать самый широкий портфель предложений продуктов и решений, который позволяет перейти на более высокий уровень взаимодействия с самыми крупными заказчиками. Мы сможем, более глубоко изучив их бизнес-процессы, брать на аутсорсинг ИТ-системы, заменять своими специалистами персонал их ИТ-департаментов, оказывать помощь в развитии и перестройке их ИТ-инфраструктур, чтобы они могли более эффективно развивать свой бизнес. Тем самым мы дополняем существующее взаимодействие с крупными заказчиками более высоким уровнем общения не только с руководителями отделов ИТ, но и с генеральными и финансовыми директорами, показывая им пользу и ценность, которую НР может принести при более тесном взаимодействии.

В то же время мы готовы предлагать более широкий спектр готовых решений и компаниям СМБ.

CRN/RE: В январе 2010 г. НР и Microsoft объявили о заключении трехлетнего соглашения о совместных разработках и поставках на рынок продуктов и решений в области виртуализации, управления инфраструктурой ИТ, бизнес-приложений и «облачных вычислений». Будут ли эти продукты и решения нацелены на сегмент СМБ и появятся ли они в 2010 г. на российском рынке?

А. М.: Одна из целей соглашения НР и Microsoft — создание законченных экономичных решений за счет тесной интеграции аппаратных вычислительных платформ и ПО. Например, заказчикам мы сможем предлагать не отдельный сервер, а решение в виде сервера с предустановленной ОС Windows Server 2008 и приложениями, например Microsoft Exchange или Microsoft SQL Server, что позволит им развернуть почтовую систему или масштабируемую базу данных. В соглашении предусмотрен выпуск решений для разных сегментов рынка — для компаний СМБ и для крупных компаний. Последним, в частности, могут быть предложены решения для создания своих «внутренних облаков».

Полагаю, что уже в 2010 г. первые совместные разработки НР и Microsoft могут появиться на российском рынке.

CRN/RE: В ноябре на пресс-конфренции вы сообщили о намерении НР расширить сеть своих офисов в регионах России. Какова цель такого расширения — более полный охват крупных заказчиков в регионах или расширение партнерской сети за счет поддержки партнеров на местах?

А. М.: Мы продолжаем наращивать свое присутствие в регионах — в 2009 г. открыли одиннадцатый офис, в Калининграде, и два сервисных центра со складами, во Владивостоке и Красноярске, а в начале 2010 г. открылся склад в Перми. НР расширяет географическое присутствие для того, чтобы поддерживать ИС предприятий-заказчиков, расположенных недалеко от наиболее крупных российских городов, где находятся наши офисы, тем самым мы повышаем общую надежность их ИТ-систем и снижаем время простоя техники.

Но это не означает, что мы ограничиваем участие партнеров в обслуживании заказчиков. То, что доля НР на российском рынке серверов стандартной архитектуры превысила 50%, иллюстрирует активную работу наших партнеров, и клиенты уверены в том, что они всегда смогут получить помощь и поддержку не только непосредственно от НР, но и через наших партнеров. Мы будем и впредь развивать нашу партнерскую сеть в разных регионах, с тем чтобы заказчикам было удобно приобретать и использовать продукты и решения НР.

Увеличение числа региональных офисов НР будет преследовать обе цели — более тесно взаимодействовать с заказчиками на местах и привлекать новых партнеров. Правда, как показывает статистика, большинство крупных российских компаний сосредоточено в двух столицах, поэтому новые офисы будут, скорее всего, ориентироваться на обслуживание СМБ-клиентов.

CRN/RE: Планирует ли НР в 2010 г. расширить присутствие в компьютерной рознице и какие меры для этого компания готова предпринять?

А. М.: Розничный компьютерный рынок для нас, безусловно, очень важен. Но также важно отметить, что в 2009 г. НР пятый раз подряд получила награду «Марка № 1 в России» в категории «Принтер», что подтверждает лояльность российских потребителей к бренду в целом. Мы будем наращивать розничные продажи как принтеров, так и ПК, учитывая, что компьютеры марки Pavilion для конечных пользователей появились на российском рынке относительно недавно и уже завоевали популярность. К примеру, в конце 2009 г. НР анонсировала новую серию ноутбуков Envy, относящихся к «премиальному» классу мобильных ПК, которых раньше не было в нашем ассортименте. Это свидетельствует о внимании НР ко всем сегментам потребительского рынка, а открытие в 2009 г. первого в России фирменного магазина под брендом HP подтверждает приверженность компании выбранной стратегии развития розничного канала продаж. Дальнейшее углубление взаимодействия с розничными сетями станет одним из ключевых факторов этого направления нашего бизнеса, ведь иначе мы не сможем «дотянуться» до миллионов потенциальных российских покупателей.