В октябре прошел третий всероссийский MDS-форум, посвященный системам управления печатью и документооборотом. Организатором предыдущих подобных мероприятий выступала российская компания APT Distribution при поддержке вендора — Kyocera Document Solution. В этом году японская корпорация провела очередной MDS-форум совместно с аналитической компанией IDC.

Открывая форум, Роберт Фариш, глава представительства IDC в России и СНГ, сообщил, что, по прогнозам аналитиков, в ближайшие годы на российском ИТ-рынке не стоит ожидать заметного роста продаж оборудования. Скорее всего, этот сегмент будет стагнировать, но IDC ожидает опережающий рост продаж ПО и услуг.

В прошлом году, по оценке IDC, затраты на ИТ в России превысили 35,2 млрд. долл. По прогнозам аналитиков, с 2013-го по 2017 гг. эти расходы будут ежегодно прибавлять в среднем 6% (выше, чем в среднем в мире) и в 2017 г. составят 46,7 млрд. долл. При этом, как считают в IDC, в ближайшие пять лет в нашей стране расходы на ИТ-услуги и на ПО будут расти в пять раз быстрее, чем на оборудование.

Сегодня на российском ИТ-рынке соотношение затрат на оборудование, ПО и ИТ-услуги оценивается как 64:16:20. В перспективе, по мере роста зрелости нашего рынка, это соотношение постепенно должно приблизиться к показателям развитых рынков Западной Европы: 38:20:42. Там значительная часть средств направляется прежде всего на обеспечение эффективного управления ИТ-инфраструктурой.

Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC, подробно рассказал об итогах I полугодия 2013 г. на российском рынке устройств печати. За этот период в нашу страну было поставлено около 1,77 млн. принтеров и МФУ более чем на 434 млн. долл. Рынок заметно просел — по сравнению с I полугодием прошлого года его объем «в штуках» сократился на 9,4%, в деньгах — на 5,8%. Падение зафиксировано практически во всех сегментах, за исключением цветных лазерных МФУ — здесь продажи выросли на 26,2% в штуках и на 13,3% в деньгах. Впрочем, абсолютные цифры не столь впечатляют — в I полугодии в Россию было поставлено 39,33 тыс. цветных лазерных МФУ на сумму 47,17 млн. долл. (лишь немногим более 10% общего объема рынка в деньгах).

Как сообщил Константин Макаренков, в I полугодии примерно 86% рынка устройств печати в штучном выражении контролировали пять основных игроков — НР, Canon, Samsung, Epson, Xerox. Заметных изменений в их расстановке не произошло.

Если же рассматривать рынок в денежном выражении, то ситуация становится несколько иной. По данным IDC, компания Kyocera Document Solutions, по итогам 2012 г. занимавшая пятое место на российском рынке устройств печати, в этом году смогла существенно укрепить свои позиции и войти в тройку лидеров (вслед за НР и Xerox). Фактически это единственный вендор, сумевший увеличить продажи (в деньгах). Рыночная доля Kyocera Document Solutions по итогам I полугодия 2013 г. увеличилась на 4,3% и превысила 12%. За полгода компания поставила печатного оборудования на 52,33 млн. долл. (при общем объеме рынка 434 млн. долл.).

В последние годы вендор серьезно скорректировал свою бизнес-стратегию. Теперь он позиционирует себя не только в качестве производителя печатного оборудования, но в первую очередь как поставщика решений управления документооборотом (Managed Document Services, MDS). В апреле 2012 г. Kyocera Mita сменила название на Kyocera Document Solutions, как сказал Тарик Алхаурани, директор по развитию бизнеса Kyocera Document Solutions Russia, чтобы «подчеркнуть значимость решений, обеспечивающих управление всем документооборотом, в продуктовом портфеле». В сентябре 2011 г. российская компания APT Distribution первой в Европе получила статус MDS-партнера Kyocera (ранее она долгое время оставалась эксклюзивным дистрибьютором принтеров вендора).

За непродолжительное время компании Kyocera Document Solutions удалось занять неплохие позиции на мировом рынке MDS. По данным вышедшего летом глобального исследования IDC «Ситуация на рынке: анализ мировых поставщиков услуг по управлению печатью и услуг по управлению документооборотом в 2013 г.», Kyocera Document Solutions была признана «крупным игроком» (Major Player). Кроме того, она вошла и в «магический квадрант» Gartner в области оказания услуг по управлению печатью.

Хиронао Кацукура, вице-президент Kyocera Document Solutions Europe (отвечает за маркетинг, продажи и развитие бизнеса в регионе ЕМЕА), напомнил, что корпорация Kyocera была основана в 1959 г. Вначале она называлась Kyoto Ceramic и специализировалась на производстве промышленной керамики, затем стала выпускать электронные компоненты, солнечные батареи, мобильные телефоны, принтеры. В 2000 г. Kyocera приобрела производителя копировальной техники Mita Industrial и объединила потенциал обеих компаний в разработке и производстве устройств печати. Сейчас это направление занимает около 20% в общем бизнесе корпорации Kyocera. С российскими партнерами вендор работает уже 15 лет и возлагает на наш рынок особые надежды. Как сообщил Хиронао Кацукура, руководство компании планирует увеличить оборот в странах СНГ в 2015 г. на 135% по сравнению с показателями 2009 г. (для сравнения: за тот же период в США ожидается рост на 28%, в Западной Европе — на 16%, в Японии — на 22%, в Китае — на 92%).

Как пояснил Хиронао Кацукура, модель услуг по управлению документооборотом Kyocera Document Solutions включает пять этапов: оценка, разработка, внедрение, управление и оптимизация (ADIMO: Assess, Design, Implement, Manage, Optimize). Как отмечают аналитики IDC, «процесс ADIMO обеспечивает последовательный подход к удовлетворению потребностей клиента за счет выявления проблемных мест с последующим внедрением решения, способного повысить общую эффективность работы клиента и уменьшить затраты».

По классификации IDC, услуги в области печати делятся на три категории. Первая — SPS (Support Print Services), к ней относится техническое обслуживание и ремонт оборудования, поставка заказчику расходных материалов. Этим в настоящее время занимается большинство дилеров, поставляющих устройства печати. Вторая категория — BPS (Basic Print Services), она подразумевает долгосрочное партнерство на контрактной основе. Это может быть договор на полное техническое обслуживание, мониторинг парка техники. Но сервис при этом осуществляется без вмешательства в рабочий процесс заказчика. Наивысшая категория — MPS (Managed Print Services) — подразумевает аудит существующей инфраструктуры печати, управление парком оборудования, постоянную оптимизацию. Термин MPS близок к термину MDS, которым пользуется Kyocera Document Solutions. По словам Константина Макаренкова, для MDS, или управления документооборотом и его аутсорсинга, характерны оцифровка печатных документов, их архивация, индексация и хранение, управление выводом документов (в том числе и из ERP-систем), использование электронных форм (связь цифровых и печатных документов).

По оценке Николая Аладина, MDS-менеджера Kyocera Document Solutions Russia, реализация MDS-проектов позволяет сократить расходы компаний в области печати и документооборота до 35%. Паскаль Зайферт, менеджер глобального бизнеса Kyocera Document Solutions Europe, представил успешные бизнес-кейсы по реализации MDS-проектов в международных корпорациях.

Немало примеров успешного внедрения есть и в России. Об одном из них рассказал Игорь Челебаев, коммерческий директор компании «Бюро офисных машин», реализовавшей проект по переходу на MDS в рекламной медиа-группе GroupM.

На форуме были представлены программные и аппаратные решения, рекомендуемые вендором для MDS-проектов. В частности — решения по безопасности и контролю расходов MyQ, решение для администрирования парка устройств печати Net Admin. Участникам форума представили и оборудование Kyocera Document Solutions — новое цветное МФУ формата A3 серии TASKalfa, высокоскоростной монохромный принтер FS-4300, цветной принтер FS-C5150DN, компактное МФУ FS-1125MFP, сетевой принтер FS-1060DN.

Предоставление услуг по схеме MPS/MDS сулит ИТ-компаниям ощутимые выгоды. Они могут получать стабильные доходы от сервиса, поскольку данная схема работы рассчитана на долгосрочные отношения с клиентом. Кроме того, это потенциально более доходный бизнес, чем просто перепродажа оборудования и «расходки».

Что мешает широкому внедрению подобных проектов в России? По мнению Константина Макаренкова, причин довольно много, и большинство из них можно отнести к «человеческому фактору». Корпоративный топ-менеджмент зачастую плохо понимает, из чего складывается структура расходов на печать, а рядовые сотрудники, как правило, боятся перемен. В госструктурах весьма сложно списать старое изношенное печатное оборудование.

Среди потенциальных драйверов роста этого рынка — улучшение общей деловой культуры, повышение осведомленности об MPS/MDS и, пожалуй, самое главное — рост числа успешных проектов.