В отличие от ряда предшествующих лет компания OCS решила не объявлять финансовые результаты очередного года. Тем не менее, президент OCS Максим Сорокин рассказал CRN/RE об основных изменениях, произошедших в компании в 2003 г.

По его словам, рост бизнеса был «очень значительным». А по структуре продажи распределялись следующим образом: ПК и серверы на платформе Intel, а также периферийные устройства — 48% (в 2002 г. — 45%), серверы RISC/Unix, а также системы хранения данных — 9% (9%), телекоммуникационное оборудование — 21% (24%), комплектующие и мониторы — 22% (22%).

Таким образом, структура продаж в прошлом году существенно не изменилась. Как сказал Максим Сорокин, это и не планировалось; более того, компания такого типа, как OCS и должна иметь примерно такую структуру продаж. «Все линейки росли, хотя я был бы рад, если бы некоторые росли медленнее (финансово емкие, с низкой маржой), а другие (высокотехнологичные) — еще быстрее», — добавляет он.

В отличие от 2002 г. (когда, напомним, были подписаны дистрибьюторские контракты с Avaya, Fujitsu Siemens Computers, EMC, Xerox) в прошлом году прибавился только один новый вендор — ASUSТeК. Объяснение простое — названные контракты нужно было «переварить». По итогам прошлого года уже можно сделать некоторые выводы.

Больше всего глава OCS доволен развитием бизнеса по продукции ЕМС, безусловно, наиболее «рискованной» новой линейкой в ассортименте OCS, так как это первый пример дистрибуции подобного оборудования в нашей стране. «Мы перевыполнили план, который сами считали нереальным, и добились очень высоких показателей в регионе ЕМЕА», — говорит он.

В то же время руководство OCS не вполне устраивает ситуация с Xerox: если обращать внимание только на проценты, то все «выглядит неплохо», но абсолютные цифры, структура продаж и место в общем бизнесе не удовлетворяют OCS. Причин, как всегда, несколько, в том числе очень сложное и не типичное для ИТ-рынка построение канала Xerox в России, к которому OCS было непросто адаптироваться. Однако Сорокин надеется, что в этом году ситуация выправится.

Слабо развивался в 2003 г. канальный бизнес с Fujitsu Siemens Computers, при этом немалую долю вины дистрибьютор возлагает на «очень аморфное» представительство вендора в России. Однако после предпринятых недавно европейским офисом вендора мер, в том числе смены руководства московского офиса, OCS рассчитывает в этом году на активное развитие линейки.

В 2003 г. в компании много занимались развитием инфраструктуры.

Так, почти в два раза увеличилась площадь офиса компании в Санкт-Петербурге (в принадлежащем ей здании надстроен мансардный этаж). Также примерно вдвое расширился московский офис OCS — недавно он переехал в новое помещение, которое компания арендует в офисном комплексе в Крылатском (не удалось найти подходящего помещения для покупки). Зато куплено здание в Нижнем Новгороде, в которое переселился нижегородский офис OCS (это уже третий региональный офис, имеющий собственное помещение). По словам Максима Сорокина, приобретение помещений для офисов в собственность — часть политики компании. В несколько раз увеличилась площадь складов в Москве, а в Петербурге арендован второй склад, что позволяет дистрибьютору обрабатывать существенно большие товарные потоки. Значительно выросла и эффективность работы складов за счет использования современных технологий и оборудования. Введена в эксплуатацию новая ИС, обслуживающая все процессы логистики. Тем не менее, дальнейшее повышение эффективности работы складов и скорости обработки грузов — одна из приоритетных задач компании на 2004 г.

В соответствии с принципом вертикально-горизонтальной (продуктово-функциональной) структуры, которому следует OCS, в 2003 г. появилась очередная «горизонтальная» структура — департамент процессинга, объединяющий весь цикл прохождения товара — от размещения заказа у вендора до поступления на склад OCS. Создание «горизонтальных» департаментов будет продолжено, в том числе и в 2004 г.

В 2003 г. был открыт очередной (уже восьмой) региональный офис OCS — в Ростове-на-Дону, а также обновлен офис в Новосибирске — там работает новый коллектив (см. CRN/RE № 10/2003). Работой последнего глава OCS особенно доволен — среднемесячный объем продаж уже достиг 50% того, что продавал прежний филиал, а ведь тот функционировал с 1996 г. Темпы роста бизнеса в филиалах превышали средний показатель по компании, в желательном направлении — увеличение доли «тяжелого» оборудования — менялась и структура их продаж.

Тем не менее, в текущем году новые филиалы у OCS, скорее всего, не появятся. По словам Сорокина, возможно, имело бы смысл создать еще филиал на Дальнем Востоке, к чему последние пару лет компания готовилась, но сейчас работа приостановлена. «Сегодня я не уверен, что это будет экономически целесообразно», — признает он.

Важнейшим событием стало объявление (в мае 2003 г.) о создании холдинга НКК. «Последующие месяцы показали, что нам удалось правильно просчитать, что сделать, как это сделать и когда объявлять. Рынок это воспринял адекватно», — говорит президент OCS.