Компания Apple IMC подвела итоги работы в России в 2003 г. Ее оборот вырос на 49% по сравнению с 2002 г., что вывело Apple IMC на первое место по продажам в регионе CEMEA (см. CRN/RE № 23/2003). Напомним, что в России более полутора лет действует совместная с Apple Computers долгосрочная инвестиционная программа Think Russian, которая, очевидно, начала приносить результаты.

Как отметил Александр Доманицкий, генеральный директор Apple IMC, прошедший год был годом ноутбуков — их продажи существенно возросли, чего нельзя сказать о настольных ПК. Так, в 2003 г. было продано почти 4,1 тыс. портативных ПК Apple, из них 3094 шт. в потребительский сегмент (рост 136%) и 984 шт.— в профессиональный (рост 237%). Практически в два раза — до 59 шт. — увеличились и продажи серверов. Реализация ПК, предназначенных для профессионального сегмента, составила 3092 шт. (рост 7,2%), а ПК для потребительского рынка было продано 1174 шт. (на 8% меньше, чем в 2002 г.). В компании это связывают с тем, что сегодня пользователи все чаще отдают предпочтение ноутбукам (это общемировая тенденция), а приверженцы традиционных ПК, видимо, ожидали появления Macintosh G5. Продажи этих устройств на российском рынке начались лишь в конце года.

Произошли изменения и в структуре продаж на вертикальных рынках. Приоритетным для компании по-прежнему остается сегмент Design & Print: на его долю по итогам прошедшего года пришлось 62% продаж, что почти на 10% меньше, чем в 2002 г. Также Apple IMC продолжала осваивать розничный сегмент, удельный вес которого за год увеличился с 5,8 до 9%. Относительный объем образовательного сегмента составил 19% (12,2% в 2002 г.), а рынка цифрового аудиовидео — 8% (вырос на 0,8%).

Apple IMC активно развивала бизнес в регионах. Сегодня у компании есть офисы в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и Самаре, причем им разрешено вести прямые продажи. Наряду с представительствами функционирует сеть региональных партнеров (реселлеров). Александр Доманицкий говорит, что компания пока будет работать по такой схеме, а все возникающие конфликты надо решать исходя из принципа «сделать так, чтобы не пострадал клиент». С точки зрения ценовой политики у офисов нет никаких преимуществ перед региональными дилерами.

На текущий год у Apple IMC много планов. В частности, компания продолжит продвижение в регионы. Все успешные проекты, реализованные на розничном рынке Москвы (создание «уголков Apple», демоакции в крупных кинотеатрах и торговых центрах), будут «тиражироваться» в других городах России. Кроме того, планируется создание специальной программы развития розничных продаж. Аналогичные планы имеются и в отношении проектов в образовательной сфере. Что касается рынка Design & Print, то компания намерена активнее привлекать средних и мелких заказчиков. Пока основные продажи Apple IMC приходятся на Москву, однако Доманицкий рассчитывает, что в ближайшие пару лет доля региональных продаж составит 50%.