В нынешнем году облачные технологии стали главной темой ИТ-рынка. Так, в рейтинге стратегических технологий Top 10 Strategic Technologies for 2011 компании Gartner они занимают 1 место. В IDC и Forrester Research убеждены, что именно облака — драйвер ИТ-отрасли на ближайшие годы. По оценке Gartner, уже к 2012 г. 80% предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными службами. Уже сейчас облака широко используются корпорациями, и немаловажную роль здесь имеет параллельный облачному тренд мобильности.

Облачные технологии являются логическим продолжением идеи предоставления продукта «as a Service». Как сказал на IT-Summit’е (весна 2011 г.), Сергей Македонский, президент ассоциации АСТРА, облачные технологии — «это аутсорсинг 2.0, самый экстремальный аутсорсинг ИТ».

Сегодня фокус дискуссий смещается в сторону конкретного применения облаков здесь и сейчас, теперь уже все чаще слышны мнения о том, что эти технологии серьезно изменят партнерские экосистемы вендоров и в целом структурный пейзаж ИТ-рынка.

Вадим Сторожилов, руководитель департамента технических решений EMC Россия и СНГ, отмечает, что если ИТ «прошлого поколения» в глазах заказчиков должны были выглядеть в первую очередь надежными, проверенными, контролируемыми и защищенными, то сегодня на первый план выходят другие характеристики — динамичность, экономичность, возможность выделения по требованию, гибкость. Облако — это модель удобного доступа по требованию к общим разделяемым ресурсам, которые могут быть выделены и настроены в короткие сроки, автоматизированы с минимальным вмешательством владельца ресурсов. Это означает, что ИТ строятся по-другому — имеется каталог сервисов и пул ресурсов, ИТ эксплуатируются по-другому, с минимальным администрированием, и, наконец, ИТ используются по-другому — независимо, с множеством провайдеров.

Клиенты в России, как показывает сегодняшняя практика, предпочитают частные облака. Хотя это не исключительно российская особенность — так, на прошедшей весной выставке CeBIT компания SAP рассказывала о подобной тенденции в сообществе крупных немецких заказчиков. Клиент может сделать свое облако, построив собственный виртуальный центр обработки данных (ВЦОД), и впоследствии даже сам выступить в качестве поставщика услуг. Распространенный вариант — использование ВЦОД стороннего поставщика услуг (интегратора). Есть и гибридные варианты — например, собственный основной ЦОД плюс внешний ЦОД в качестве резервного.

AaaS, PaaS и IaaS

В компании IDC выделяют ряд признаков, по которым услугу можно считать облачной. Это совместное использование, управление как забота поставщика, самообслуживание, эластичность, оплата по мере потребления, сервис через Интернет и открытый API.

Всю облачную сферу ИТ-услуг можно разделить на 3 сегмента. Обычный AaaS — приложение как сервис (Application as a Service), платформа как сервис PaaS (Platform as a Service) и инфраструктура как сервис IaaS (Infrastructure as a Service). По данным IDC, на сегмент AaaS в России в 2009 г. приходилось 94% общего объема рынка. К концу 2014 г. этот сегмент вырастет до 113,4 млн. долл. У развития этой модели (как и в целом у облачной схемы) есть серьезная проблема — крупные разработчики ПО, переходя на AaaS-модель, вступают в конкуренцию с собственной сетью партнеров. На долю сегмента IaaS приходилось 4% рынка, прогноз на 2014 г. — 35,5 млн. долл.

В целом, по данным IDC, объем российского рынка публичных облачных ИТ-услуг в 2014 г. достигнет 161,5 млн. долл. (см. рис. 1).

По мнению Александра Прохорова, ведущего аналитика IDC Russia & CIS, в развитии облачных технологий на российском рынке можно выделить следующие стимулирующие факторы. Заказчик платит лишь за то, что использует, налицо экономия на ИТ-инфраструктуре и ИТ-персонале, удобное совместное использование информации. Быстрое внедрение, есть возможность помесячной оплаты. В то же время сдерживающие факторы — малая осведомленность клиентов, недостаточный контроль за своими данными, ненадежность интернет-доступа и высокая стоимость телеком-услуг. Заказчики озабочены безопасностью, зависимостью от поставщика, сложностью интеграции облачных технологий с остальными своими системами (см. рис. 2).

Платформа как услуга

PaaS, на долю которого в России приходилось в 2009 г. только 2% рынка, по прогнозам IDC, вырастет с 0,1 млн. долл. в 2009 г. до 12,5 млн. долл. в 2014 г. PaaS — это облачная среда, изначально готовая для написания бизнес-логики приложений — без создания инфраструктуры, выбора системного ПО (баз данных, апликейшн-серверов, веб-серверов) и при этом оснащенная инструментами для разработки — конструкторами, отладчиками и т. п. В ней работает принцип оплаты по мере использования (Pay as you go) не только для пользователей приложений, но и разработчиков.

По мнению Антона Чижова, директора по технологиям Aprentis, PaaS будет востребована в России по нескольким причинам. В условиях «зарегулированной экономики» важна реализация бизнес-процессов потребителей, они не хотят подстраивать свои процессы под существующие приложения. Кроме того, зачастую заказчики не умеют организовать процессы стандартным образом, а люди, принимающие решения, не обладают необходимым ИТ-образованием. Все это снижает возможности готовых приложений (AaaS).

Процесс пошел

В последние несколько месяцев поступил целый ряд «облачных» новостей от крупных игроков рынка. Так, в апреле SAP с партнерами ePages и HONICO eBusiness запустили ПО для электронной торговли, основанное на облачных технологиях. Оно предназначено для предприятий СМБ, использующих решение SAP Business All-in-One, и позволяет создать в облаке веб-сайт для электронной торговли. Заказы, полученные через Интернет, будут обрабатываться на внутренних серверах SAP вместе с поступившими по традиционным каналам сбыта. Для того чтобы начать профессиональную интернет-торговлю, клиентам требуются лишь прозрачные ежемесячные платежи и минимум технических усилий.

В мае компании «Астерос» и НР объявили о совместном продвижении облачных технологий в России. В рамках партнерства российским клиентам будет предоставлен комплекс услуг по размещению и поддержке основных бизнес-приложений на платформе HP, а «Астерос» обеспечит проектирование и трансформацию ИТ-инфраструктуры заказчика, локальную поддержку пользователей в области развития и доработки их приложений, сопровождение ИТ-активов клиента (приложений, рабочих станций, сетевой инфраструктуры и пр.). По оценкам «Астерос», объем «облачного» бизнеса компании к 2014 г. может составить от 7 до 10 млн. долл. Платформой для развертывания облачных сервисов станет дата-центр HP, расположенный в Беблинге (Германия). Однако по желанию заказчика часть ИТ-сервисов может быть размещена на российском ЦОДе «Астерос» для резервного копирования данных.

Компании Xerox и Cisco создали альянс для развития облачных сервисов, которые совмещают функции управления печатью и интеллектуальные сетевые возможности. Речь идет об услугах управления офисной печатной инфраструктурой (Managed Print Services, MPS) и облачного ИТ-аутсорсинга (ITO) Xerox совместно с интеллектуальной сетевой инфраструктурой Cisco.

В конце мая HP и Microsoft представили первое в России частное облако, построенное на базе HP Cloud Foundation for Hyper-V. Оно развернуто в Технологическом центре Microsoft (Microsoft Technology Center, MTC).

Также в мае группа компаний INOVENTICA официально объявила о создании первого в России ИТ-оператора, реализующего инфраструктурные проекты в сфере облачных вычислений. К маю этого года проект получил инвестиции в размере полумиллиарда рублей. Компания планирует иметь в распоряжении не только центр обработки данных или ПО, но все уровни инфраструктуры: ЦОДы, линии коммуникаций, программную платформу и облачные сервисы для конечных потребителей. Для этого INOVENTICA, в частности, планирует войти в top 10 обладателей магистральных сетей.

В облака переводят собственную инфраструктуру и сами ИТ-компании. Так, недавно IBS сообщила о развертывании в компании новой облачной вычислительной инфраструктуры на базе оборудования HP BladeSystem Matrix. В частное облако переведут все прикладные информационные системы компании (всего более 100), а старая инфраструктура будет полностью свернута. В результате проекта IBS рассчитывает снизить расходы на эксплуатацию ИТ-инфраструктуры как минимум на 25%, в частности, примерно в полтора раза сократится численность обслуживающего персонала. Общий объем инвестиций в проект составил порядка 2 млн. долл.

«Рентабельными облака сделает массовость»

На IT-Summit’е 2011 АП КИТ провела «круглый стол», где вендоры и российские интеграторы обсуждали, как приход облачных технологий отразится на ландшафте российского ИТ-рынка. Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM в России и странах СНГ, отметил, что хотя преимущества облачных технологий для заказчиков очевидны — сокращение издержек, масштабирование, гибкость и доступ к ИТ, перенос капитальных затрат на ИТ в операционные, — тем не менее часто облака «разбиваются» о нерешенные практические вопросы.

Заказчики хотят перенести в облако важные для бизнеса процессы, чтобы это было не только надежно, но и соответствовало требованиям госрегуляторов. Важна и безопасность, и степень закрытости такого облака, уровень управления данными и поддержка, чтобы эта среда жила и ее могли обслуживать ИТ-специалисты заказчика. «Пока мы не видим, чтобы заказчики переводили в облака критические приложения, например, банк — свое ключевое банковское ПО, — сказал Кирилл Корнильев. — А вот разработка в облаке или перевод сотрудников на работу с тонкими клиентами — такое мы видим уже сейчас». Наиболее перспективными, с его точки зрения, для применения облачных технологий являются аналитика, совместная работа сотрудников, Desktop Cloud, разработка и тестирование, высокопроизводительные вычисления и хранение данных.

Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», отметил, что облака — это новая реальность. В этой реальности российские ИТ-компании должны найти себе какое-то применение, чтобы не потерять бизнес. Сегодня это уже непросто, потому что вендоры — поставщики облачных услуг выходят на рынок и сами предлагают заказчикам свои решения. В «Крок» некоторое время назад появилось «демооблако» — бесплатный демодоступ к облачной платформе. Заказчики могут освоить основные приемы работы с IaaS-облаком, развернуть в нем разветвленную инфраструктуру информационных систем и даже опробовать в качестве резервного дата-центра.

Хотя российские компании интересуются облаками, о массовости таких проектов говорить рано. Будучи озабоченными вопросами безопасности, конфиденциальности и надежности связи, заказчики предпочитают частные облака. Однако интегратору строить у себя персональное облако для клиента на «персональном железе» — это то же самое, что продажа клиенту этого «железа» и осуществление проекта у него.

«Рентабельными облака сделает массовость, когда начнется стандартизация таких проектов», — считает Борис Бобровников. Создавать же каждому клиенту персональное «облачко» интеграторам не очень выгодно.

Облака меняют рынок

Уверенно чувствует себя на облачной волне компания Microsoft. О серьезных намерениях вендора свидетельствует недавнее объявление о запуске в России Office 365 до конца 2011 г. в рамках партнерства с компаниями «ВымпелКом» и «СКБ Контур». Корпоративные клиенты «ВымпелКом» и «СКБ Контур» уже до конца 2011 г. смогут воспользоваться настольными приложениями Office, а также решениями для совместной работы и объединенных коммуникаций (Exchange Online, SharePoint Online, Lync Online), взяв их в аренду и оплачивая в зависимости от потребления. В Microsoft полагают, что удаленный офис будет наиболее интересен малым и средним компаниям, так как аренда стоит куда ниже, чем лицензия при покупке стандартных продуктов.

В «СКБ Контур» убеждены, что для малых предприятий это будет логическим продолжением существующих веб-сервисов: отчетности через Интернет, аутсорсинга бухгалтерских услуг.

Глава Microsoft в России Николай Прянишников уверяет партнеров, что им не о чем беспокоиться, но вопросы все равно возникают. Если крупные интеграторы могут найти свои ниши в построении частных облаков, работе с госсектором, предоставлении облачных услуг уже на своих ЦОДах (хотя и интеграторы видят конкуренцию со стороны вендоров), то для обычных реселлеров ситуация еще более неясна. Российским ИТ-компаниям не обойтись без каких-то дополнительных сервисов, например, это может быть кастомизация в публичном облаке. Облака нет смысла просто перепродавать. Но в любом случае речь идет о трансформациях в партнерском канале.

Моментально – в облако

По данным компании Nielsen, в 2010 г. 31% мобильных устройств составляли смартфоны, на 2011 г. прогноз — 51%. В 2010—2015 гг. в мире будет продано 2,5 млрд. смартфонов. К концу 2010 г. на рынке уже было доступно более 30 моделей планшетных ПК. По прогнозам Forrester Research, их продажи в 2012 г. превысят продажи нетбуков, а в 2015 г. — обычных ПК. В ближайшие 5 лет интернет-трафик со смартфонов и планшетных ПК превысит трафик с традиционных ПК. Компании благодаря этим технологиям все чаще переводят сотрудников в режим удаленной работы «в поле».

По мнению руководителя маркетингового подразделения PFUL Дугласа Рудольфа, этот тренд особенно важен для области документооборота в широком понимании. Использование легких мобильных устройств подразумевает, что все документы, как электронные, так и бумажные, максимально быстро оказываются доступными в облаке. Заодно это решает проблему дублирования документов, обновления, коллективной работы и т. п. «На периферию» отодвигаются и точки ввода новой информации в электронные системы — будь то сканирование каких-то форм или ручной набор данных. Информация будет попадать в облако максимально быстро.

Рудольф привел данные сентябрьского опроса более 400 ИТ-специалистов из крупных компаний в США, Канаде и Европе, проведенного по заказу CA Technologies «The Arrival of Cloud Thinking: How and Why Cloud Computing Has Come of Age in Large Enterprises». 53% внедренцев и 42% лиц, ответственных за принятие решений, уже используют 6 или более облачных сервисов. Инфраструктурные облачные технологии (IaaS, PaaS) применяют 58% крупных компаний, а 43% планируют сделать это. Однако ИТ-специалисты понимают как плюсы, так и минусы облачных технологий.

Найти себя в новом пейзаже

Мы обратились к нескольким экспертам с вопросом: что делать российским ИТ-компаниям в этой ситуации, как найти нишу для своего бизнеса в облаках?

Олег Глебов, специалист департамента маркетинга компании «Информзащита», считает, что и у арендуемых виртуальных инфраструктур (IaaS), и у «софта как услуги» (SaaS) есть будущее. «Предложение готовых виртуальных инфраструктур имеет большой потенциал в создании сетей, которые будут предлагаться клиентам (крупным компаниям) как готовое решение по переносу инфраструктуры в облако или расширению собственной сети за счет масштабируемого виртуального сегмента. Виртуальные сети для конечных пользователей не будут отличаться от реальных, при этом для компаний существенно упростится процесс присоединения новых филиалов или значительное расширение, но сохранится централизованное управление структурой сети и ее безопасностью», — считает он.

С другой стороны, облако может выступать и как плацдарм для модели SaaS. Уже сейчас несложно найти провайдеров услуг, которые за умеренную цену готовы предоставить доступ к облачному «1С» и другим необходимым для клиента ресурсам.

Виктор Урусов, вице-президент DEPO Computers, считает, что главное для потенциальных поставщиков облачных сервисов — вовремя выйти на этот рынок. «Порог вхождения не слишком высок по стоимости, но очень существенный с точки зрения компетенций как клиентов, так и провайдеров. По нашей оценке, лишь около 20% российских ИТ-специалистов готовы к внедрению облаков и управлению этими сервисами, следовательно, у провайдеров есть масса возможностей растить и формировать эти компетенции, а значит, и качественного спроса».

Сегодня интеграторы являются прежде всего строителями облачных инфраструктур (частных и публичных), а не получателями прибыли непосредственно от эксплуатации услуг. Небольшая часть интеграторов, с собственными ЦОДами, стремится предоставить полную «вертикаль» услуг — начиная от размещения и хостинга и заканчивая обслуживанием конечных приложений клиентов внутри облака, предоставлением ПО по модели SaaS.

«Наши ведущие интеграторы уже довольно давно предлагают сервисы по построению облаков — как внутренних, частных, так и публичных, — уверен Игорь Корнетов, технический директор ЕМС Россия и СНГ. — Одним из вероятных направлений развития, мне кажется, может стать более активное продвижение в сторону предоставления услуг на базе облаков. Кто-то предпочтет делать это самостоятельно, кто-то — в партнерстве с телеком-провайдерами. Что касается опасений передачи бизнес-информации, то это не единственная сложность облачных сред. Неотработанность законодательной базы, отсутствие или очень слабое развитие контрактной практики препятствуют широкому проникновению подобных решений. Но очевидно, что широкий интерес к подобным технологиям способствует относительно быстрому преодолению упомянутых трудностей».

Эдуард Лысенко, руководитель дирекции инфраструктурных решений компании TopS BI, считает, что влияние облачного тренда будет по-разному ощущаться в различных рыночных сегментах. Для средних российских компаний-заказчиков с небольшим и достаточно типовым набором предоставляемых ИТ-услуг наиболее привлекательно выглядит вариант с постепенным переходом к использованию публичных облачных сервисов по модели SaaS (примеры подобных сервисов — CRM, электронная почта, порталы совместной работы и др.).

«В данном случае основной задачей ИТ-интегратора, как доверенного партнера, становится анализ степени готовности организации к переходу на модель обслуживания «ИТ как услуга», аудит существующих информационных систем компании и составление на его основе каталога предоставляемых сервисов, формализация требований организации к потенциальным поставщикам решений SaaS, разработка конкретных SLA с учетом особенностей бизнеса и помощь в подборе провайдера услуг, наиболее оптимально отвечающего данным критериям», — говорит Эдуард Лысенко. В подобном случае одним из привлекательных вариантов для компании-интегратора выглядит разворачивание собственной облачной платформы на своих либо привлеченных мощностях и предоставление подобных услуг под собственным брендом.

У крупных заказчиков ситуация иная. Как правило, такие компании обладают достаточно обширным набором ИТ-сервисов, основанных на ощутимо доработанных продуктах различных производителей и в связи с этим плохо поддающихся переносу в унифицированную программную среду. Помимо этого в таких организациях (особенно относящихся к финансовому сектору) очень остро стоят вопросы контроля над хранением и обработкой конфиденциальной информации и гарантированного качества предоставляемых услуг. К сожалению, даже тщательно прописанные SLA в большинстве случаев регламентируют ответственность только облачного сервис-провайдера и никак не затрагивают разрешение конфликтных ситуаций в случае ответственности третьих лиц.

При этом ИТ-департаменты крупных компаний в своей повседневной деятельности сталкиваются с такими не характерными для небольших организаций вызовами, как возрастающая сложность управления постоянно растущим парком сервисов, оборудования и лицензий; необходимость постоянного отслеживания уровня доступности предоставляемых разнообразным бизнес-подразделениям услуг с различными уровнями SLA; постоянно меняющийся ландшафт тестовых сред и требования бизнеса об увеличении скорости внедрения новых сервисов при одновременном жестком контроле ИТ-бюджета; крайне сложная оценка совокупной стоимости владения и срока возврата инвестиций.

«По всем этим причинам, а также учитывая достаточно консервативный и взвешенный подход к трансформации ИТ-ландшафта крупных компаний, в среднесрочной перспективе более вероятно дальнейшее повышение интереса к построению решений на базе частных облаков, что представляет собой обширное поле деятельности для ИТ-интеграторов, — уверен Эдуард Лысенко. — При этом важно подчеркнуть, что подобную трансформацию невозможно осуществить и добиться при этом полного эффекта, опираясь исключительно на техническую составляющую. По сути, облачная среда представляет собой компонент сервисориентированной архитектуры на инфраструктурном уровне, и построение частного облака для крупной компании — не самоцель, а лишь средство, помогающее оптимально преобразовать инфраструктурную составляющую ИТ-ландшафта предприятия и привести ее в соответствие с новой ролью ИТ-службы как сервис-провайдера для основного бизнеса компании».

Можно ли доверять облаку?

Компания AMD объявила результаты всемирного исследования по изучению степени освоения, отношения и подходов к облачным вычислениям (опрос ИТ-руководителей государственных и частных организаций на территории США, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона).

Вот некоторые из выявленных тенденций:

  • 60% организаций, внедривших облачные решения, уже ощущают экономический эффект.
  • С продолжением освоения облака растет и значение данных, которые в нем хранятся. 63% тех, кто использует облако для размещения данных, хранят в нем данные стоимостью свыше 250 тыс. долл.
  • 74% организаций США, 68% в Азии и 58% в Европе используют или изучают облачные решения.
  • Почти каждая десятая организация в США хранит в облаке данные более чем на 10 млн. долл. Тем не менее 63% респондентов во всем мире по-прежнему считает одним из самых больших рисков, связанных с этой моделью, безопасность.
  • Пользователи получают доступ к облачным услугам в первую очередь с помощью ПК (90%), за которым следуют смартфон (56%), планшет (37%) и тонкий клиент (32%).

Сложности применения

Однако на пути распространения облачных технологий, как и любых других, имеется ряд препятствий. «Созданная ферма серверов в облаке и установленные приложения сейчас уже не будут 100%-ным залогом прибыльности такого решения, — говорит Олег Глебов. — Оценивая реализованные облачные проекты крупных ИТ-компаний в России, можно смело сказать, что ни один из них еще не вышел на прибыльность к концу 2010-го — началу 2011 г. Это становится очевидным при оценке активности клиентов, на которых ориентировано решение. Пока можно с уверенностью сказать, что налицо незрелость спроса на такие услуги (в сравнении с классическими моделями предоставления приложений)».

Проблемой может стать сама организация и использование дата-центров, считает Виктор Урусов. «Многие облачные провайдеры и компании, которые хотели бы стать таковыми, не имеют или не могут обеспечить своим клиентам оптимальную стоимость своих услуг по целому ряду причин, ключевая — низкая энергоэффективность большинства российских дата-центров, обуславливающая высокую себестоимость услуг. У нас только начинают говорить о PUE (Power Usage Effectiveness), между тем именно стоимость энергии формирует львиную долю себестоимости услуг дата-центра и, значит, облачного сервиса, базирующегося на этой аппаратной платформе. К этому прибавляется существенная для провайдера стоимость лицензий, в итоге конечный пользователь облака может получить цену, которая покажется ему высокой, так как она не похожа на стоимость стандартной услуги подобного рода и при этом превосходит цены западных аналогов. В случае проприетарного ПО, конечно, стоимость облачных сервисов будет выше, чем на открытых платформах, это также следует учесть. При этом открытые продукты далеко не всегда удастся интегрировать с корпоративными средами виртуализации, такими как VMware, Citrix, Parallels».

В итоге далеко не всякая компания, решившая поставлять услуги облака, сможет изначально принять весь спектр правильных решений для разработки оптимальной бизнес-модели, которая обеспечит ей привлекательность конечной стоимости и параметров услуг. Как полагают в DEPO Computers, ошибка в выборе решения и при проектировании облачной инфраструктуры дата-центра повлечет за собой рост стоимости услуги, технические сложности, невозможность применения сервиса во многих привлекательных для провайдеров отраслях и направлениях российского бизнеса. Поэтому промышленных решений на рынке по-прежнему недостаточно, российский бизнес только формирует фундаменты таких бизнес-моделей, получая компетенции от вендоров.

По мнению Игоря Корнетова, проблемы облаков в России условно можно разделить на две части: специфичные именно для России и проблемы облаков в целом.

«Основной проблемой по-прежнему остается «последняя миля», соединение компании — пользователя облака с Интернетом. Если в крупных городах с широкополосным доступом проблем уже нет, хотя все еще остается под вопросом стабильность самой связи, то в удалении от областного центра возникают трудности и с шириной канала, и тем более с его надежностью. А если нет доступа к облаку, бизнес стоит. Другая специфическая российская проблема — незащищенность пользователей облака от рейдов спецслужб, как показал пример хостинг-провайдера Agava и его клиента iFolder. Нельзя быть уверенным, что твой бизнес не будет парализован только потому, что у спецслужб возникли вопросы к пользователю сервера в соседнем шкафу дата-центра», — говорит он.

Сохраняется в полной мере крайне важная общеоблачная проблема — слабая проработка вопроса обеспечения информационной безопасности и защиты данных клиента от инсайдера облачного сервис-провайдера (из последних примеров — сервис DropBox). В этом случае провайдеры оказываются в практически безвыходной ситуации, полагает Игорь Корнетов, если начать защищаться и усиливать меры безопасности, то стоимость облачного сервиса очень быстро возрастает до уровня, неприемлемого для большинства пользователей.

В компании «Крок» обращают внимание на то, что и технологически переход в облака может оказаться далеко не «безоблачным». Руслан Заединов, заместитель генерального директора компании, обращает внимание, что у серверов могут возникнуть проблемы при миграции с одного публичного облака в другое, при внедрении гибридного облака может осложниться, например, репликация данных, к тому же не существует надежного готового решения по созданию точной копии публичного облака в частном. Таких технологических моментов существует довольно много, и все их соответствующим специалистам компании, решившей «идти в облака», необходимо отчетливо понимать.

Интерес к облаку растет

Исследование IBM 2011 CIO Study (опрошено более 3 тыс. ИТ-директоров) показало, что 60% организаций готовы к внедрению в течение следующих пяти лет решений на базе технологии облачных вычислений. Эта цифра почти вдвое превышает число ИТ-директоров, которые заявили об этом в рамках предыдущего аналогичного опроса в 2009 г.

Результаты нынешнего исследования свидетельствуют о резком росте интереса к облачным вычислениям, особенно в сфере СМИ и индустрии развлечений (73%), в автомобильной промышленности (70%) и телекоммуникационной отрасли (69%).

Облака и законы

Тесно связаны между собой и вопросы стандартов облачных технологий и безопасности данных. Одним из проблемных пунктов являются юридические аспекты соглашения об уровне обслуживания (SLA). Переводя свои данные в облако, компания должна понимать — необходимы серьезные изменения в политике безопасности. Внутренние SLA и правила нужно изменить, так как облачные услуги стандартизированы. Требуются и новые процедуры для управления данными, когда они передаются «наружу». Необходимо понять, что следует переносить в облако. С учетом нынешнего «облачного ажиотажа» есть опасность, что преимущества этой платформы могут отодвинуть на второй план вопросы безопасности.

Александр Соколов, председатель совета директоров «Лаборатории СКАТ», считает: «Потребители в недоумении. Они просто не понимают, что такое облако. По опросам, 65% клиентов в США считает, что проблема облаков — это информационная безопасность. У нас так считает 80%. Безопасность, соответствие законодательству, соответствие SLA. Вот что их беспокоит».

В то же время есть мнение, что именно облачные технологии помогут в решении вопросов ИБ. Особенно, считает Олег Глебов, это касается территориально распределенных предприятий, где чем дальше филиал, тем меньше расходуется средств на обеспечение безопасности и поддержание средств защиты в надлежащем состоянии. «Сегодня в преступлениях, связанных с информационной безопасностью, прослеживается четкая нить утечек, подмены или кражи информации именно в удаленных филиалах, где это можно проводить гораздо проще не только для инсайдеров, но и для злоумышленников извне. Упрощение требований и мер соблюдения безопасности в небольших филиалах позволяет с большей вероятностью замести следы, которые могут быть использованы в расследовании службы безопасности или государственных органов. Такие проблемы обусловлены тем, что не всегда компании готовы покупать дорогие IPS, DLP и другие решения в удаленные филиалы, особенно если таких филиалов более полусотни по стране. Не стоит забывать, что и само оборудование для задач в филиале может на поколение или более отставать от используемого для аналогичных целей оборудования в головном офисе», — рассказывает он.

Выходом из такого положения для ИТ-компаний может стать, по его мнению, использование облачных технологий с концентрацией основных мощностей в головных ЦОДах. Такой подход позволяет задействовать все основные решения по безопасности и управлять ими лишь в головных точках, что сократит затраты не только на оборудование, но и на администрирующий его квалифицированный персонал. «В конечном итоге компания сможет существенно экономить бюджет на соответствии требованиям, обеспечив максимальную безопасность одной точки по 1 классу защищенности и удаленных филиалов по 3 классу защищенности, а не всех точек по 1 классу», — считает Олег Глебов.

В отношении требований ФЗ-152 «О персональных данных» облака могут стать как плюсом, так и минусом. С одной стороны, отдавая данные в облако интегратора, компания перекладывает на его специалистов классификацию хранимых данных, оценку применимости облачной модели для конкретных сервисов, проектирование архитектуры решения с учетом требований регулятора и помощь в аттестации. В то же время ФЗ-152 уже вступает в силу, а в регулирующие документы еще не внесены поправки относительно статуса виртуальной среды и инфраструктуры, а также методов программной и аппаратной защиты виртуальных сред. Таким образом, пока облака не будут «легализованы», некоторые типы данных формально отправить в облако будет, видимо, нельзя. Хотя на рынке средств обеспечения безопасности уже сейчас есть решения, которые заранее сертифицированы и готовы к защите виртуальных инфраструктур. По словам Олега Глебова, это не только российская проблема: «Даже в общемировом стандарте PCI DSS только в прошлой редакции появились упоминания гипервизора и полного законодательного сходства виртуальной и реальной инфраструктуры и рабочего места. Полная же адаптация стандарта была намечена на середину — конец 2011 г.».

В России ИТ-компании, планирующие работать с облаками, хорошо понимают, что нужны госстандарты «облачности», взаимодействовать в этом направлении с госорганами планирует АП КИТ, где уже сейчас готовятся соответствующие предложения. ИТ-рынок надеется, что государство поддержит развитие облачных технологий и как их регулятор, и как потенциальный заказчик.