Самая обсуждаемая тема последних нескольких лет — облачные сервисы. И, судя по всему, интерес к этим технологиям будет только расти. До недавнего времени игроки ИТ-рынка обсуждали возможные новые парадигмы бизнеса, оценивали преимущества и недостатки различных моделей облачных вычислений. Сейчас «академический» этап уходит в прошлое, начинается эра освоения облаков.

Как отмечает Руслан Заединов, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных компании «Крок», появились первые облачные проекты, а значит, заказчики не просто интересуются облаками, но и начинают использовать их на практике. При этом по мере роста числа таких проектов заказчики могут видеть первые результаты, и поэтому рынок облачных сервисов развивается все более динамично. По оценке Алексея Собкевича, руководителя дирекции развития продуктов и услуг OrangeBusinessServices в России и СНГ, наш рынок облачных услуг активно растет во всех сегментах, и многие эксперты предрекают его взрывной рост в ближайшей перспективе. Специалисты OrangeBusinessServices оценивают объем рынка облачных вычислений (частные облака) по России и СНГ в 2010 г. на уровне 20 млн. долл. Но уже к 2014–2015 гг. он увеличится примерно в 20 раз и достигнет 400 млн. долл. Текущая динамика годового роста рынка по состоянию на начало 2012 г. составляет примерно 70%. Главный драйвер сегодня — спрос на SaaS-решения, основными потребителями которых являются компании СМБ. Что касается крупных корпоративных клиентов, то их ИТ-инфраструктура создавалась на рубеже 2007–2008 гг. с учетом дальнейшего развития, роста бизнеса и региональной экспансии и пока не исчерпала свои ресурсы. «Поэтому можно рассчитывать на то, что корпоративные клиенты начнут внедрение облачных решений через 1–2 года, но в данном случае речь скорее будет идти о строительстве частных, или разделяемых (shared), облаков», — полагает Алексей Собкевич.

По данным компании IDC, объем российского рынка облачных услуг (публичных и частных) в 2010 г. составил 35,08 млн. долл. А к концу 2015 г. эта цифра превысит отметку в 1,2 млрд. долл., демонстрируя среднегодовой темп роста более 100%. В 2010 г. объем рынка публичных облачных услуг ­составил 13 млн. долл. (из них проектные услуги 38%), тогда как объем рынка частных облаков измерялся 22,08 млн. долл. (из них проектные услуги 73%).

«Прогнозы IDC совпадают с нашими ожиданиями, говорит Ольга Карпман, менеджер по продукту Windows Azure, Microsoft в России. — Конечно, пока российский рынок облачных услуг уступает европейскому и американскому, однако потенциал огромен. Мы убеждены в том, что процесс перехода в облако для заказчиков должен быть эволюционным, а не революционным. Это означает, что у компаний всегда будет выбор: разворачивать свою ИТ-инфраструктуру, пользоваться ИТ как услугой из облака, или же выбрать гибридную модель».

«Вулкан проснулся, — заявил Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга компании „Манго Телеком“. — Рынок стал активно развиваться — в разных областях бизнеса рост облачных сервисов за 2011 г. составил, по моим оценкам, от 30 до 100%. Это подтверждают и данные нашей компании. Так, например, доходы от виртуальной АТС „Манго-Офис“ за истекший год увеличились почти на 53%, а средний чек клиентов — примерно на 50%».

Виктор Кузьмин, советник президента компании «Ай-Теко», считает, что рынок ­облачных сервисов еще не сформирован. При этом его объем быстро растет. Сегодня основной сегмент — IaaS. В минувшем году он вырос более чем в два раза: со 150 млн. руб. в 2010-м до 380 млн. руб. в 2011 г. (согласно исследованию J’son & Partners Consulting). По данным тех же аналитиков, на долю компаний, использующих XaaS, приходится 14%. Среднее количество SaaS-продуктов в организациях, использующих ПО как услугу, составляет 4,1. На рынке SaaS-услуг увеличивается число предлагаемых сервисов. В большинстве своем эти проекты пока носят инвестиционный характер, ведь планируемое время окупаемости SaaS-стартапов — в среднем от 3 до 5 лет.

По мнению Владимира Лёвина, генерального директора компании Wellink, облачные сервисы находятся в начале долгого пути. «Игроки рынка понимают, что это тренд на ближайшие 10 лет, он существенно изменит бизнес-процессы всех без исключения компаний — от производителей ПО до конечных пользователей, — сказал он. — Появится абсолютно новый рынок услуг, который повлияет на индустрию ИКТ, приведет к трансформации бизнеса системных ин­теграторов, приблизит производителя ПО к пользователю».

Соответствует ли спрос предложению или же российские заказчики не торопятся использовать облачные услуги? «Складывается парадоксальная ситуация, когда спрос превышает предложение качественно, но на порядки ниже — количественно, — говорит Виктор Кузьмин. — Потенциальный заказчик настолько „разогрет“ темой облаков, что требует „всего и сразу“, хотя готовых сервисов для массового потребителя на российском рынке не более двух десятков. С другой стороны, в сознание потребителей внедряется стереотип дешевизны этих сервисов, что не позволяет без рискованных долгосрочных вложений создать что-либо достойного качества и функциональности, сравнимое с такими гигантами, как Amazon и Google. Рынок буквально на грани взрыва, вот только его энергия может быть рассеяна в никуда».

По мнению Александра Ланина, директора департамента интеграционных технологий компании R-Style, сейчас предложение превышает спрос, а услуги облачных вычислений зачастую сводятся к хостингу и аренде мощностей в ЦОДах. Спрос на частные облака близок к предложению. В публичные облака заказчики не особенно стремятся, соответственно здесь спрос ниже предложения.

Валерий Корниенко, руководитель направления стратегического развития сервисного бизнеса, IBM в России и СНГ, убежден, что в нашей стране есть определенный интерес к технологии — как со стороны поставщиков, так и со стороны потенциальных клиентов. Сам рынок пока только формируется, это утверждение справедливо как для облачных платформ, так и для облачных сервисов. Рост начался в некоторых нишах, наиболее очевидные из них — хостинг и бухгалтерия. «Наблюдаются параллельные процессы — растет уровень предложения, увеличивается спрос. Динамика положительная, однако примеров перехода в облако пока немного, это обуславливается неким переходным периодом привыкания к новым услугам, к осознанию новых возможностей, преимуществ», — добавил Валерий Корниенко.

«Спрос на облачные решения есть, но не в такой степени, как хотелось бы, — отмечает Роман Медынский, руководитель ГК „Форус“. — Основная проблема в том, что заказчик пока имеет слабое представление об этих технологиях и поэтому воспринимает их как нечто далекое и опасное. Но думаю, что рано или поздно страхи пройдут, как прошли опасения по поводу сдачи бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи».

Как считает Алексей Бессарабский, сейчас структура рынка облачных сервисов довольно сложна. С одной стороны, еще не все заказчики «дозрели» до таких высокотехнологичных услуг. С другой — сервис-провайдеры предлагают самые разные решения — где-то «зрелые», а где-то не очень. Поэтому од­нозначно сказать, что сейчас облака — это рынок клиентов или рынок поставщиков, — нельзя. Тем более что на нынешнем телекоммуникационном поле облачных сервисов спрос сильно зависит от их стоимости. А ценообразование, в свою очередь, часто связано не с реальными издержками, а с различного рода прогнозами и ожиданиями. Вот и получается, что спрос зависит от ожиданий.

«На данный момент вендоры, операторы и системные интеграторы значительно более активны на рынке, чем клиенты, — говорит Алексей Собкевич. — Они стараются формировать рынок, что видно по количеству мероприятий, публикаций в СМИ, связанных с облачными техноло­гиями и т. д. Клиенты менее активны и с осторожностью берут­ся за облака, потому что на сегодня им известно не так много успешных проектов и у них есть опасения, связанные с информационной безопасностью».

По мнению Виктора Урусова, вице-президента DEPO Computers, степень зрелости рынка облачных сервисов в России пока очень низкая. Поэтому сегодня невозможно говорить о сформированном спросе, так же как и понятном рынку предложении. В принципе, как такового спроса на облако вообще быть не может, так как это не готовый продукт/технология и не панацея, а совокупность различных технологий, и востребованность таких комплексных решений в конкретных бизнесах может быть сформирована не на основе ­ощущений или личной симпа­тии к новой технологии, а стро­го по результатам грамотного аудита ИТ-инфраструктуры заказ­чика. «В данный момент исследования нашей аналитической группы показывают, что степень корреляции подогретого маркетингом интереса к облакам и реальных закупочных планов у большинства российских компаний очень невысокая, — отмечает Урусов. — С одной стороны, ИТ-специалисты называют облака своим приоритетом в стратегии. С другой стороны, их планы традиционны и демонстрируют зачастую отсутствие реальной стратегии развития с новыми подходами: часто речь идет о закупке стандартных продуктов, решений, отсутствует понимание бизнес-задач, которые решаются в помощью ИТ. Именно поэтому мы начинаем с текущего состояния ИТ и бизнес-целей компании и только потом начинаем обсуждать инструментарий. Компании СМБ, к примеру, нуждаются прежде всего в оптимизации существующих ресурсов. До облачных ИТ-инфраструктур им далеко, они им зачастую не нужны. В крупных компаниях готовы строить собственные облачные среды, но относятся к этому с разумной осторожностью».

Какие факторы сдерживают развитие рынка облачных сервисов? Евгений Бугров, руководитель отдела ИТ компании «Симпл», считает, что всеобщему переходу на облачные технологии не способствует сложность понимания зон ответственности между провайдерами связи, обслуживанием оборудования и ПО пользователей и оборудованием и ПО в облаках. Кроме того, не так уж много специалистов, работающих в ИТ, способны объяснить и рассчитать для руководства преимущества облачных решений применительно к конкретному бизнесу. Наконец, самая серьезная причина нежелания переходить в облака — неверие в безопасность информации. Ни в одном договоре на предоставление облаков не оговариваются условия обязательности оповещения клиента о запросе от кого-либо на доступ к данным. Операторы услуг не способны предоставить стопроцентную защиту данных от изъятия заодно с серверами и данными других компаний или защититься от отключения Интернета.

По словам Заура Абуталимова, ведущего специалист по маркетингу и рекламе компании Cloud4Y, развитие облачных сервисов в России тормозится отсутствием в законодательстве правовых норм, регулирующих предоставление таких услуг. Есть проблема доверия к облачным провайдерам — не все пока готовы отдавать на хранение важную информацию. Однако следует понимать, что сохранность данных, которые находятся в большом сертифицированном, управляемом профессионалами ЦОДе, намного выше, чем при хранении их на сервере в самой компании. Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP, директор департамента по работе с клиентами, подчеркивает, что развитие облачных услуг сдерживается прежде всего менталитетом российского ИТ-рынка, желанием держать ИТ-инфраструктуру в своих руках. А по мнению Алексея Сидоренко, директора по развитию компании «1С-Битрикс», главный тормоз — это несформированность рынка. У заказчиков пока еще нет понимания значения облаков. Недостаточно активны в своем предложении и разработчики.

«Ключевое слово при принятии решения о переходе в об­лако — доверие, — комментирует Олег Зыков, руководитель перспективных проектов компании АСКОН. — Многим кажется, что данные в облаке обязательно украдут либо конкуренты, либо недобросовестный провайдер. Вместе с тем украсть данные с рабочего компьютера сотрудника сегодня проще, чем из облака, однако боязнь передачи своих данных на сторону будет еще долго сдерживать развитие облачных сервисов».

Как утверждает Денис Кузнецов, бизнес-консультант компании «Утилекс», первым ограничением является величина спроса. Компании уже сделали капитальные вложения в традиционную ИТ-инфраструктуру: построили ЦОДы, поставили серверы, купили и развернули на них приложения. На все это потрачены немалые деньги. Отказаться от этого сейчас — значит понести убытки. «Но это не значит, что компании должны сидеть и ничего не делать. В данный момент им необ­ходимо осознать судьбу ИТ-подразделений, спроектировать свое будущее, спланировать ближайшие шаги по достижению этого будущего, — говорит Денис Кузнецов. — Им надо быть готовыми взаимодействовать в рамках новой парадигмы в использовании информационных услуг».

«Не всё так гладко обстоит с облаками, — считает Олег Глебов, эксперт по ИБ компании „Андэк“. — Реальные внедрения показали, что уверения вендоров в простоте облаков не вяжутся с действительностью. Компании на Западе сталкиваются с тем, что зачастую полностью освоенные в реальной инфраструктуре процессы в облаке приобретают совсем другие очертания, а иногда вообще невыполнимы. Одним из примеров является проведение аудита и сбор данных. Без привлечения провайдера услуги это сделать почти невозможно. С другой стороны, размытость границ в облаке сразу поднимает вопросы безопасности. К сожалению, в реальных проектах отсутству­ют средства для контроля защиты со стороны клиента. Российские реалии еще больше усложняют эти проблемы, ни в одном законе, связанном с безопасностью, не упоминаются облака. Естественно, компании, имеющие жесткие требования со стороны регуляторов, стараются обходить эту технологию стороной».

Процесс пошел

Несмотря на страхи и опасения, число компаний, решивших частично или даже полностью перенести ИТ-инфраструктуру в облако, быстро растет. Конечно, нам известно далеко не о всех проектах, но информация, распространяемая по официальным каналам вендоров, системных интеграторов и заказчиков, позволяет получить представление о масштабах и характере облачных внедрений. Главный вывод, который можно сделать, — процесс перехода охватил всех игроков рынка — от небольших фирм до крупных предприятий.

Так, в мае было объявлено о том, что на базе технологий Microsoft развернуто частное облако для торговой сети «Леруа Мерлен». Проект миграции был реализован силами внутреннего подразделения компании и занял около двух месяцев. В настоящее время в частное облако перенесены почтовая система Microsoft Exchange 2010, часть доменных контроллеров, сервер печати, DNS-серверы, система банк — клиент, ресурсы для тестирования, сервер контактов и ряд других важных ИТ-сервисов.

По подсчетам «Леруа Мерлен», экономия по сравнению с предыдущей системой соста­вила примерно 147%. Она была достигнута за счет сокращения затрат на физические серверы, включая электроэнергию, охлаждение, контракты на техническую поддержку и обслуживание оборудования и даже благодаря экономии места в серверных стойках и площадей серверных комнат. «Частное облако, которое мы развернули на основе технологий Microsoft, является той необходимой платформой, которая позволяет решить сегодняшние и будущие задачи бизнеса», — сказал Алексей Боровский, руководитель ИТ-инфраструктуры и коммуникаций компании «Леруа Мерлен Восток». Сейчас в компании готовится к запуску портал самообслуживания для автоматического выделения ИТ-ресурсов сотрудникам в различных подразделениях и магазинах. Пользователями портала станут прежде всего сотрудники ИТ-отдела, но потенциально его смогут применять и бизнес-пользователи, в частности финансовая дирекция.

Частное облако на базе технологий Microsoft создано и в компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии». Благодаря переходу из виртуальной среды в облачную компания повысила эффективность процесса разработки и снизила технологические риски, которые могут возникать у заказчиков во время ввода программных решений в промышленную эксплуатацию. Кроме того, повышена общая эффективность работы инфраструктуры за счет централизованного управления ресурсами, обеспечения мониторинга, а также автоматизации многих рутинных операций. «Облако позволяет экономить время специалистов, обеспечивает стабильность и постоянную доступность основных инструментов нашей компании. За счет автоматизации ресурсоемких процедур, повышения стабильности работы инструментов в виртуальной среде и сокращения времени на ее обслуживание мы экономим около 20 человеко-часов в месяц», — сообщил Владимир Толмачев, руководитель проектной прак­тики Microsoft в компании «СИТРОНИКС ИТ».

По словам Виктора Кузьми­на, одним из первых клиентов, внедривших облачные решения «Ай-Теко», была компания OpenVision, предоставляющая широкий спектр ИТ-услуг. Этот заказчик приобрел подписку на использование облачной систе­мы I-Teco CRM для автоматизации и повышения эф­фективности взаимодействия сотруд­ников с клиентами. Компания «Техно-Эко-М», занимающаяся разработкой ПО, и бюро профессиональных переводов «Альма» заказали годовую подписку на сервис «GoogleApps для бизнеса». Индивидуальные предприниматели оценили «Портал для малого бизнеса», предназначенный для управления структурой сайта и наполнения его информацией.

Как рассказал Кирилл Алякин, менеджер по корпоративным продажам Open Vision, его компания начала использовать облачные сервисы около двух месяцев назад. Причина — интерес к новым технологиям и желание оценить удобство их использования. «В целом проблем с переходом в облако у нас не возникло, — говорит Алякин. — Сотрудникам нравится, что этот сервис обеспечивает мобильность, возможность доступа к системе с любых удаленных устройств». В то же время Алякин отмечает, что у пользователей доверия к облакам пока немного, бизнесу хотелось бы иметь более четкую юридическую базу. Ведь сейчас ответственность за хранение данных лежит на совести провайдера, и если произойдет их утечка, трудно будет что-либо доказать. Но экономическая эффективность облачных решений привлекает заказчиков. Для небольших фирм использование Office 365 обойдется дешевле, чем покупка лицензий.

А Валерий Корниенко отметил, что компания «Ай-Теко» стала первой на российском ИТ-рынке, которой IBM доверила продвижение «гибридного» облака на базе своей интегри­рованной облачной платформы. Эта платформа построена на эталонной архитектуре ­облачных вычислений (Cloud Computing Reference Architec­turе), разработанной с использованием программных продуктов IBM Tivoli и IBM Websphere. В числе облачных предложений «Ай-Теко» от IBM наиболее популярные сервисы IaaS, PaaS и SaaS.

«Если говорить о востребованности предложений, то российские потребители мало чем отличаются от мировых. По-прежнему основными областями приме­нения SaaS остаются комму­никации, совместная работа, корпоративные порталы, — говорит Алексей Сидоренко. — Появляются и новые тренды. Так, например, вслед за западными экспертами российский рынок заговорил о таком понятии, как социальный интранет — единое пространство для совместной работы с использованием классических инструментов и инструментов „социальных“ коммуникаций, что повышает эффективность работы и ускоряет обратную связь между сотрудниками. „Социальный“ интранет не вызывает отторжения у пользователей, так как предлагает им привычные инструменты коммуникаций и добавляет комфорта в работе, что становится сильным мотиваци­онным фактором».

Продукты и сервисы «1С-Битрикс» взяли на вооружение в челябинском центре разработки «Создаватель», который специализируется на разработке продающих сайтов, запуске корпоративных порталов и выпуске тиражных решений. По словам Виталия Дудки, директора ­центра, на первых порах облачный сервис дает заметную экономию клиенту, позволяя снизить расходы на инфраструктуру. «Но если заказчику требуется более „тонкая“ настройка сайта под свои нужды, тогда целесообразнее купить „коробочный“ продукт, — пояснил он. — „Коробка“ будет выгоднее и в том случае, если продукт будет использоваться длительное время, более 12 месяцев, или при числе пользователей более 50. Но в любом случае начинать я рекомендую с облачного решения».

Компания «Андэк» развернула свою инфраструктуру как частное облако. Но часть приложений, такие как почта, CRM- и учетная системы, были вынесены во внешнее. Однако сервисы, по оценке Андрея Родина, директора по ИТ, пока еще не совершенны. «Многие вещи приходилось делать самим, — поясняет он. — Трудности, с которыми пришлось столкнуться, — невысокое качество ра­боты провайдера. Российский рынок еще не готов к масштабному переходу в облака».

Он отметил, что с точки зрения экономии денег использовать облачные сервисы имеет смысл лишь в течение короткого времени. В долгосрочной перспективе выгоднее купить свое оборудование. «Однако в целом мы довольны, — заявил Родин. — Для нас была важна мобильность, и мы ее получили».

Надо сказать, что миграция в облако не всегда имеет явные плюсы. Во всяком случае так было в недавнем прошлом. Александр Тригуба, директор по информационным технологиям компании «Симпл», вспоминает, что когда он работал в другой фирме, перенос в об­лако почтового и файл-сервера не был экономически оправдан. Дешевле было купить эти продукты. В течение года плата за сервисы достигала серьезной величины. К тому же не всегда было понятно, какие специалисты за что отвечают.

«В свое время перед нами встала задача — купить сервер или воспользоваться облачными сервисами, — рассказывает Андрей Иванов, заместитель технического директора компании „Техпроект“. — Подготовили техническое задание и разослали его в несколько компаний. Проанализировав предложения, мы поняли, что выгоднее платить ежемесячную арендную плату, нежели покупать аппаратное и программное обеспечение. ­Сейчас мы пользуемся такими облачными сервисами, как почта, удаленные рабочие столы, офисные приложения». Иванов отметил, что на первых порах пропускная способность кана­ла связи была недостаточной, но провайдер быстро решил эту проблему. В настоящее время компания не испытывает проблем с облачными решениями, экономит на ИТ-специалистах и планирует через год — полтора перенести в облако всю ИТ-инфраструктуру и приложения.

В НПФ «СтальФонд» (Череповец) решили воспользоваться услугами телефонии, которые предоставляет компания «Манго Телеком». Как сообщил Евгений Скорняков, начальник отдела ИТ «СтальФонд», целью перехода в облако было уменьшение стоимости услуг телефонной связи. При звонках через Интернет стоимость минуты не зависит от расстояния, в отличие от расценок традиционных операторов. «Проблемы переноса телефонии в облако были чисто техническими, и „Манго Телеком“ с ними быстро справилась, — заметил Евгений Скорняков. — Наши ожидания оправдались». Однако с переносом других приложений могут быть проблемы, продолжает Скорняков. Существуют ограничения, налагаемые законодательством. В частности, речь идет о трансграничной передаче информации и о работе с персональными данными. ­Кроме того, НПФ «СтальФонд» входит в холдинг «Северсталь» и должна следовать корпоративным стандартам.

Крупный проект реализован в компании ABBYY. Как рассказал Иван Бодягин, заместитель директора по технологиям, на сегодня в компании развернуто два решения в облаках. Первое — ABBYY FineReader Online — сервис, который позволяет быстро и легко переводить изображения отсканированных или сфотографированных документов в редактируемые форматы.

«Существует достаточно большое количество пользователей, у которых время от времени возникает потребность в распознавании, однако не настолько регулярная, чтобы устанавливать полноценный продукт на ПК, — пояснил Иван Бодягин. — Раньше такие пользователи либо пользовались бесплатными сервисами распознавания, качество которых несравнимо с коммерческими продуктами, либо прибегали к услугам „пиратов“. С ABBYY FineReader Online появи­лась возможность получать качественно распознанный текст совершенно легально и в то же время не устанавливая программу на локальную машину».

Другое облачное решение — Cloud OCR SDK — адресовано не конечным пользователям, а компаниям, которые хотели бы сделать OCR частью своего сервиса или продукта. Однако по тем или иным причинам далеко не у всех участников рынка есть необходимость приобретать полноценный «движок» распознавания, чтобы встраивать его в свое решение, и они с удовольствием воспользовались бы онлайн-решением. В ABBYY считают, что это достаточно ­интересный и перспективный рынок.

На данный момент сервис ABBYY FineReader Online полностью введен в коммерческую эксплуатацию и доступен конечным пользователям. Cloud OCR SDK находится в стадии публичного бета-тестирования и начнет коммерчески эксплуатироваться в течение ближайших месяцев.

Решение SAP по модели SaaS использует iqClinic, ведущее коммерческое лечебно-профилактическое учреждение Киева. Благодаря облачным технологиям компания за два месяца без больших затрат реализовала проект по внедрению ERP-решения.

«Для развития iqClinic нам нужно было обеспечить централизацию и объединение всего спектра бизнес-процессов управления всеми подразделениями, информационной поддержки оказываемых услуг и видов лечения на более высоком и современном уровне, — рассказывает Ростислав Валихновский, президент iqClinic. — Простой, понятный и выгодный принцип абонентской платы вполне совместим с такой масштабной ­задачей, как создание единой системы управления компанией. Для управления iqClinic используется тот функционал ERP, ­который нам нужен на данном этапе развития. И мы знаем, что при необходимости сможем задействовать больше возможностей системы без дополнительных усилий по ее внедрению: мы просто расширим список ­опций, за которые вносим абонентскую плату». Затраты на SAP по схеме SaaS составляют 800 долл. в месяц. Кроме того, клинике не требуется нанимать менеджеров, выделять им кабинет, рабочее место, ­покупать компьютеры и т. д. А четкая алгоритмизация всех этапов лечения позволяет снизить риск врачебной ошибки практически до нуля. Страховые компании могут видеть, на что будут потрачены их деньги.

В конце 2009 г. ЗАО «ИИТ» начало разработку SaaS-проекта «Кредитный информационный сервис». Владимир Казейкин, ­генеральный директор ЗАО «ИИТ», рассказывает, что целью проекта была автоматизация бизнес-процессов ипотечных компаний по выдаче и сопровождению кредитов и займов. Объем информации и персональных данных, содержащийся в сервисе, достаточно большой, поэтому необходимо было решить несколько задач: развернуть необходимую ИТ-инфраструктуру, снизить риски отказа оборудования и обеспечить работоспособность 24х7, обеспечить защиту и сохранность данных, провести мероприятия в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных и конфиденциальных данных.

На тот момент компания имела необходимую инфраструктуру для разработки, но перспективы развития проекта требо­вали понимания дальнейшего развития.

Поиск решений длился около 4-х месяцев, специалисты рассматривали следующие ва­рианты:

  • приобретение оборудования;
  • аренда серверов;
  • хостинг.

Но ни одно из предложений компанию не устраивало и вот почему. Если приобретать оборудование, то помимо серьезных первоначальных затрат фирма столкнется с дополнительными затратами, связанными с выделением отдельного помещения под серверные и сетевые уст­ройства, оснасткой помещения климатической системой, системой пожаротушения, системами безопасности, источниками резервного и автономного энергоснабжения и т. д. Аренда сер­веров с необходимыми требованиями существенно усложняла проект и не гарантировала соблюдения требований законодательства о защите персональных данных. Выстроить управляемое защищенное пространство практически невозможно.

В апреле 2010 г. ЗАО «ИИТ» обратилось за помощью в компанию «Крок». «Нас внимательно выслушали, рассказали о начале проекта „Облако Крок“ и пригласили принять участие», — вспоминает Владимир Казейкин. В феврале 2011 г. был начат пилотный проект облака, где ЗАО «ИИТ» стало одним из первых участников. Чуть более полугода потребовалось для запуска проекта. За это время была проведена большая работа по отладке и внедрению новых сервисов и технологий.

В октябре 2011 г. «Крок» ­запустила облако в промыш­ленную эксплуатацию и ЗАО «ИИТ» приступило к переносу основных и вспомогательных ­ресурсов в облако. «Использование облачных технологий позволило нам сэкономить на приоб­ретении оборудования, повысить доступность и отказоустойчивость инфраструктуры, а также решить множество вопросов, связанных с информационной безопасностью. Мы получили возможность неограниченного расширения вычислительных ресурсов, систем хранения данных, репликацию и кластеризацию, — подчеркнул Владимир Казейкин. — Внутри облака мы создали защищенную сеть и сеть локальных ресурсов. Применяя облако, мы не ограничены в использовании операционных систем и программного обеспечения различных вендоров. Облако позволяет создавать лаборатории для тестирования наших проек­тов в различных условиях, моделировать нагрузки, выявлять внештатные ситуации. Специалисты „Крок“ обеспечивают необходимый уровень поддержки, что экономит средства на администрировании инфраструктуры».

Но не всегда внедрению облачных сервисов сопутствует успех. Есть случаи, когда проекты приходится закрывать. О таком опыте рассказывает Олег Зыков.

Компания АСКОН открыла доступ к своему ПО (система проектирования КОМПАС-3D и ее приложения) по модели ­SaaS. Проект реализовывался совместно с партнером — стартапом Cloud4Business. АСКОН выступал в роли вендора, ­Cloud4Business взял на себя роль провайдера услуги: аренда дата-центра, сами продажи, ­биллинг, взаимодействие с конечным заказчиком.

Сервис работал год, с сентября 2010-го по сентябрь 2011 г. За это время им воспользовались 1,5 тыс. человек (в бесплатном тестовом режиме, который длился 15 дней с момента реги­страции). Коммерческих пользователей — единицы.

Что же в АСКОН не учли или недооценили?

Во-первых, не удалось преодолеть опасения пользователей, связанные с передачей своих данных куда-либо вовне, в публичное облако. Среди заказчиков АСКОН немало предприятий оборонно-промышленного комплекса, для которых публичные облака неприемлемы в принципе (информационная безопасность, гостайна). Но и многие из тех, кто не связан с гособоронзаказом, пока считают, что данные в облаках — это угроза их безопасности. Но провайдер будет беречь данные клиента с существенно большим усердием, чем собственная ИТ-служба.

Вторая проблема связана со структурой машиностроения (эта отрасль — главный заказчик АСКОН). В отличие от европейского и американского рынков, в России очень немного частных малых и средних предприятий, тогда как публичное облако идеально именно для СМБ, который наиболее восприимчив к новым технологиям, позволяющим экономить деньги и работать мобильно из любого места с любого устройства.

Третье — это качество Интернета в российских регионах и странах СНГ (скорость и надежность канала), которое не всегда позволяет комфортно работать с графическим ПО.

«Несмотря на закрытие проекта Cloud4Business, мы считаем этот опыт положительным, — говорит Олег Зыков. — Изначально проект и рассматривался как тестирование SaaS-модели, с тем чтобы оценить, как она работает на рынке САПР, и при необходимости скорректировать свой подход».

Отказываться от использования облачных технологий в своих продуктах АСКОН не собирается. Одно из перспективных направлений — это построение частных облаков в крупных, территориально распределенных организациях.