Для игроков рынка систем видеоконференцсвязи наступает благодатное время. Технологии отработаны, качество изображения и звука отвечает самым высоким стандартам, а значит, удовлетворит требованиям любых, в том числе взыскательных, клиентов. Сегодня за долю рынка ведут борьбу несколько крупнейших вендоров, что, с одной стороны, обеспечивает широкий выбор решений и уст­ройств, а с другой — способствует снижению цен на все компоненты систем ВКС, делая их доступными для все большего числа заказчиков. Наконец, благодаря многолетним активным усилиям производителей и их партнеров о достоинствах систем ВКС и выгодах от их внедрения наслышаны руководители практически всех предприятий, поэтому убеждать и агитировать уже никого не нужно. Не удивительно, что на фоне других сегментов рынок ВКС выглядит весьма неплохо, хотя говорить об устойчивом росте все же не приходится.

По данным IDC, рынок систем ВКС и телеприсутствия вырос за прошлый год на 14,4%. В целом результат хороший, но в отдельных кварталах рост достигал 23–25% по сравнению аналогичными периодами 2010 г. В I квартале 2012 г. объем рынка оказался на 21% ниже, чем в IV кв. 2011 г., что объясняют сезонными трендами.

Первые три месяца 2012 г. стали пятым подряд кварталом снижения дохода по срав­нению с соответствующими периодами предыдущего года в сегменте систем телеприсутствия. Это явное свидетельство сохраняющейся тенденции движения в нижние сегменты корпоративного рынка. По мнению аналитиков, так происходит потому, что появились более дешевые решения с качест­вом HD-видео, а также ряд новых вариантов внедрения видео у заказчиков. Тем не менее специалисты ожидают роста рынка ВКС в ближайшие несколько лет. Этому будет способствовать интеграция видео с портфелем унифицированных коммуникаций и средств коллективной работы, а также рост в сегментах малых рабочих групп, пользователей настольных ПК и мобильных пользователей средств коллективной работы.

В IDC отмечают, что первенство в области ВКС принадлежит Cisco. Результаты вендора в I квартале были выше рынка в целом; компания выросла за год на 30,7%. В I квартале доля Cisco составляла 50,6%, что выше 44,3% в том же квартале год назад, но ниже, чем 54,3% в IV квартале 2011 г. Доход компании Polycom снизился на 8,9% за год и на 20,0% по сравнению с предыдущим кварталом. Доля рынка Polycom в I квартале была на уровне 26,3%, что ниже 33,1% в том же квартале год назад, но чуть выше, чем 26% в IV квартале 2011 г. Доход компании Lifesize увеличился на 2,3% за год и на 2,6% по сравнению с IV кварталом, и компания остается третьим крупнейшим игроком. Фирма Vidyo превзошла всех в I квартале с рекордным ростом на 82% за год и на 6,6% по сравнению с предыдущим кварталом.

Несмотря на результаты I квартала 2012 г., которые оказались несколько ниже ожиданий, особенно в сравнении с теми, что наблюдались в предыдущие три квартала, мировой рынок корпоративных систем ВКС и телеприсутствия остается одним из самых быстрорастущих сегментов сетевых технологий, отмечают аналитики IDC. Эти решения занимают первые строчки в списке приоритетов многих ИТ-директоров.

А что происходит в нашей стране? Как заявил Алексей Гвоздь, руководитель направления систем связи компании OCS ­Distribution, рынок ВКС в России переживает бурный рост, его объем увеличивается более чем на 50% в год. Общий объем этого рынка в 2012 г. Алексей Гвоздь оценивает в 200–250 млн. долл. в ценах заказчика. Игорь Богданов, эксперт по видеорешени­ям, ведущий менеджер по развитию бизнеса OrangeBusinessServices в России и СНГ, считает, что объем мирового B2B-рынка ВКС вырастет до 3,8 млрд. долл. в 2016 г., причем сегмент «видео как сервис» будет прибавлять гораздо более высокими темпами, чем сегмент продаж оборудования (соответственно 12 и 6% ежегодного). На мировом рынке доходы, получаемые за счет предоставления услуг ВКС, будут увеличиваться вдвое быстрее, чем выручка от продаж соответствующего оборудования. В России, по прогнозу Orange, в 2016 г. этот рынок вырастет до 223 млн. долл.

По оценкам специалистов московского офиса компании Cisco, с середины 2013-го до середины 2014 г. прирост рынка составит примерно 20%, и такая тенденция сохранится до середины 2016 г. Основные игроки на сегодня — это Cisco (контролирует, по данным компании, 60% рынка), Polycom, LifeSize, Huawei и RadVision.

Сергей Хомяков, генеральный менеджер Polycom в России и СНГ, сообщил, что в прошлом году российский рынок ВКС вырос на 20–30%, и это один из самых высоких показателей в регионе ЕМЕА. Развиваются новые технологии видеоконференцсвязи и одновременно те области, в которых скрыты большие резервы для будущего роста рынка ВКС: это мобильные и облачные ­вычисления. Сейчас рынок ВКС переживает бум, начавшийся примерно 3–4 года назад. Этому во многом способствовали российские операторы связи, которые существенно улучшили качество инфраструктуры и линий передачи данных, благодаря чему стала технически возможной передача видео высокого качества. Кроме того, снизилась стоимость трафика, что стало дополнительным стимулом для развития систем ВКС.

По мнению Михаила Никифорова, руководителя направления ВКС компании «Крок», объем этого рынка в России составляет около 75–80 млн. долл. при темпах роста в 20–30% в год. «Технология развивается и становится более удобной в использовании. Например, сейчас растет популярность мобильных систем ВКС, которые позволяют использовать все преимущества видеотехнологий вне офиса», — подчеркнул он. Юрий Крят, руководитель отдела аудио- и видеорешений компании Landata, отмечает, что сегмент ВКС является одним из самых быстрорастущих и динамично развивающихся. Специалисты Landata оценили в 2011 г. объем этого рынка в России в 120–130 млн. долл., а темп роста — 30–40% в год. «Основных лидеров два. Это компания Cisco, укрепившая позиции после приобретения фирмы Tandberg, и компания Polycom, — говорит Юрий Крят. — Указанные два производителя контролируют в общей сложности около 80% рынка. Однако в последнее время ситуация меняется стремительными темпами. Появляется много новых, активных вендоров, предлагающих уникальные и востребованные технологии. Кроме того, желая получить свою долю рынка, крупные производители покупают компании, которые специализируются исключительно на видеотехнологиях. Таким образом, за счет сильной финансовой поддержки можно ожидать нового витка в развитии рынка мультимедийных коммуникаций». Такого же мнения придерживается и Алексей Гвоздь. Он сооб­щил, что порядка 80–85% рынка приходится на долю оборудования Cisco и Polycom. Заметны решения LifeSize и Huawei.

Как считает Надежда Пчелинцева, руководитель направления «Голосовые решения» компании «Марвел», среди наиболее крупных производителей особо следует выделить двух игроков — Cisco, продуктовую линейку кото­рого дополнила продукция Tandberg, и компанию Polycom. В нише бюджетных решений выделяется LifeSize, в первую очередь благодаря тому, что решения этого вендора имеют отличное соотношение цены и качества. «Что касается продукции Sony, то ее доля практически не подвержена рыночным колебаниям, — добавила Надежда Пчелинцева. — Среди потенциально сильных игроков я бы назвала компанию Avaya, которая, пополнив свой портфель серверными решениями RadVision, также имеет все шансы завоевать крупную долю рынка ВКС».

«Основные игроки — Cisco и Polycom. Их доли, на мой взгляд, примерно равны, — говорит Михаил Никифоров. — Они одинаково успешно представлены во всех рыночных нишах. На третьем месте, вероятно, продукты компании LifeSize — это бюджетные решения. Остальные вендоры пока составляют весьма незначительную часть рынка». С ним согласен Юрий Крят: «Пожалуй, третье место сейчас занимает компания LifeSize, с которой Landata начала сотрудничество в начале 2012 г. Этот вендор очень быстро набирает обороты в России. Решения LifeSize обладают рядом технологических преимуществ, важнейшим из которых является высокое качество видеосигнала при относительно низкой пропускной способности канала. Для России с ее несовершенством каналов передачи данных это весьма ценно».

Как отмечает Дмитрий Жилинский, ведущий инженер Отдела инженерных систем компании «СИТРОНИКС», в целом технология ВКС на российском рынке хотя и не является новинкой, но распространена намного меньше, чем на Западе. Средний и мелкий сегменты рынка пока развиты слабо по сравнению с другими странами, но поводы для оптимизма все же есть. «Во-первых, требования оборудования ВКС к пропускной способности канала снижаются при одновременном росте качества передаваемого изображения. Во-вторых, стремление к оптимизации расходов заставляет крупный бизнес и организации госсектора все чаще использовать оборудование ВКС для проведения совещаний и встреч дистанционно, без выез­дов в командировки и личного присутствия», — прокомментировал ситуацию Дмитрий Жилинский.

Российская специфика: востребовано самое современное

Несколько слов надо сказать об особенностях нашего рынка ВКС. Как обычно, на первых порах мы отставали от развитых стран, но это компенсируется более быстрыми темпами развития и внедрением самых передовых решений. Несмотря на высокую популярность и востребованность систем ВКС, количество инсталляций в России пока невелико. Отчасти это объясняется тем, что в недавнем прошлом каналы передачи данных не обеспечивали «транспортировку» видеоизображения с нужным качеством. «Наша специфика продиктована в первую очередь ограниченными возможностями каналов связи, которые заставляют внимательно оценивать производительность систем ВКС, — говорит Юрий Крят. — Кроме того, заказчики и разработчики обращают внимание на масштаб решений, как по количеству „точек“, подключенных в единую конференцию, так и по количеству активных участников в каждой „точке“». Сейчас, как заметил Алексей Гвоздь, сразу инсталлируются системы на современной технологической базе с качеством HD и Full HD, что позволяет эффективно использовать их и получать быструю отдачу от внедрения. Потребности в обновлении и модернизации таких систем практически нет. Он добавил, что характерной особенностью нашей страны является неравномерность развития инфраструктуры.

В крупных городах построены современные сети, обеспечивающие передачу больших объемов видеоинформации. А в регионах ситуация намного хуже. Кроме того, стоимость полнофункциональной сети ВКС остается довольно высокой, и многим российским компаниям она не по карману.

«Системы ВКС востребованы в больших территориально распределенных организациях, то есть в компаниях с достаточно развитой сетевой инфраструктурой и, как правило, с большими годовыми бюджетами на перемещение сотрудников между офисами. У таких заказчиков применение систем ВКС позволяет значительно снизить расходы на командировки, организацию встреч и совещаний, — говорит Михаил Косилов, исполнительный директор RRC Group. — Бизнес по продаже подобных решений для системных интеграторов более интересен по срав­не­нию, например, с маршрутизаторами и коммутаторами, так как обычно стоимость решения составляет от половины до целого годового бюджета компании на командировочные расходы».

По словам Ирины Степановой, руководителя подразделения по решениям для совместной ­работы московского представительства Cisco, тенденции рынка таковы, что вследствие непрерывного развития технологий видеосвязи и снижения стоимости каналов передачи данных уровень качества, доступный среднему пользователю ВКС, каждый год поднимается все выше и выше. Разрыв в стоимости между решениями ВКС предыдущих поколений и современными решениями начального уровня, для которых видео качества Full HD по сути является стандартом, не столь велик, чтобы отказываться от последних. Что касается решений верхнего ценового сегмента, то, как свидетельствует опыт Cisco, это либо оборудование, приобретаемое для высшего менеджмента компаний или высококвалифицированных специалистов (здесь работает принцип — производительность любой ценой), либо оснащение переговорных, поскольку вывод видеосигнала на большие экраны предъявляет повышенные требования к его качеству. «Ни для кого не секрет, что основной сегмент, на котором вендоры зарабатывали деньги, — это решения класса иммерсивного телеприсутствия — полностью оборудованные студии или переговорные комнаты, и многоцелевые системы — универсальные переговорные комнаты, оснащенные системами видеосвязи с соблюдением некоторых несложных правил, а также инфраструктурное оборудование, — добавила Ирина Степанова. — В настоящее время в связи с выходом на рынок операторов связи с услугой TPaaS (TelePresence as a Service) происходит смещение акцента на сегмент персональной и мобильной части сети».

Одной из основных тенденций развития рынка ВКС, как считает Игорь Богданов, стал переход к «мобильности» коммуникационных сервисов. Широкое распространение смартфонов и планшетных ПК наряду с повышением скорости беспроводных каналов связи позволяет вывести видеокоммуникации за пределы офисов. «Мы также отмечаем тенденцию к визуализации общения: сегодня с помощью практически любого устройства из любой точки можно сделать видеозвонок, показать и обсудить в режиме реального времени презента­цию, — говорит Богданов. — Что касается инфраструктуры, то здесь заметен тренд к переходу от покупки оборудования к его аренде у оператора связи. Поэтому последние предлагают все больше соответствующих продуктов и услуг. Заказчику удобнее брать ВКС в аренду».

Сергей Хомяков считает, что среди важнейших трендов рынка — увеличение размера средней сделки. Происходит это потому, что крупный бизнес теперь стремится подключить к системам ВКС не только топ-менеджеров, как это было до недавнего времени, но и сотрудников всех уровней. А это означает, что системы ВКС должны быть рассчитаны на широкий охват персонала. Активизировались и компании малого и среднего бизнеса. Они тоже все чаще используют у себя видеоконференцсвязь. В Polycom подчеркивают, что сейчас наиболее популярны системы ВКС высокого разрешения (HD), на долю которых приходится 80% мирового рынка, другие системы постепенно уходят в прошлое. Современные процессоры позволяют воспроизводить видео с качеством HD не только на обычных ПК, но и на планшетах и смартфонах. Кроме того, существующие каналы связи хорошо справляются с соответствующим трафиком.

«Моя личная оценка сегментов отечественного рынка и распределения по проектам такова: порядка 75% приходится на крупные проекты, 15% на проекты среднего уровня и 10% составляет рынок СМБ, — заявил Алексей Гвоздь. — Наш опыт показывает, что востребован весь спектр решений ВКС — от персональных терминалов и видеотелефонов до многоточечных серверов и мощных систем записи и трансляции. Для меня, как для представителя компании-дистрибьютора, особенно приятно, что заметную долю поставок уже сейчас составляют сравнительно простые решения на 3–4 узла с весьма небольшим бюджетом. Это говорит о том, что видеоконференцсвязь быстро становится массовой технологией и нужна не только крупным государственным и коммерческим структурам, но и среднему бизнесу».

«По моим наблюдениям, быстрее всего развиваются программные решения ВКС и инфраструктурные решения, предназначенные для обеспечения сетевых видеосервисов и интеграции, а тяжелые и дорогостоящие аппаратные комплексы многоточечной конференцсвязи постепенно сдают свои позиции», — сказал Михаил Никифоров. Он добавил, что сейчас наиболее востребованы мобильные и интеграционные решения ВКС. Это связано c ростом числа портативных мобильных устройств и распространением видеоприложений.

В числе факторов, способствующих развитию рынка ВКС, Никифоров называет постоянное и быстрое совершенствование аппаратной базы (процессоры, камеры, средства отображения). Кроме того, важную роль играет распространение мобильных уст­ройств и развитие новых поколений сетей передачи данных, в том числе беспроводных. Тормозит же развитие рынка стоимость высококачественных каналов связи, их избирательная доступность, пропускная способность имеющихся сетей, а также достаточно высокая стоимость инфраструктурных решений и решений класса Telepresence.

Специалисты Polycom отмечают пять тенденций, способствующих развитию рынка ВКС: бурный рост использования видеосервисов в разных сферах жизни и профессиональной деятельности; повсеместный переход на мобильные технологии; готовность сетевой телекоммуникационной инфраструктуры к предоставлению самых разных информационно-коммуникационных сервисов, в том числе и видео (сети 3G, 4G, Wi-Fi); развитие социальных сетей и их постепенная интеграция в бизнес-среду; и последняя очень важная тенденция — распространение облачных технологий и сервисов.

Что касается сдерживающих факторов, то это — определенное недоверие некоторых организаций к технологиям ВКС, скептическое отношение к экономии средств и повышению эффективности работы. Но, как правило, после знакомства с технологиями на личном опыте отношение к ВКС меняет­ся в лучшую сторону.

«Время наш самый дорогой ресурс, именно экономии времени призвана служить технология. Это один из основных факторов, способствующий развитию систем ВКС, — подчеркивает Юрий Крят. — Другой фактор — деньги. Вернее, вполне понятное и очевидное желание компаний сэкономить и оптимизировать свои расходы за счет внедрения ВКС. Главный тормоз — огра­ни­чение каналов связи, слабая пропускная способность. Этот фактор, к сожалению, усложняет внедрение ВКС во многих городах России».

По мнению Ирины Степановой, возможным тормозом может быть инерция мышления пользователей, которые привыкли к видеоселекторам и к термину ВКС — видеоконференцсвязь. Сейчас решения для совместной работы предлагают существенно более широкие возможности эффективной поддержки бизнеса. Это интеграция с корпоративной телефонией, индикация состояния абонента (свободен, занят, не в сети), доступ к абоненту одновременно на разных устройствах (корпоративный телефон, мобильный телефон, социальные сети и т. д.), организация совещаний с использованием корпоративного портала или почтового сервера, возможность оставаться на связи и в сети в любое время в любом месте с использованием разных устройств.

Как пояснил Игорь Богданов, решения ВКС можно условно разделить на «тяжелые» и «легкие». Обращение к системам первого типа характерно для лидеров рынка, которые в состоянии потратить миллионы долларов на организацию комфортного общения и всестороннего обсуждения насущных проблем. Обычно им требуется высокое качество изображения, которое можно выводить на большие экраны. В конференциях может участвовать более сотни человек и соответственно предъявляются высокие требования к ИТ-инфраструктуре. «Легкие» решения обычно предпочитают небольшие, но территориально распределенные компании, например розничные сети. Там сотрудникам приходится выходить на связь, используя ПК, планшет или смартфон. Самым бюджетным вариантом будет обращение к публичному облачному решению, тогда компании не требуется приобретать оборудование и тратить ресурсы, чтобы поддерживать его работоспособность. Некоторые предложения даже позволяют наладить сервис ВКС с ПК без установки специального ПО.

Если говорить о востребованности определенного вида решений, то сейчас, по словам Богданова, наиболее популярны групповые системы, содержащие один кодек (видеотерминалы, настольные системы). Спрос на такие системы растет, так как они относительно недороги и более просты в установке. Компании покупают несколько решений, содержащих один кодек, устанавливают различные программные клиенты, если надо повысить степень проникновения видеосвязи в организацию.

Наиболее стабильный спрос за последний год — на оконечные групповые системы, содержащие несколько кодеков (системы Telepresence). Это связано с тем, что внедрение таких решений требует достаточно больших инвестиций на покупку и установку оборудования, его техническое обслуживание. Такое могут себе позволить только крупные компании, поэтому спрос в этой нише практически не меняется.

ВКС стремятся в облака

На облачные технологии возлага­ют большие надежды представители всех сегментов ИТ-рынка, и системы ВКС в этом ряду не исключение. Нет сомнения, что в будущем значительная часть заказчиков захочет избавить себя от лишних хлопот, связанных с инсталляцией и эксплуатацией систем ВКС, и передаст эти функции операторам связи и специализированным поставщикам услуг.

«Облачные вычисления — ­наше будущее, — утверждает Ирина Степанова. — Не каждая организация в состоянии приоб­ретать, обслуживать и самостоятельно поддерживать инфраструктурное оборудование. Оно достаточно дорого (до 50% стоимости всего проекта), его сложно обслуживать и эксплуатировать. Все больше компаний заинтересованы в решениях, построенных на OPEX-затратах. Cisco уже предлагает целый ряд облачных и мобильных решений для совместной работы, в том числе по видеосвязи. При этом учитываются интересы всех вертикалей рынка, в частности госорганизаций, в которых использование облачных общедоступных услуг зачастую запрещено нормативными актами, поэто­му для них разработаны „закрытые“ облачные системы».

Как заметил Алексей Гвоздь, сейчас, по оценкам экспертов, доля облачных и мобильных ­решений на рынке ВКС не достигает и 10% общего оборота. На практике эта цифра еще ­ниже. Соответственно про востребованность и нишу говорить пока рано, но в перспективе, безусловно, это решение найдет своих потребителей и сущест­венно увеличит долю рынка.

Эту точку зрения разделяет Михаил Никифоров. По его словам, спрос на облачные решения в России только формируется. Преимущество ВКС в «облаке» заключается в том, что нет необ­ходимости в больших инвестици­ях: не надо покупать дорогостоящее оборудование и тратить средства на поддержку ВКС. Такие решения должны быть востребованы теми компаниями, которые не имеют достаточно средств, чтобы содержать собственную инфраструктуру, но готовы платить разумные деньги за высококачественную ВКС как услугу.

При переходе в облако, как считает Игорь Богданов, очевидна минимизация капитальных расходов (CAPEX), а также реализация принципа «плати только за реальное использование», что особенно важно в условиях экономической нестабильности. Клиенту не нужно разворачивать в полном объеме инфраструктуру ВКС, необходимы только терминалы или программные клиенты на стороне заказчика, которые подключаются к облачной платформе. Богданов уверен, что облачные сервисы ВКС в России имеют большие перспективы, хотя в настоящее время этот рынок находится в зачаточном состоянии. Доля заказчиков, которые сегодня выбирают облачные сервисы ВКС, составляет не более 10% общего числа пользующихся видеоконференцсвязью. «Серьезных препятствий для внедрения и использования облачных сервисов ВКС нет, нужно только немного „воспитать“ рынок, потому что пока он не готов, особенно в России», — подчеркнул он.

Сергей Хомяков также подчеркивает, что благодаря облачным технологиям доступ к ВКС получают организации СМБ. Это открывает новые возможности для развития рынка, для бизнеса вендора. В январе 2012 г. производитель анонсировал облачную стратегию развития, в рамках которой поставщики услуг смогут предлагать своим заказчикам «видео как услугу» (VaaS), основанную на облачных технологиях. Выпущено решение RealPresence Cloud, которое дает сервис-провайдерам возможность оперативно выводить услугу VaaS на рынок, предоставляя клиентам готовую инфраструктуру. По мнению руководителей Polycom, «видео как услуга из облака» определенно изменит «правила игры»: человек сможет общаться по видео с кем угодно так же просто, как с помощью обычного телефона.

Активно работает в этой сфере и компания LifeSize, предлагающая облачные сервисы для своих заказчиков. По словам Юрия Крята, востребованы они прежде всего на рынке СМБ, а идеология их проста — заказчик без приобретения и содержания дорогостоящего инфраструктурного оборудования получает все сервисы ВКС. Кроме того, LifeSize предлагает и мультиплатформенные мобильные решения, востребованные в тех организациях, ключевые сотрудники которых часто находятся в командировках.

Реальная выгода от виртуального общения

Потенциальных заказчиков систем ВКС лучше всего убеждают примеры реальных внедрений. Остановимся кратко на некоторых проектах. Так, по словам Ирины Степановой, внедрение комплексного решения для оборудования переговорных комнат на платформе Cisco повысило уровень видеокоммуникаций «Трубной металлургической компании», менеджеры которой регулярно используют видеоконференцсвязь для оперативного управления бизнесом. Пилотный проект по внедрению системы дистанционного образования был реализован в малокомплектных школах. Первопроходцем стал Уссурийский район Приморского края, где находится сразу пять таких школ. Московский офис ФГУП «Рос­лесинфорг» и его филиалы в 12 городах России объединены корпоративной сетью видеосвязи, построенной на базе решений Cisco. Система ВКС внедрена в компании «М.Видео». Торговая сеть получила удобный бизнес-инструмент для оперативного принятия управленческих решений. Московская бизнес-школа организовала удаленное обучение на базе оборудования Cisco TelePresence. Модернизирована сеть МВД Украины. Благодаря технологиям для совместной работы эта государственная организация планирует сократить на 20% расходы на связь и на 15% затраты на содержание сети. Ирина Степанова добавила, что, по опыту и отзывам заказчиков, деньги, потраченные на внедрение системы для совместной работы, в случае если она правильно спроектирована и построена, окупаются в среднем за 6–12 месяцев.

Как сообщил Игорь Богданов, компания Orange использует ВКС для решения самых разнообразных задач. «Часто возникает необходимость обсуждения проектов с коллегами из других стран, представления отчетов о деятельности российского подразделения топ-менеджменту во Франции. Мы успешно заменяем поездки видеосвязью, используя решение TelePresence, — сказал Богда­нов. — Регулярные встречи с главами региональных российских представительств также проводятся с помощью ВКС, позволяя не тратить каждый месяц время и деньги на командировки в Москву». Другой пример использования ВКС в компании Orange — проведение HR-службой собеседований с претендентами из регионов или же с головным офисом в Париже. ВКС помогает организовать интервью с региональными СМИ. Ведь не всегда журналисты из глубинки могут приехать в Москву для встречи со спикерами. «У нашей компании есть представительство в Хабаровске, — рассказывает Игорь Богданов. — Была поставлена задача — осветить деятельность Orange в дальневосточных СМИ. Одно тамошнее издание было заинтересовано в интервью с главой хабаровского представительства Orange, но также ему было важно задать несколько вопросов и генеральному директору, который находится в Москве.

Мы пригласили журналиста в офис Orange в Хабаровске, где с помощью ВКС решили две большие задачи: во-первых, на связь с журналистом вышли сразу несколько представителей Orange в Москве и Хабаровске, тем самым разные специалисты могли отвечать на любые вопросы журналиста. Во-вторых, для организации интервью потребовались минимальные временные и денежные затраты с обеих сторон».

Как рассказал Сергей Хомяков, крупный проект по развертыванию системы ВКС был выполнен в Верховном суде РФ, в рамках которого установлено более 1,1 тыс. комплексов связи, оснащенных системами видео- и телеприсутствия на платформе Polycom RealPresense Platform. При рассмотрении дел в Верховном суде проводится в среднем более 800 сеансов видеосвязи в сутки. Экономия денежных средств, по подсчетам суда, составляет до полутора миллиардов рублей ежегодно. Другой масштабный проект реализован в Высшем арбитражном суде РФ. 113 отделений суда оснащены системой видеоконференцсвязи, а также системой записи, хранения и воспроизведения контента.

Несколько проектов Polycom реализовала и в сфере образования. Например, в Северо-Восточном федеральном и Санкт-Петербургском государственном университетах, в которых реализуется концепция «Открытого университета», с использованием ВКС проводятся защиты дис­сертаций, международные лекции, семинары и пр. Кроме того, на медицинском факультете Северо-Восточного университета реализован проект телемедицины, в рамках которого не только проводится обучение, но и оказывается медицинская помощь населению.

Крупнейшая компания «Северсталь» также является заказчиком Polycom. Этот клиент установил 102 терминала ВКС в офисах и на заводах по всему миру, ежемесячно проводится несколько сотен сеансов связи. При реализации данного проек­та серверные и клиентские решения Polycom были интегрированы с продуктами компании Microsoft.

Есть примеры крупных внедрений в других странах. Так, Министерство науки и техники Китая решило использовать у себя видеорешения Polycom. С помощью стандартизованных технологий объединенных коммуникаций масштабные научно-исследовательские проекты стали реализовываться намного быст­рее и успешнее. В здании министерства в Пекине находится 10 видеозалов для специалистов и одноместные кабинеты, помимо этого 25 видеоконференцзалов расположены в 20 провинциях страны. Ранее для участия в совещаниях сотрудники должны были ехать в Пекин, в штаб-квартиру министерства, в результате чего процесс принятия решений затягивался на несколько недель и даже месяцев, что сопровождалось большими расходами. Теперь, когда передовые видеорешения применяются на постоянной основе, министерству удалось в кратчайшие сроки успешно завершить многие проекты. В итоге рабочий процесс стал более рациональным, повысились эффективность и производительность труда сотрудников, а экономия на транспортных расходах составила 320 тыс. долл.

Сеть центров сердечно-сосудистой хирургии Национальной системы здравоохранения Великобритании с помощью видеосвязи предоставляет врачам постоян­ную и незамедлительную связь с пациентами, что позволяет ­быстро поставить правильный диагноз и даже спасти жизнь. Реализована эта возможность следующим образом: на домашнем ноутбуке каждого врача-консультанта установлено ПО Polycom, с помощью которого они связываются с шестью локальными медицинскими учреждениями Национальной службы здравоохранения Великобритании, оборудованными мобильными медицинскими решениями Polycom, которые находятся непосредственно в палатах пациен­тов. С помощью технологий видеосвязи сеть центров сердечно-сосудистой хирургии экономит более 12 млн. долл. в год.