Когда десять лет назад руководители Apple, Sun, Microsoft говорили о том, что будущее ИТ определит мобильный формат персональных устройств и повсеместная доступность Интернета, это казалось некоторым преувеличением. Однако все сбылось: мобильные устройства в каждом кармане, сумке и рюкзаке, и это напрямую определяет развитие рынка.

По данным IDC*, рост рынка медиапланшетов в 2011 г. в штучном выражении составил 1000%, прогноз на 2012 г. — 55%. При этом продажи смартфонов увеличились соответственно на 51% (прогноз 30%), ПК — на 14% (прогноз 8%). В целом рынок B2C в денежном выражении в 2011 г. прибавил 12%, прогноз на 2012 г. — 10%.

По данным MarketVisio, 10% ИТ-про­ектов в крупных российских компаниях в 2012–2013 гг. будут связаны с внедрением мобильных технологий и приложений. Проведенный этой аналитической компанией (март 2012 г.) опрос 74 CIO российских фирм различного размера показал, что планшеты и приложения для мобильных устройств и планшетных ПК — абсолютные лидеры трендов, интересных для ИТ-руководителей и актуальных для их компаний. 71,6 и 70,3% — таков уровень интереса к этим направлениям. Для сравнения — на третьем месте социальные сети, они актуальны для 43,2% компаний. Кроме того, еще 17,6 и 18,9% опрошенных заявили, что им интересна технология (планшеты и приложения соответственно), и они ее активно изучают. Лишь по 10 с небольшим процентов руководителей не считают эти технологии актуальными для своих фирм, а тех, кто не слышал о них, нет вообще. При этом об In-Memory Computing не знают около трети опрошенных.

Планы по внедрению тоже самым прямым образом связаны с мобильными технологиями. Внедряют приложения для мобильных устройств и планшетных ПК 66,2% опрошенных, еще 16,2% намерены сделать это в ближайшие год-два. Планшеты на втором месте с показателями 60,8 и 20,3%. По мнению MarketVisio, планшеты и мобильные решения уже преодолели на российском рынке «точку невозврата».

Наталия Тесакова, директор по маркетингу компании «Андэк», указывает: «Все, что напечатано на бумаге сегодня, в перспекти­ве является потенциальным кандидатом для переноса на планшет. Например, уже сейчас многие авиалинии используют планшеты в полетах, где они заменили бумажные носители с информацией, необходимой для пилотов. Рестораны переносят на планшеты меню, а также используют их как мини-станции для самостоятельных заказов. Хорошо зарекомендовали себя планшеты в работе продавцов, в складской деятельности». Перенос информации — только первый шаг, за этим последует изменение контента, добавление интерактивности, анализ кликов и добавление ссылок на дополнительную информацию».

Футуролог и консультант Герд Леонард, выступая в мае в Москве на конференции Next Great App, говорил о том, что «ТВ-центрированное общество смещается в сторону мобильно-центрированного». Появились понятия «мобильные деньги», «социальный банкинг» (т. е. банкинг через социальные сети). В этой связи мобильный маркетинг приобретает все большее значение, а «покупка внимания» займет до 95% в рекламе завтрашнего дня. «Наше будущее — это социальное локальное мобильное облако (social local mobile cloud), — говорит он, — и чем больше у нас будет контроля над пользователями, тем больше успеха».

Конференция была посвящена анонсу ­новой версии мобильного приложения «Сбербанк ОнЛ@йн» для смартфонов iPhone. Помимо всех привычных клиентам операций и возможностей новое приложение предлагает перевод средств со счета на счет в режиме онлайн меньше чем за секунду. Среди других новых возможностей поиск ближайшего банкомата, перевод денег клиентам Сбербанка по номеру карты, перевод де­нег частным лицам в другой банк России, открытие счетов, блокировка карты в слу­чае утери. Появление таких приложений и такой активный маркетинг, связанный с их выходом (Сбербанк — далеко не единственный банк, активно рекламирующий свои растущие мобильные возможности), нагляд­но демонстрируют, как быстро ухо­дят в онлайн традиционные финансовые операции.

Казалось бы, бери планшет и зарабатывай. Но на корпоративном рынке не все так просто. Основной фактор, формирующий спрос, — это удобство интеграции мобильных устройств в инфраструктуру конкретного предприятия, считает Любовь Палагина, менеджер по маркетингу Prestigio в России. Если с навигаторами и видеорегистраторами все просто, то с планшетами возникают сложности, отмечает она. В теории такие мобильные устройства могли бы стать удобным рабочим инструментом в самых различных сферах, но до сих пор нет удачных кейсов применения планшетов в бизнесе. Главная проблема заключается в том, что сотрудники компаний еще не привыкли к новому типу устройств.

Говоря о реакции реселлеров, Любовь Палагина отмечает, что в основном они ориенти­руются на массовую аудиторию. «Вместе мы даем конечному пользователю продукт с привлекательным дизайном и опти­мальным соотношением цены и ка­чества. Такие решения могут применяться для бизнес-использования, но в данном случае необходима тесная работа вендора с непосредственным заказчиком. Мы готовы на подобные шаги, но интересных предложений на данный момент, к сожалению, нет», — говорит Палагина.

Однако примеры разработки приложений для мобильных устройств, ведение проектов внедрения корпоративного ПО с их применением появляются все чаще. Конечно, это не магистральное (по объему) направление в бизнес-приложениях, но одно из самых быстрорастущих. Оценки того, о каких масштабах идет речь, имеют большой разброс.

«Мы не выделяем мобильные решения как отдельное направление в структуре выручки группы компаний», — говорит Александр Семенов, генеральный директор группы компаний «КОРУС Консалтинг». Связано это с тем, что мобильность уже стала стандартным требованием заказчика к корпоративной информационной системе. Внедряя электронный документооборот, CRM или ERP, клиенты часто «по умолчанию» требуют обес­печить возможность удобной удаленной работы с системами. Мобильность перестала быть конкурентным преимуществом, сегодня она является необходимым элементом ИТ-инфраструктуры, одним из условий функционирования бизнеса. Иметь мобильные решения в своем «портфеле продуктов» — это уже норма, иногда они становятся бонусом для клиентов, иногда такая разработка является платной услугой, отмечает он.

«В 2010 г. наша выручка от мобильных решений была неболь­шой, — отмечает Михаил Альперович, директор Центра разработки решений для планшетных устройств, Digital Design. — В 2011 г. она составила около 10% совокупной выручки. В этом году мы планируем дальнейший рост». Разработки Digital Design наиболее востребованы в транспортной и нефтегазовой отраслях, энергетике, банках, органах государственной власти.

Наличие планшетов на руках у руководителей было и остается основным фактором спроса, подчеркивает Альперович.

В неформальных беседах ­разработчики многих компаний единодушно утверждают, что прошлый и нынешний годы ознаменовались шквальным интересом топ-менеджеров, особенно в госсекторе, к мобильным устройствам. Эти люди наконец сами стали их использовать вместо обычных ПК. Раньше в подавляющем большинстве проектов СЭД, например, vip-пользователи с приложе­нием сами никогда не работали, что считалось нормой: это де­лали секретари, референты и другие помощники. Часто ознакомление с документом, подан­ным на подпись, подразумевала не просмотр его на экране, а распечатку секретарем, со всеми временными затратами. Примерно так же обстояло дело и с аналитикой, с данными из учетных систем, и даже с почтой. Появление планшетов, хочется надеяться, положит ­этому конец.

Документооборот — один из лидеров «мобилизации». Это хорошо иллюстрирует выставка-конференция Docflow. В 2010 г. на ней практически не было ­мобильных решений, а уже в 2011-м — около трети крупных «внедренцев» СЭД пред­лагали мобильные клиенты, в 2012-м — уже более трех ­четвертей, отмечает Михаил Альперович. По его мнению, возможность снизить зависимость скорости бизнес-процессов документооборота от местонахождения руководителя очень привлекательна для многих компаний. Он говорит о тренде поддержки мобильности работы коллегиальных органов — советов, комитетов, проведения совещаний и рост реального спроса на ре­шения для узких категорий персо­нала, в частности, сотрудников, большую часть времени работающих на выезде.

По данным IFS North America, 81% опрошенных бизнес-пользователей считает наличие мобильного интерфейса одним из ключевых факторов при вы­боре ERP, напоминает Александр Семенов. «Мы видим, что „Мобильный офис“ (приложение для доступа к системе элект­ронного документооборота с мобильных устройств разработки „Корус консалтинг“) больше всего привлекает внимание топ-менеджера. Мобильность — это требование прежде всего топ-менеджмента, однако и эффективность работы рядовых сотрудников существенно повы­шается с использованием мобильных решений». Например, доказано на практике, отмечает Семенов, что сейлз-менеджеры гораздо более активно пользуются CRM-системой, если для доступа к ней разработано удобное мобильное решение. В корпоративном сегменте, по его мнению, наиболее востребованы мобильные решения для систем электронного документооборота, ERP, CRM.

Однако было бы заблуждением считать, что ERP или CRM можно внедрять, только если вас устраивает интерфейс системы в мобильном телефоне или iPad. «ERP, — подчеркивает Александр Семенов, — как и другие информационные систе­мы предприятия, — это прежде всего данные, которые нужно найти в компании и правильно систематизировать, а это большая и кропотливая работа. И только затем данные могут быть „красиво“ представлены на мобильном устройстве. Многие руководители этого не по­нимают и покупают систему за „красивый мобильный интерфейс“, который им демонстрируют на презентации».

Павел Адылин, CEO фирмы Artezio, входящей в группу компаний ЛАНИТ, эксперт фонда «Сколково» в области разработки ПО и выпуска программных продуктов, отмечает, что заказные мобильные приложения в последние годы стали самым быстрорастущим сегментом, причем количество запросов на такие мобильные разработки постоянно превышает производственные возможности. «Мы не успеваем готовить специалистов, — говорит Адылин. — Борьба идет скорее не за новые контракты, а за квалифицированных специалистов, которых у нас пока немного». В ближайшей пер­спективе эта ситуация, скорее всего, не изменится, полагает он. По мнению Павла Адылина, за прошедший год оборот от мобильных разработок значитель­но увеличился и рост продолжится: «Вполне реально, что через 3–5 лет до 50% всех наших разработок будут выполняться под мобильные платформы».

Наибольший интерес к мобильному ПО проявляют представители финансового сектора и госкомпании, отмечает Адылин. Часто ставятся задачи перевода клиентской части корпоративного ПО на мобильные платформы и их интеграции с существующими системами. «Нами совместно с ЛАНИТ и „Роснано-Информ“ разработана мобильная версия системы электронного документооборота LanDocs для iOS устройств ­(iPhone, iPad)», — сообщает он. По словам Адылина, около 70% заказов приходятся именно на разработку под iOS, остальное распределяется между Android OS и Windows Mobile/Phone.

Александр Семенов рассказывает о приложении Medi_Pad, интерфейсе для доступа врачебного персонала к медицинской информационной системе с iPad. Это решение разработано в «Корус Консалтинг» для сферы здравоохранения и сейчас внедряется в одном из федеральных клинических центров.

Мир мобильных приложений так разнообразен, что, наверно, уже легче сказать, где они не используются. Павел Адылин говорит: «Мы сотрудничаем с большой группой компаний в области развлечений, создаем ряд мобильных приложений под разные платформы для продажи билетов. Другому российскому клиенту помогаем создавать приложения в области геотрэкинга — отслеживания местоположения объектов. Заказы от зарубежных заказчиков также разнообразны: решение в области навигации, приложения для обучения медицинских работников, справочник, позволяющий найти ближайшие заправки для электромобилей».

Artezio ведет и несколько собственных разработок для мобильных платформ: для офисных приложений, для туристического сектора. В мае компания вывела на рынок приложение, позволяющее делать заметки о встречах и событиях, используя устройства на платформе Android. Была поставлена цель разработать такое офисное приложение, которое в считанные секунды позволяло бы создать встречу или событие и ввести всю необходимую информацию, используя возможности современного мобильного телефона на платформе Android. Продукт под названием Meeting Tracker позволяет работать с протоколами совещаний, включая не только текст и назначение встреч, но и аудио- и видеозаписи. Приложение распространяется бесплатно через Google Play, причем планировалось, что им будут пользоваться с телефонов. Однако оказалось, что чаще его загружают пользователи планшетов.

Еще одно естественное направление «мобилизации» — аналитические приложения. «Силами наших партнеров, — говорит Алексей Артеменко, ­региональный директор QlikTech по России и СНГ, — среди которых Консультационная группа АТК, ГК „Оптима“, „Инфосис­темы Джет“, „1С-БИТ“, мобильная функциональность QlikView реализована у многих российских заказчиков, в том числе в „Л’Этуаль“, Pernod Ricard. Simple, „Модис“, „Газметаллпроект“, „Компэл“, Yum! Brands». За рубежом, отмечает Арте­менко, мобильные приложения QlikView используют подавля­ющее большинство клиентов вендора.

Продукты QlikView одинаково востребованы во всех областях, где применяются аналитические приложения, при этом особенно широкое распространение получают информационные панели для руководителей и функциональность для сейлз-менеджеров. Артеменко подчеркивает, что, работая с мобильным приложением, пользователи получают все преимущества платформы QlikView, включая интерактивный анализ, развитые средства визуализации и ассоциативный поиск. Примечательно, что в отличие от большинства BI-инструментов, которые получили мобильные возможности только в последнее время (это сделали практически все вендоры ПО этого класса), продукт QlikView изначально разрабатывался с поддержкой возможности «мобильной» работы, а функциональность и визуализация приложений совершенно не отличаются при работе на стационарных компьютерах и на мобильных устройствах. Под последние никакой адаптации приложений не требуется.

Вокруг безопасности

Есть люди, которые в любом новом явлении видят прежде всего угрозу. Речь идет о профессионалах в области безопасности. И слава богу, что так происходит, поскольку в эйфории от возможностей новых технологий легко упустить из виду и новые опасности. Их стоит анализировать не только в целях защиты своего бизнеса, но и как возможность заработать.

Защита мобильных сотруд­ников обеспечивается созданием политики обеспечения безопасности при удаленном до­ступе и обработке данных, а также проверкой на их основе мобильного устройства, принесенного в корпоративную сеть, поясняет Владимир Гайкович, председатель правления компании «Андэк».

Такой подход для компании выстраивается в комплексную стратегию защиты мобильных сотрудников. Неизбежно возникает вопрос, а что конкретно ­надо защищать и как это можно сделать. Эксперты по безопасности указывают на три разных уровня: защиту устройств, данных и приложений. В свою очередь, на каждом из перечисленных уровней нужно решать большой круг вопросов, связанных с управлением устройствами (MDM), политиками безопасности, локальным шифрованием данных, созданием защищенных разделов (контейнеров), шифрованием канала передачи данных, обеспечением целостности данных и др.

Использование новых мобильных устройств повышает эффективность работы сотрудника вне зависимости от его нахождения и используемых средств. На Западе этот тренд уже обозначен как BYOD — Bring Your Own Device (или Bring Your Own Danger — приноси свое собственное устройство или свою собственную опасность, кому как нравится), отмечает Александр Кирилкин, директор по продажам департамента интеграции телекоммуникационных систем компании «Рексофт».

Перед организацией, подчеркивает он, возникает дилемма: либо ограничивать использование «сторонних» мобильных устройств для доступа к кор­поративным ресурсам (хочешь пользоваться корпоративной почтой — получи корпоративный смартфон или планшет), или же применять специальные программы для контроля.

В связи с этим в последнее время на рынке стали появляется программные продукты, объединенные названием «управление мобильными устройствами» (mobile device management, MDM). Функционал их огромен. Во-первых, осуществляется поддерж­ка всех платформ — Symbian, iOS, Android, Windows Mobile, Phone, иногда Bada. Во-вторых, эти продукты позволяют организациям защищать данные, выборочно удалять ­корпоративные сведения, если устройства их теряют или используют не по назначению, а также настраивать и ужесточать парольную защиту, режимы шифрования, параметры каналов виртуальной частной сети (VPN). В-третьих, появляется возможность использовать единую инфраструктуру для управления и защиты всех стационарных и мобильных компьютерных систем и устройств.

Функционал также включает в себя определение места, где находится мобильное устройство, которое было украдено или потеряно; дистанционное блокирование, уничтожение и восстановление информации (электронная почта, контакты, смс и др.); обеспечение безопасности информации посредством защиты от вирусов, опасных программ и шпионских приложений, от подслушивания; контроль расходов на связь и данные сотрудников; отключение функций фотоаппарата, беспроводных сетей. Количество подключаемых устройств при этом не ограничено, а услуга может быть предоставлена через выделенный сервер на площадке заказчика или же через облако.

Используя программные продукты семейства MDM, организация достигает сразу нескольких целей — обеспечивает безопасность корпоративных данных и ресурсов, создает комфорт­ную высокоэффективную среду для сотрудников, экономит зна­чительные средства на покупку мобильных устройств. «Рексофт» занимается внедрением и интеграцией решений класса MDM, а также необходимой локализацией и кастомизацией. Заказчики — корпоративный сектор и государственные предприятия.

Важной задачей остается обеспечение информационной безопасности мобильного досту­па к корпоративным системам. Для этого используются различные средства криптографической защиты информации, от­мечает Александр Семенов. ­Понятно, что это и создает определенные проблемы для разработчиков, и дает им дополнительные возможности.

Перспективы разработки

Павел Адылин считает, что сейчас существует наибольший спрос на небольшие приложения, ориентированные на широкую аудиторию, — сервисы просмотра данных, привязанных к географическому местоположению, игры, мобильные версии онлайн-порталов, мобильные социаль­ные сети. «Однако чаще всего у таких проектов небольшие бюджеты, что делает работу над ними для нас не очень прибыльной. Такие проекты больше подходят для фрилансеров и маленьких компаний».

Адылин, эксперт фонда «Сколково» в области разработки ПО и выпуска программных продуктов, отмечает, что интересных заявок в этом направлении, которые фонд мог бы поддержать, поступает мало, число разумных предложений очень невелико.

Практически нет разработчиков, считает Любовь Палагина, которые смогли бы органично внедрить Android-планшеты в бизнес-инфраструктуру: до­работать интерфейс, написать удобный софт и обеспечить надежную защиту данных.

В разработке и внедрении ­мобильных приложений конкуренция уже велика, утверждает Александр Семенов. Он уверен, что все крупные ИТ-компании уже создали мобильные решения для своих наиболее востребованных клиентами систем — это сегодняшний тренд.

При этом важно понимать, подчеркивает он, что «универсальное решение из коробки», которое подойдет любой компании, — не более чем миф. Бизнес-процессы в каждой организации настолько разные, а требования каждого «топа» настолько уникальны, что важнейшим вопросом становится не выбор решения как такового, а качество и индивидуальный подход к реализации мобильного интерфейса конкретно в этом бизнесе, в этой компании.

Сегодня само по себе мобильное решение — уже не уникальная услуга, считает Александр Семенов. Такие решения позволяют не только обеспечить полноценную работу топ-менеджера с отдельными бизнес-приложениями, но и реализовать настоящее рабочее место с доступом ко всем ключевым бизнес-процессам и данным из разных ­информационных систем (СЭД, ERP, CRM, финансовых систем, BI), интегрированных в единую картину предприятия. Он полагает, и с этим трудно не согласиться, что в корпоративном секторе ключевая задача — не просто выбор и внедрение ­оптимальных мобильных решений, не просто обеспечение доступности ИС с мобильных устройств, но выстраивание долгосрочной стратегии «мобильности предприятия», которая охватывает не только топ-менеджмент, но и рядовых сотрудников.

* Доклад Роберта Фариша, главы российского представительства IDC на ИТ-саммите, апрель 2012 г.