18 февраля 2015 г.

Увеличить
Рис. 1. Факторы, определяющие сценарии развития российского рынка информационных технологий. Уровни влияния и уровни неопределенности Источник: Ernst & Young и ОАО “РВК”, 2015 г.
Увеличить
Рис. 2. Взаимосвязь факторов, определяющих сценарии развития российского рынка информационных технологий. Источник: Ernst & Young и ОАО “РВК”, 2015 г.

Ситуация на российском рынке ПК сложилась, мягко говоря, драматическая. Согласно февральским оценкам IDC, по итогам 2014 г. российский рынок ПК сократился на 22,7% в штучном выражении (до 7,91 млн. штук) и на 32% в денежном (до 3,8 млрд. долл.). При этом за рассматриваемый период сегмент ноутбуков сократился на 26,9% (до 4,87 млн. штук.), а поставки настольных ПК сократились лишь на 15% (и составили чуть более 3,04 млн. штук).

Ещё более впечатляющая разница между темпами падения продаж ноутбуков и десктопов наблюдается при сравнении итогов IV квартала 2014 г. с итогами Q4/2013: по оценкам IDC, в IV кв. 2014 г. российский рынок ноутбуков сократился, по сравнению с Q4/2013 на 40,4% (до 1,02 млн. штук). В то время как за этот же период поставки настольных ПК сократились лишь на 18,6% и составили чуть более 833 тыс. штук.

По мнению специалистов IDC, эта ситуация вроде бы обусловлена очевидными причинами: сложной экономической обстановкой в стране, валютными колебаниями, падением покупательной способности населения и значительным сокращением проектов в коммерческом сегменте. В то же время эксперты IDC отмечают, что падение объема поставок ПК в Россию, продолжается уже десять кварталов подряд. То есть начался сей печальный для поставщиков ПК процесс не в 2014 г. и даже не в 2013-м, а раньше.

Кроме экономических причин падения российского рынка ПК некоторые эксперты называют технологические — отсутствие радикальных новшеств, которые могут заставить конечного пользователя сменить старого «коня» на нового. Разумеется, на продажи ПК в России влияют не только какие-то специфические для данного сегмента технологические, а также политические и макроэкономические факторы. Авторы недавно опубликованного 80-страничного отчета ОАО «РВК» и консалтинговой компании Ernst & Young «Сценарии инновационного развития и глобализации российской отрасли информационных технологий» перечисляют 28 факторов такого рода. При этом они разбивают их на восемь категорий («Макроэкономика», «Рынок», «Государство», «Компании», «Научное сообщество», «Денежные средства», «Люди и ресурсы», «Экспорт/импорт») и даже «разбрасывают» данные факторы по плоскости, координатами которой являются (см. рис. 1) экспертные оси X («Уровень неопределенности») и Y («Уровень влияния»). А также отмечают взаимосвязи между этими факторами (см. рис. 2).

Не сильно ошибусь, если скажу, что из этих 28 факторов на рынок ПК больше всего влияет фактор № 4 («Объем расходов потребителей на ИТ-оборудование»), который, в свою очередь, достаточно сильно зависит от факторов № 16 («Инвестиционный и деловой климат в России») и 18 («Доступность кредитных и финансовых ресурсов»). Кроме того, на мой взгляд, немалое влияние на рынок ПК оказывает фактор № 13 («Понимание потребностей рынка и умение выводить на него новые продукты»). Фактор № 13 авторы упомянутого выше отчета характеризуют самым низким уровнем неопределенности и самым низким уровнем влияния.

Рискну с уважаемыми авторами данного отчета не согласиться. Хотя и не совсем представляю, в каких количественных единицах можно измерять «степень понимания потребностей рынка и умения выводить на него новые продукты». В то же время «ежу понятно», что если у поставщика оборудования (а также ПО или ИТ-услуги) есть «понимание потребностей рынка и умение выводить на него новые продукты», то такой поставщик находится «на коне» не только в «мирное время», но и в периоды кризисов. Так как может вовремя разглядеть (точнее говоря, предсказать) точки роста даже на падающем рынке. Это умение особенно важно для дистрибьюторов (что детально рассматривалось, например, здесь). Но и для производителей оборудования это умение важно тоже.

Источник: Владимир Митин для CRN/RE