23 марта 2015 г.

Увеличить
Увеличить

Одним из основных трендов сезона является активная миграция технологий с одних гаджетов на другие. При этом миграция происходит как между классами устройств, так и внутри одного класса, например, недавно представленные топовых девайсах, «фишки» оказываются доступны на устройствах среднего класса и т. д. Рассмотрим это на примере развитие «фотосоставляющей» в массовых гаджетах, которая становится все более важной как для пользователей, так и, соответственно, для продавцов.

Рост производительности, количества точек на экране и плотности их размещения, яркости, времени автономной работы — все это, конечно, хорошо, но изменения этих параметров уже воспринимают как само собой разумеющееся, в качестве мотивирующих факторов для приобретения новых устройств эти параметры могут рассматривать только единицы потенциальных покупателей. Расширение «фотографических» возможностей вполне может выступать в качестве мощного мотиватора для покупки нового устройства, так как эти изменения легко заметить, а их актуальность для творческих и практических задач вполне очевидна. Заметим, что на использование гаджетов для фото- и видеосъемки влияет не только улучшение параметров самих камер, но и изменение характеристик многих других компонентов, например, на экране с увеличенным разрешением приятней рассматривать отснятый материал — детализация будет выше, цветовые переходы плавнее и т. д.

«Топ-модели»: получая лучшее

В большинстве случаев новые возможности вендоры реализуют в топовых моделях, и только потом они проникают в массовых смартфонах. Но иногда бывает и наоборот, некоторые «фишки», апробированные на нишевых устройствах реализуют в очередной старшей модели.

Например, шестнадцатимегапиксельная камера старшей модели Samsung Galaxy S6 получила оптическую стабилизацию. Ранее вендор в топовых моделях серии «S» использовал только электронные системы стабилизации изображения. Кроме того, Samsung весьма изящно решил проблему с аппаратной кнопкой для быстрого запуска камеры — в таком качестве выступает аппаратная клавиша [Домой], двойной клик по которой, по заявлению производителя, запускает камеру всего за 0,7 секунды. Подобные решения, ранее доступные на устройствах, позиционированных как камерофоны, «кочевали» до топовых моделей Samsung достаточно долго, но все же это случилось, и теперь фотосоставляющая S6 весьма близка к идеалу.

«Топовые» возможности — «бюджетному классу»

Миграция технологий из топовых моделей в массовые началась давно, ничего нового в этом тренде нет, однако, сегодня в теме нашего разговора интересен рост ее темпов. Поясним на примере.

LG продемонстрировала смартфон среднего ценового диапазона Spirit, в фотосоставляющей которого присутствуют почти все интересные «фишки» для камеры, которые были предметом особой гордости у флагмана G3, появившегося в продаже девять месяцев назад. Например, камера получила жестовый контроль — чтобы сделать сделать фото, достаточно сжать и раскрыть ладонь в поле зрения объектива — быстрый запуск камеры возможен нажатием аппаратной клавиши [вниз], по традиции перенесенной с боковой грани на «спинку» корпуса, в качестве аппаратной спусковой кнопки может быть использована та же клавиша и т. д. Кроме того, благодаря мощному процессору камера обладает прекрасной «скорострельностью» — практически сразу после съемки одного кадра она готова к получению следующего — а отснятый материал хорошо выглядит на HD-дисплее с плотностью точек 312 ppi (для сравнения: у Galaxy S6 этот параметр равен 577 ppi, но то смартфон совершенно иного уровня и ценовой категории). Правда, камера у Sprint восьмимегапиксельная, но для массовой модели смартфона это приемлемо.

Планшеты становятся фотографическими

До недавнего времени встроенные камеры планшетов в большинстве случаев были подчеркнуто слабыми — для технической съемки они еще годились, но для творческой были малоприменимы, разве то для фотографирования в жанре «ломографии». Но сейчас ситуация, похоже, начинает меняться. Одной из «первых ласточкой» этих приятных изменений является Wexler Ultima Twist+, который получил тринадцатимегапиксельную встроенную камеру, которая, как и у предыдущей модели, размещена в поворотном модуле. Возможность вращения позволяет использовать одну и ту же камеру как в качестве основной, так и фронтальной — как видно, эта модель является одним из немногих «селфипадов» — но и снимать под различными углами, что весьма актуально при фотографировании в сложных условиях или с нестандартными ракурсами. Заметим, что у предыдущей модели — без «плюса» в наименовании — камера имела пятимегапиксельный сенсор, что крайне затрудняло использование «таблетки» для творческой фотографии, а теперь получился и «селфпад», и «камеротаблетка».

Сменные объективы для «внешних камер»

Камеры для смартфонов, представляющие собой сенсор с оптикой, устанавливающий связь по радиоканалу с гаджетом, который выступает в качестве видоискателя, устройства для хранения и управления, еще не получили своего названия, но уже делали качественный шаг в своем развитии. Пионером этого направления была фирма Sony, представившая «камеры-объективы» QX, которых теперь уже целая линейка. А вот вклад в развитие направления внес Olympus, выпустив Air A01, которая получила сменную оптику (!) формата Micro Four Third. Сенсор новинки получил разрешение 16 Мпикс, а одной зарядки батарей хватает на получение до 320 снимков. Продажи такой новинки стартовали в начале марта на японском рынке, о сроках поставки А01 в другие регионы пока ничего неизвестно. Появление сменной оптики на подобных «камерах-объективах» было вполне предсказуемо, но вот скорость выхода на рынок таких решений для многих оказалось неожиданной и это приятно удивляет.

Оптические зумы в камерофонах

Такие решения пытались вывести на рынок не раз, но массовыми они пока так и не стали, почему мы уделяем внимание этому тренду сейчас, весной 2015? Потому, что на прошедшей CES был продемонстрировал смартфон ASUS ZenPhone Zoom с трехкратным оптическим зумом. Оптическая система камеры с внутренним зумированием, то есть объективу не нужно выдвигаться за пределы корпуса при изменении фокусного расстояния. Новинка получила тринадцатимегапиксельный сенсор, что позволяет при необходимости прибегнуть к цифровому зумированию, если возможностей трехкратного оптического окажется недостаточно.

Заметим, что ASUS обладает превосходным чутьем на массовый рынок, что позволяет надеяться на широкое распространение подобных решений в камерофонах на радость продвинутым смартографам. Смартфоны, снабженные оптикой с переменным фокусным расстоянием, в продаже присутствуют, есть и фотокамеры с Android «на борту», но новинка ASUS отличается от них, прежде всего, компактностью. Например, прекрасный Samsung Galaxy K Zoom с двадцатимегапиксельным сенсором и десятикратным оптическим зумом всем хорош как камерофон, но стать массовой моделью ему не позволяют значительные по современным меркам габариты, хотя в качестве нишевого товара он весьма успешен.

«Normcore» как актуальная особенность

В ситуации с явным бумом связанных с фотографией «фишек» в самых разных устройствах модель без таковых выглядит необычно. Такие, между тем, на рынке тоже появляются.

В качестве примера normcore-камерофона приведем Lenovo Vibe Shot, который получил шестнадцатимегапиксельный сенсор, шестиэлементный объектив с оптическим стабилизатором, выделенную аппаратную спусковую кнопку, но при этом сохранил традиционный для смартфонов Lenovo мощный софт для управления процессом съемки. Из приятного — 32 Гб памяти «на борту» с возможностью расширения microSD-картами, восьмиядерный процессор и трехцветная вспышка, но все это на особенности не тянет, ни по отдельности, ни вместе, но это и хорошо. В данном случае отсутствие особенностей является особенностью, притягательной для многих потенциальных покупателей.

В «нишах» тоже миграция

Развитие «камерных» возможностей смартфонов уменьшило продажи специализированных устройств, например, видеорегистраторов — соответствующая программа любой смартфон может превратить в регистратор. Но специализированные устройства продолжают развиваться, стремясь удержать долю рынка, а в ходе этого процесса получают возможности, ранее доступные топовым смартфонам.

Например, FullHD-видеорегистратор Neoline Wide S53, который должен появиться в российском ритейле до конца марта, получил возможность вести запись в HDR. Очевидно, что это сделано не для расширения художественных возможностей записываемого видео, а для лучшей детализации одновременно как в светах, так и в тенях. Это крайне актуально для видеофиксации в сложных условиях освещенности, которые в реальной эксплуатации встречаются очень часто — например, резкий свет фар и фонарей городского освещения создает резкие перепады освещения в темное время суток.

Защищенность — устройствам разных классов

Выразительным примером «миграции» в рассматриваемой нами нише камкордеров являются FullHD-камеры Everio GZ-RX515, GZ-RX510, GZ-R315 и GZ-R310, выпущенные JVC в традиционном форм-факторе, но обладающие противоударной защитой и пылеводозащитными корпусами. По заявлению производителя, камеры выдержат падение с полутора метров, погружение на глубину до 5 метров, а также не боятся брызг, пыли, дождя и снега. В маркетинговых материалах особо отмечено, что после съемки на пленэре камеры можно мыть под струей проточной воды. Кроме этого, камеры обладают морозоустойчивостью, сохраняя возможность работы без потери качества при температурах до −10 градусов.

Разумеется, на качество получаемого изображения защитные функции не повлияли, но возможности использования камкордеров существенно расширили. Конечно, камкордеры сегодня являются нишевым товаром, но в этой нише данные новинки JVC за счет миграции технологий получили существенное преимущество перед конкурирующими моделями.

Замечу, что речь идет именно о традиционных камкордерах, а не о моделях в сегменте «action cam», которые традиционно имеют защиту от воды/пыли/грязи. В сегменте «камер для экстремалов» также происходит много интересного. Например, защищенные новинки Sony — 4К-камкордер FDR-X1000V и FullHD-видеокамера HDR-AS200V, анонсированные на январской CES и добравшиеся во второй половине марта до российского рынка — получили улучшенную фирменную систему стабилизации SteadyShot, которая может устранять последствия микровибраций в процессе съемок, что актуально при креплении камеры на велосипеде или, например, на дроне. Но, в отличие от новинок JVC, эти модели Sony не имеют своих экранов и ориентированы на совершенно другие сценарии использования, чем классические камкордеры. Хотя сказанное справедливо и для других «actoin cam» — GoPro Hero, HТC Re и т. д.

В контексте нашего разговора важно, что стабилизация для устранения микровибраций при съемке видео, очевидно, в скором времени получит распространение и в других «action cam», а также проникнет в камеры новых смартфонов. Миграция технологий продолжается.

Выводы для реселлеров

В продвижении камерофонов теперь можно расставлять акценты, особо подчеркивая уникальные «фишки» новых устройств. Как видно, тезис «все смартфоны одинаковы» уже не соответствует действительности, у моделей множество особенностей, которые делают новинки особо актуальными для тех или иных категорий пользователей, и тем самым облегчают продажи.

Кроме того, как мы уже отмечали, популяризация камерофонов позволяет продавать их владельцам широкий спектр фототоваров — от штативов и принтеров до фотобумаги и цифровых фоторамок — что для ритейла особенно приятно, так как мотивирует покупателя возвращаться в торговую точку снова. Особенно хорошо для ритейлеров наличие в этом спектре расходных материалов — фотобумаги и картриджей — необходимость пополнять запас которых периодически приводит пользователя в торговую точку.

Но в ситуации есть не только позитив. Приведенные примеры хорошо показывают высочайшую динамику рынка, что для ритейла таит очевидную опасность, и что нужно обязательно учитывать при комплектовании складов, заказе товаров и планировании «фьючерных» закупок. Сегодня ритейлерам нужно соблюдать особую осторожность, чтобы не оказаться с зависшим товаром, который внезапно оказался неактуальным из-за появления на рынке более продвинутых моделей-конкурентов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE