24 апреля 2015 г.

Корпорация Microsoft опубликовала отчетные данные за очередной квартал (первый в этом календарном году, третий — в финансовом году компании). Они подтверждают давно замеченную тенденцию в бизнесе этого мирового лидера: стагнация, а на некоторых важных направлениях спад (см. «Софтверный бизнес Microsoft, похоже, идет на спад»). За последний квартал компания получила 21,7 млрд. долл. дохода и 5,0 млрд. долл. чистой прибыли. С точки зрения эффективности бизнеса, рентабельности — великолепный результат! Ключевой показатель бизнеса — прибыльность — продолжается оставаться на высочайшем уровне. Но вот если посмотреть на динамику в многолетнем разрезе и сравнить ее с цифрами других ведущих игроков рынка, то вырисовывается совсем иная картина.

Доход вырос на 6% (год назад — 20,4 млрд. долл.). Конечно, это не 20-30% как 15 лет назад, но все же даже, кажется, чуть выше среднеотраслевых показателей. Но только проблема заключается в том, что абсолютный прирост дало приобретенное годом ранее мобильное хозяйство Nokia. Традиционные же направления (клиентское и серверное ПО), которые составляют основу могущества компании, сдают. Правда, в объемах растут аппаратные и облачно-сервисные направления, но нет уверенности, что это может радовать акционеров Microsoft, поскольку эти направления являются или малорентабельными или даже убыточными. В последнем же случае, получается, что чем больше продажи, тем больше убытки.

По сравнению с предыдущим кварталом (последним прошлого года) доход корпорации сократился почти на пять миллиардов долл. Конечно, спад в это время года был всегда (предновогодний период всегда был наиболее успешным для бизнеса), но все же не в таких значительных объемах.

Доходы направления Devices & Consumer выросли на 8% до 9 млрд. долл., но такое увеличение было достигнуто за счет аппаратной составляющей. Софтверная же часть (лицензии), приносящая реальную прибыль, сократилась на четверть, с 4,6 до 3,5 млрд. долл. Сама Microsoft cреди своих квартальных итогов в «потребительстком» сегменте выделяет такие моменты:

· число подписчиков на Office 365 Consumer увеличилось до 12,4 млн., на 35% по сравнению с предыдущим кварталом;

· доходы Windows OEM Pro сократились на 19%, а Windows OEM non-Pro — на 26%, что объявляется падением рынка ПК в целом;

· доходы от поисковой рекламы выросли на 21%, на рынке США доля Bing составила 20,1%;

· уровень использования Xbox Live вырос на 30%;

· доход от продаж Surface составил 713 млн. долл, что на 44% больше показателя годичной давности;

· объем продаж Phone Hardware составил 1,4 млрд. долл., было продано 8,6 млн. устройств Lumia.

Продажи для корпоративных клиентов (Commercial) увеличились на 5% до 12,8 млрд. долл., рост обеспечили облачные сервисы, по лицензиям виден небольшой спад:

· доход от коммерческих облаков вырос на 106%, в основном благодаря Office 365, Azure и Dynamics CRM Online;

· продажи серверных продуктов и сервисов увеличились на 12%, при этом для премиум-версий Windows Server, System Center Server и SQL Server рост был 25%;

· продажи продуктов и сервисов Office Commercial сократились на 2%, что объясняется переходом пользователей на Office 365 и снижением рынка ПК;

· объем лицензирования Windows снизился на 2%.

Сравнительные показатели квартальных доходов Microsoft, млрд. долл.

Направления деятельности

1 кв. 2015 календарного года

4 кв. 2014 календарного года

1 кв. 2014 календарного года

Devices and Consumer Licensing

3,476

4,193

4,597

Computing and Gaming Hardware

1,800

3,997

1,872

Phone Hardware

1,397

2,284

0

Devices and Consumer Other

2,280

2,436

1,872

Commercial Licensing

10,036

10,679

10,335

Commercial Other

2,760

2,593

1,902

Corporate and Other

(20)

314

(177)

Итого

21,729

26,470

20,403

Источник — Microsoft.

Источник: Андрей Колесов