18 июня 2015 г.

Одна из крупнейших китайских компаний прямых online-продаж — JD.com — вслед за одним из своих конкурентов, компанией Alibaba, объявила о начале официальной работы в нашей стране. Русская версия глобальной платформы e-commerce JD Russia будет доступна с 18 июня 2015 г. по адресу: en.jd.com/ru и начнёт операционное функционирование в рамках расширения глобальной площадки JD.com, существующей на английском языке.

Как отмечает Виктор Сюй, президент международной бизнес-группы JD.com, дата выхода на российский рынок была выбрана не случайно. В этот день компания отмечает свое двенадцатилетие и окончание первого года выхода акций компании на бирже. Несмотря на свой еще подростковый возраст, капитализация нового игрока российского рынка составляет коло 50 млрд. долл. Кроме того, как отмечает Виктор Сюй, компания показывает очень высокую динамику роста бизнеса. Так, в 1 квартале 2015 г. она выросла на 107% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. При этом средний ежегодный рост за 12 лет существования компании составил 123%. Но, по словам президента международной бизнес-группы, до выхода на IPO этот показатель приближался к 200% в год. Тот же источник сообщает, что китайском рынке JD.com занимает по разным оценкам от 49% до 56% прямых онлайн-продаж в сегменте B2С.

Отметим также, что до этого момента китайская интернет-площадка не работала за пределами родины. В этом году она впервые выходит на зарубежные рынки. И первой страной, на которую JD.com решил распространить свою экспансию, стала Россия.

Так что же такое JD.com?

Первое, на что обращает внимание Виктор Сюй, говоря о компании — это ассортимент. По данным на 31 августа 2014 г., на ее сайте было доступно для заказа более 40 млн. наименований товаров. В настоящий момент этот показатель уже превысил 100 млн. шт. При этом, судя по информации, размещенной на русскоязычной версии сайта, на JD.com есть два типа товаров: JD collection (то, что JD.com самостоятельно закупает и перепродает) и товары сторонних продавцов (им JD.com предоставляет свой сайт как площадку для перепродажи). В настоящий момент с магазином сотрудничает около 60 тыс. партнеров*.

«Такого ассортимента в принципе достаточно для того, чтобы нас можно было считать „магазином одной остановки“, — считает Виктор Сюй. — Т.е. мы надеемся, что, заглянув к нам, покупатель больше не захочет идти и искать еще что-то в других магазинах. Мы на рынке более 10 лет и знаем, что люди и в России, и в Китае очень любят сравнивать цены у разных продавцов. Тем более что сейчас на российском рынке работает около 50 тыс. интернет-магазинов, большинство из которых — простые перекупщики. Некоторое время назад и у нас была подобная ситуация. Но сейчас таких магазинов осталось мало. Наши потребители знают: если хочешь купить качественные товары, надо идти в JD.com. И мы гордимся такой лояльностью наших клиентов». Изначально этот магазин задумывался, как продавец «товаров с розетками»: компьютеров, смартфонов, а также бытовой электроники. Но в 2007 г. было принято решение о расширении ассортимента. И теперь уже около половины объема продаж компании занимают совершенно другие товары, в том числе одежда, обувь, аксессуары, игрушки, товары для дома и сада, красоты и здоровья, хобби и спорта, автотовары. При этом Виктор Сюй особо подчеркивает, что JD.com сама не продает и не разрешает своим партнерам продажи нелегальных, некачественных, нелицензионных товаров на своей площадке. Президент международной бизнес-группы JD.com уверен, что кроме товарного ассортимента очень важны и те услуги, которые компания предоставляет потребителям: логистика, а также быстрая и надежная система оплаты заказов. В настоящий момент под управлением президент международной бизнес-группы JD.com в Китае находятся более 3 млн. кв. м. складских помещений. Они распределяются между семью складскими суперцентрами и более чем 3 тыс. станций доставки. В штате компании более 40 тыс. курьеров, которые ежедневно доставляют около 3 млн. заказов.

Что же эта компания планирует сделать в нашей стране? В первое время она будет позиционировать себя как онлайн-платформу с акцентом на продажи китайских товаров.

«Мы будем предлагать российским потребителям наши лучшие бренды, по лучшей цене, с самым высоким качеством предоставления услуг, — отмечает Виктор Сюй. — Но в перспективе мы хотели бы дивесифицировать бизнес и начать предлагать российские товары как на азиатском рынке, так и во всех других странах, в которых мы будем представлены. Но на данный момент наша главная цель — завоевать сердце российских потребителей с помощью лучших продуктов и лучшего предложения качества услуг. Все продукты, показанные на сайте, будут доступны для заказа российским потребителям. И самое главное, их можно будет купить с очень большими ценовыми преимуществами. В принципе, наша цель прихода в Россию — сбить все недобросовестные и несправедливые цены. Мы покажем вам лучшие ценовые предложения при хорошем качестве товара и лучшем качестве услуг. Я считаю, что у россиян должна быть возможность приобрести хороший товар. Поэтому мы очень серьезно работаем над созданием всей той инфраструктуры, которая обязательно должна окружать этот товар: удобные схемы доставки и оплаты товара. И делаем это не в одиночестве, а совместно с нашими российскими партнерами. Мы понимаем, что без их помощи в России невозможно быть успешным».

И судя по всему, Виктора Сюй знает, что говорит, так как уже очень долго работает в нашей стране. На отечественном рынке он известен как человек, создавший и возглавивший международный бизнес компании Huawei. Начав с позиции менеджера по работе с клиентами в Москве, он достиг поста вице-президента по России. Спустя почти 10 лет работы в России он перешел на позицию директора по маркетингу по ключевым международным клиентам в штаб-квартире в г. Шэньчжэне, а затем занял пост вице-президента Huawei по европейскому региону в Дюссельдорфе. Далее он поработал в должностях вице-президента по международному бизнесу Совместного Предприятия Huawei-Symantec, коммерческого директора (CMO), а чуть позже — директора по стратегии (CSO) Huawei Device, президента электронной коммерции компании Huawei..

В марте 2014 г. Виктор Сюй перешел на работу в JD.com и теперь отвечает за весь интернациональный бизнес компании, за развитие китайского интернет-гипермаркета на перспективных рынках.

И, как уже было отмечено, первая страна, в которой JD.com начинает официальную работу — Россия.

«Мы видим два направления развития: северное (через Россию) и Южное (через Юго-Восточную Азию). Но приоритет для нас — это Россия, — утверждает Виктор Сюй. — Во-первых, потому, что в настоящий момент в России как великой державе, наследнице СССР, до сих пор сохранился очень высокий уровень высшего образования — 55% населения вашей страны окончили вузы. Для сравнения, в США этот показатель не превышает 50%. И именно с высоким уровнем образованности мы связываем достаточно высокий уровень проникновения интернета в домашние хозяйства России».

Но одновременно с этим, по его наблюдениям, доля, принадлежащая электронной коммерции еще очень невелика (2-3% от всего объема розничной торговли), в то время как в Китае это значение уже давно перешагнуло рубеж в 10% и приближается к 20%: «Кроме того, я прекрасно осведомлен о тех „двух бедах“, которые были и есть в России, и я понимаю, что в первую очередь нам надо будет решать вопросы с логистикой и доставкой наших товаров». Если на родине, по данным JD.com, абсолютное большинство заказов доставляется на дом, то в России картина совершенно другая. Далеко не все покупатели готовы принять посылку дома (как из соображений безопасности, так и в силу привычек). Поэтому китайскому продавцу придется либо очень потрудиться, чтобы сломать привычки наших сограждан, либо выстроить такую схему работы, которая под них подстроится.

Заметим, что для решения логистических вопросов в нашей стране JD.com в первую очередь договорился о сотрудничестве с компанией SPSR. По словам Алекса Васильева, советника генерального директора по развитию бизнеса SPSR Express, для его компании это соглашение — огромный шаг вперед, так как JD.com для SPSR не просто клиент, а эталон интернет-коммерции: «Для нас это возможность почерпнуть тот огромный опыт, который был накоплен на китайском рынке. В Китае JD.com — не просто крупный розничный продавец, это компания, которая строит свою собственную доставку и имеет огромный опыт в этом вопросе. Кроме того, у нас очень схожие взгляды на то, как и куда надо развиваться. Так, JD.com первыми в Китае стали строить автоматизированные пункты выдачи товара (постоматы). А мы были пионерами на этом рынке в России. Интересно, что в Китае около 80% отправлений JD.com доставляет в режиме „в этот же день“ и на „следующий день“. Учитывая те цифры, которые озвучивал Виктор, этот опыт будет очень ценен для нас. Насколько я помню, в режиме „в тот же день“ они доставляют товар в границах 140 округов, а в режиме „на следующий день“ доставляется товар примерно в 900 округов. В нашей стране таких операторов тем более с такими объемами просто не существует».

Планируется, что заказанный товар будет доставляться клиенту (до квартиры) не более семи дней. Так, по подсчетам Алекса Васильева, при текущей схеме поставок посылка из Китая идет три-четыре дня: «Но у нас есть еще возможности оптимизации, поэтому, надеюсь, условия доставки будут сопоставимы с тем, что предлагают российские интернет-магазины».

Помимо этого JD.com придется очень сильно потрудиться над схемой оплаты товаров, чтобы завоевать доверие россиян. В каждой стране у людей есть свои привычки. И здесь мы также отличаемся от наших восточных соседей. 10 лет назад, когда JD.com только начал работу в Китае, около 90% всех заказов оплачивались наличными при доставке до дома. Сегодня более половины всех заказов выполняются по предоплате. Кстати, этот факт позволил заметно ускорить весь процесс взаимодействия продавца и клиентов. Теперь JD.com планирует и российских потребителей убедить в своей надежности: покупатели должны верить компании настолько, что были бы готовы платить заранее.

При этом, как отмечает Виктор Сюй, JD.com не будет самостоятельно заниматься этими вопросами на территории России, они будут решаться через местных партнеров компании, например «Яндекс-Деньги» и QIWI (договоры о сотрудничестве уже подписаны). При этом в первое время заказ можно будет оплатить на сайте через PayPal или пластиковой картой. Но в ближайшем будущем также будет предоставлена возможность использовать электронные кошельки.

По мнению Марии Грачевой, генерального директора «Яндекс.Деньги», приход JD.com в Россию — очень большая удача для всего российского рынка электронной коммерции: «Так как в одном месте собираются сразу три очень важных фактора. Во-первых, это очень редкая (причем не только для России, но и для рынка вообще) философия компании: фокусировка на пользователе, на его ощущениях, на том, насколько цельные и непротиворечивые схемы выбираются для взаимоотношений с покупателями. На достаточно быстро растущем и меняющемся рынке это — очень редкая и очень ценная фокусировка.

Второй очень важный фактор — совершенно уникальный опыт Виктора, который знает и понимает российский рынок: потребности, ожидания, особенности, подводные камни и тонкости работы в Росси. Он знает все это как никто другой.

И третий фактор это невероятный „рычаг“, который содержится в данной компании: обороты, опыт взаимоотношения с поставщиками, возможности построения инфраструктуры и влияние на все действия участников этого рынка. И суммируя все это, я считаю, что такое сочетание факторов способно изменить российский рынок электронной коммерции.

Действительно, одна из особенностей нашей станы — это ошеломляющая цифра вовлеченности населения в кошельковые платежи (пожалуй, только в России и Китае около трети аудитории пользуются электронными кошельками) и огромная доля наличных платежей. Последнее — признак недоверия потребителей в отношениях с интернет-магазинами. Он не понимает, что и когда он возьмет в руки. Именно поэтому большинство людей в нашей стране предпочитают сначала увидеть товар и только потом расплатиться. И я считаю, что приход JD.com в Россию изменит расстановку сил на платежном рынке России: поможет повысить долю использования безналичных оплат, а также доверие к качеству товаров, к логистике, которую строит эта корпорация».

При этом ее коллега, Алексей Дитятьев, руководитель направления по развитию электронных (e-com) сервисов QIWI, отмечает, что рынок электронных продаж имеют хорошую положительную динамику и растет он в основном за счет тех людей, которые совершают первую покупку: «В этом году порядка 5 млн. чел. совершат свою первую покупку в интернете. А, как показывают исследования, чаще всего наши соотечественники начинают знакомство с интернет-магазинам не с российских, а с китайских площадок, расплачиваться с которыми достаточно сложно. Они действительно боятся и за качество товара, и за выполнение сроков доставки, а также за то, в каком виде он придет (не разобьют ли). И выход JD.com на российский рынок позволит нам развить конкуренцию, расширить предложение качественного китайского товара. Это не просто слова, это философия данной компании. И они очень тщательно за этим следят».

Ну и, конечно же, Виктор Сюй не мог обойти вниманием нынешнюю экономическую ситуацию в нашей стране: «Кризис, санкции, похудевшие кошельки простых покупателей. Но в любом кризисе надо видеть возможности. Кроме того, по нашим данным, поток товаров из Китая в Россию не иссякает. А значит, мы должны дать шанс вашим гражданам купить самое лучшее, что производится в нашей стране. В мире 7 из 10 лучших смартфонов — китайские бренды. Правда, на российском рынке картина другая: до недавнего времени из-за некоторых барьеров, существовавших между нашими странами, часть китайских брендов не были представлены. Другие не могли в полной мере показать свои возможности. И мы хотим помочь этим брендам показать свои лучшие стороны российскому потребителю».

При этом китайская компания планирует построить наиболее удобную для российского потребителя систему продаж, в том числе и по схеме B2B2C через российских партнеров (например, через компанию «Юлмарт», с которой также уже подписан договор о сотрудничестве), выставляя свои товары на их сайтах.

В то же время, все-таки основная бизнес-платформа JD.com — это В2С. Поэтому у российских пользователей будет возможность заказать, оплатить и получить товар, взаимодействуя напрямую с китайским магазином. Причем в Россию будет поставляться русифицированная версия товара, соответствующая условиям российской сертификации.

«И если вас что-то не устроит, нет необходимости отправлять товар обратно в далекий и непонятный для вас китайский город, — отмечает Виктор Сюй. — В течение 30 дней вы можете сдать его в России. В ближайшее время сервисное обслуживание будет осуществляться российскими представителями ведоров».

Кстати, как отмечает Брайан Кин, директор по коммуникациям и взаимоотношениям с инвесторами «Юлмарт», в его компании не боятся прихода такого сильного игрока на отечественный рынок: «Мы хорошо знаем эту компанию: чуть больше года назад мы начали искать общие точки соприкосновения, думать, как сможем работать вместе. Мы считаем, что и для нас, и для российского рынка электронной коммерции это очень хорошая новость. Если забыть про наши коммерческие интересы, а вспомнить о потребителях, то можно сказать, что выход JD.com — это очень здорово. Потому что такого игрока в России пока еще не было. Так, в ассортименте нашей компании — 120 тыс. наименований товара, но в ближайшее время благодаря сотрудничеству с нашим новым партнером он значительно увеличится. Не уверен, что через нашу систему будут продаваться все 40 млн. товарных позиций, но то, что их станет на несколько миллионов больше — это точно. Как уже было сказано, российский потребитель любит смотреть на сайты китайских магазинов, как в каталог, и потом, если смог найти в России, то покупает это здесь. Теперь найти эти товары здесь ему будет гораздо проще».

А по мнению Александра Иванова, президента НАДТ (Национальная ассоциация дистанционной торговли), появление в нашей стране такого онлайн-ритейлера приведет к изменению всей экосистемы российского рынка торговли: «Приход на рынок крупного международного игрока с большим международным опытом и большим потенциалом может изменить очень многое. И хотим мы этого или нет, но даже правила игры, отношения между участниками рынка станут иными, они цивилизуются. Мы как ассоциация ставим своей главной задачей развитие инфраструктуры в широком смысле слова: логистика, отношение к платежам и ко всем сервисам, которые обслуживают этот бизнес. И наличие серьезного игрока на этом рынке только поможет всем этим изменениям».

* В этом, пожалуй, и состоит основное отличие в бизнес-моделях JD.com и и упомянутой выше Alibaba. Последняя не имеет «собственных» товаров, а лишь предоставляет сторонним перепродавцам площадку для взаимодействия с покупателями.

Источник: Светлана Белова, CRN/RE