10 марта 2016 г.

Алексей Шабанов

Сегодня на российском рынке представлено разнообразное программное обеспечение (ПО) для кассового оборудования. Поэтому ритейлер может выбрать подходящее фронтальное решение, руководствуясь не только ценовой политикой, но и учитывая формат магазина. На что обратить внимание, рассматривая тот или иной вариант?

Food-ритейл (FMCG)

Как правило, в food-ритейле предъявляются суровые требования к скорости обслуживания, поэтому кассовое оборудование и ПО обязаны обладать высокой пропускной способностью. Соответственно, софт должен позволять быстро сканировать товар, добавлять его в чек, максимально оперативно просчитывать акции и требовать минимальных действий от кассира.

Все остальное уходит на второй план: интерфейс программного обеспечения может быть не столь привлекательным, как, например, в fashion-ритейле, зато интуитивно понятным. Например, в некоторых сетях и вовсе отсутствует монитор кассира — чтобы не отвлекать работника, касса оборудована двустрочным дисплеем.

Почему ПО должно быть простым? Это обусловлено тем, что в торговых сетях распространена практика найма внешнего персонала. Проводить полноценное обучение этих сотрудников нецелесообразно, поэтому интерфейс ПО должен быть интуитивно понятным, чтобы у кассира не возникало вопросов, как пробить чек, принять наличную и безналичную оплату, поменять ленту в фискальном регистраторе. Такой простой софт подразумевает, что карты лояльности и купоны в идеале сканируются в чеке, а программа сама пересчитывает результат. Здесь важны скорость чтения, расчета акций и простота работы ПО. А при возникновении сложностей кассиру на экран должно выводиться понятное сообщение, например «Обратитесь к администратору».

DIY (Do It Yourself — «Сделай это сам») и товары для дома

В секторе DYI требования к оборудованию и ПО схожи с категорией FMCG: кассы должны обеспечивать быстрое сканирование товаров, позволяя оперативно обслуживать покупателей. Однако можно выделить ряд особенностей, отличающих магазины данного формата:

1) В магазинах DYI присутствует значительное количество крупногабаритного товара. До него непросто дотянуться, чтобы отсканировать. Поэтому рабочее место кассира в обязательном порядке должно быть оборудовано ручным сканером штрих-кодов, оснащенным длинным проводом или работающим по технологии Bluetooth.

2) Большое количество ассортимента торговой точки представляет собой весовой товар (гвозди, шурупы, гайки) и товар, продающийся по длине (линолеум, провода, напольное покрытие). Кассовое программное обеспечение обязано уметь работать с такой продукцией.

3) Ко многим товарам прилагается информация о составе, способах ухода, эксплуатации. Иногда намного удобнее напечатать эти данные вместе с чеком продажи. Поэтому нужно, чтобы данный функционал поддерживался кассовым ПО.

Кроме того, кассовое ПО в формате торговли DYI обязательно должно поддерживать быстрый поиск товаров по различным параметрам, например цвету, материалу, производителю.

Fashion-ритейл

Fashion-ритейл характеризуется следующими важными особенностями: острая сезонная зависимость, работа с коллекциями, поиск товара на наличие в магазине и на складе. При этом, в отличие от food-ритейла, скорость обслуживания не первостепенна. Гораздо важнее для этого направления розничной торговли персонализировать предложение. Необходимо, чтобы клиент на кассе сразу же получал ответ, на какую скидку ему рассчитывать, мог ознакомиться с содержанием своего бонусного счета и акциями. Поэтому кассовое ПО в обязательном порядке должно быть оснащено соответствующим модулем.

Кроме того, специализированный софт помогает ритейлеру закупать товары в магазин, доставлять их, контролировать остатки, особенно в разрезе «коллекция», «размер». У кассира должна быть возможность изучить остатки не только в своем магазине, но и в близлежащих, а в идеале и по всей сети; при необходимости нужно иметь возможность зарезервировать товар в соседней торговой точке.

Не менее важны для fashion-ритейла анализ продаж, отслеживание их истории. Поэтому от ПО требуется развитая система отчетности.

***

О каком бы направлении розничной торговли ни шла речь, ритейлерам при выборе кассового ПО обязательно нужно учитывать следующие рекомендации:

1. Заранее подумайте о том, будете ли вы впоследствии расширять бизнес. Если речь идет о маленьком магазине с одной-двумя кассами, можно остановить выбор на недорогом ПО. Однако оно не удовлетворит потребности сетевого ритейлера. А поскольку дорабатывать кассовый софт дорого, то лучше заблаговременно приобрести программное обеспечение, которое позволит безболезненно выстраивать торговую сеть.

2. Ни один магазин сегодня не обходится без программ лояльности: дисконтные программы, промо-акции, бонусы, сезонные скидки — варианты маркетинговой составляющей растут как грибы после дождя. Поэтому еще до покупки кассового ПО желательно хорошо себе представлять, какая программа лояльности требуется вашему магазину, и посмотреть потом, сможет ли выбранный софт ее предоставить.

3. Учитывая нестабильность рубля, стоит серьезно задуматься, какому ПО отдать предпочтение: российскому или иностранному. У каждого варианта свои плюсы. Зарубежный софт зачастую опробован огромным количеством магазинов, а его разработчики имеют такой багаж знаний, каким не всегда могут похвастаться отечественные специалисты. С другой стороны, российская компания гораздо быстрее и, как правило, бесплатно адаптирует ПО под изменения в законодательстве. В любом случае не забывайте, что импортное решение требует валютных вливаний и за каждую доработку и сервисное сопровождение тоже придется платить вовсе не рублями. Поэтому его использование сопряжено с рисками увеличения цены из-за колебаний курса национальной валюты.

Выбор ПО для кассового оборудования — ответственное мероприятие, от которого напрямую зависит успех вашего магазина. Поэтому не торопитесь, обдумывая варианты, и обязательно учтите все особенности торгового предприятия.

Источник: Алексей Шабанов, менеджер по продукции группы компаний «Пилот»