14 марта 2016 г.

Самым быстрорастущим сегментом на рынке ПК являются мобильные системы-трансформеры, причем в «разъемном» форм-факторе, к которому аналитики также относят планшеты с пристегиваемой клавиатурой. Рост этого сегмента в натуральном выражении за наступивший год составит 79% по сравнению с итогами прошлого года, согласно прогнозам IDC.

Платформы: известная «тройка» с новым балансом

По данным аналитиков в этом сегменте лидерство уже захватила платформа Microsoft  под управлением Windows будет работать 53,3% проданных в этом году «разъемных» девайсов, по данным IDC. В дальнейшем лидирующее положение платформы Microsoft будет только укрепляться и к 2020 году она будет установлена на 74,6% «разъемных» систем. Интересно, что по прогнозам IDC в ближайшую пятилетку Android на рынке таких систем сохранит свою долю — в этом году системы на платформе Google займут 18,2% в натуральном выражении, в 2020 их доля составит 18,1%. Рост доли трансформеров на платформе Windows будет достигнут за счет уменьшения доли платформы Apple, которая сократится с 28,5% до 7,3%.

В данном случае для нас также важно, что аналитики не предполагают появления в ближайшей пятилетке какой-либо платформы, которая в сегменте трансформеров заняла бы рыночно значимые позиции. Как видно, IDC не видит тут даже перспектив платформы Chrome OS. Вероятность бума Linux или появления какой-либо новой проприетарной платформы (например, как некогда Bada) или продвигаемой альянсом (как Symbian), аналитики практических исключают.

Причины популярности трансформеров

Трансформеры в «разъемных» корпусах дают новое прочтение концепции мобильности, обеспечивая возможности как работы с аппаратной клавиатурой, так и в планшетном режиме. В данном случае «разъемного» трансформера клавиатурный компонент выполняет роль опциональной док-станции, которая кроме собственно клавиатуры может содержать дополнительную батарею, расширенный набор портов (кроме USB в ней может быть установлен, например, разъем для подключения ethernet-кабеля) и другие элементы. Однако, как показывает практика, клавиатура может оказаться и отсоединяемым опциональным чехлом — такое прочтение концепции «разъемного» трансформера тоже возможно.

Конечно, такие возможности дают и другие форм-факторы трансформеров. Существуют системы в корпусах-«раскладушках» (например, Lenovo Yoga или Acer Aspire R) или с поворотными дисплеями, способными укладываться на клавиатуру «навзничь», то есть дисплеем вверх (например, HP EliteBook Revolve), есть более экзотичные варианты (например, Dell XPS 12). Но есть один нюанс: при использовании в планшетном режиме «разъемное» устройство будет легче решений в иных форм-факторах на вес клавиатурной составляющей, что весьма значительно.

Трансформеры на фоне рынка

Согласно прогнозам IDC, в этом году мировые продажи «разъемных» трансформеров достигнут 16,6 млн. штук, а в 2020 году будет реализовано 63,8 млн таких устройств. Аналитическая компания предполагает, что рост данного сегмента будет продолжен и в будущем, хотя его темпы будут постепенно снижаться и в 2020 достигнут 15% «год к году».

Напомним, что по данным IDC за прошлый год в мире было реализовано 276,2 млн десктопов и ноутбуков, а планшетов — 206,8 млн. Несмотря на падение — 10,4% и 10,1% «год к году» — объемы продаж традиционных компьютеров и традиционных же планшетов огромные, на их фоне продажи трансформеров не поражают воображение, но и не являются пренебрежимо малой величиной.

При этом не совсем понятно, как точно учесть продажи трансформеров. Конечно, некоторые устройства продают с отсоединяемой клавиатурой в комплекте, однако, на рынке достаточно много опциональных внешних клавиатур. Считается ли трансформером планшет, вместе с которым пользователь приобрел опциональную клавиатуру — Logitech, Microsoft, Onext, LG и т. д. — или такое устройство будет учтено в сегменте «таблеток»? А как быть, если опциональная аппаратная клавиатура приобретена несколько позже — через неделю, месяц или квартал? С теоретической точки зрения вопрос весьма интересный, но с практической не имеет значения ни для канала, ни для ритейла, которым важно кое-что другое.

Что это значит для ритейла

В наступившем году, как видно, IDC прогнозирует пик роста популярности трансформеров в «разъемных» корпусах — напомним, что рост продаж по сравнению с предыдущим годом должен составить 79%, а мировой объем рынка достичь 16,6 млн. устройств. Ритейлу необходимо использовать это обстоятельство и активно предлагать покупателям подобные решения. Однако, кроме этого очевидного момента ритейлеры должны помнить еще о двух вариантах возможностей для заработка на популярности трансформеров.

Во-первых, сейчас имеет смысл активно продвигать опциональные клавиатуры, которые будут уверенно работать как с новыми планшетами, так и с «таблетками», проданными ранее. Последнее обстоятельство весьма важно для понимания, существенно увеличивает количество потенциальных покупателей, к которым относятся не только пользователи планшетов, но и флатшетов, а также топовых моделей смартфонов. В некоторых случаях пользователю планшета наряду с внешней клавиатурой можно продать еще и другую периферию, например, «мышь» или стилус.

Во-вторых, следует помнить, что кроме трансформеров в «разъемных» корпусах существуют системы других форм-факторов, и их тоже следует предлагать покупателям. Заметим, что так поступают практически все крупные вендоры, например, Acer наряду с «разъемными» системами Switch и One предлагает решения Aspire R в корпусах a-la Lenovo Yoga, а Lenovo наряду с Yoga и похожей на нее линейкой Flex 2 предлагает «разъемные» системы ThinkPad Helix и т.д.

В рамках популярного тренда ритейлерам важно предложить покупателям спектр систем-трансформеров, а покупатели пусть сами выбирают себе устройство из предложенного магазином спектра в зависимости от собственных профилей использования и личных предпочтений. Хотя кризис и уменьшил покупательную способность большинства россиян, но актуальность мобильных решений никуда не исчезла, более того, она продолжает расти с ростом динамики повседневной жизни, поэтому именно российским ритейлерам важно предлагать своим клиентам решения на любой вкус и на любой размер кошелька.

Источник: Александр Маляревский