21 июня 2016 г.

Самыми продаваемыми цифровыми устройствами остаются смартфоны. Объемы их продаж росли, пока эти устройства вытесняли традиционные «трубки», пока вендоры совершенствовали смартфоны, явно улучшая параметры устройств от модели к модели. Но потом по понятным причинам направление стало снижать свою динамику, тут даже намечается кризис.

Индустрия ищет технологические ниши, развитие которых способно сделать новые смартфоны актуальными для абонентов. Одним из трендов является мобильная виртуальная реальность. Но это не единственное направление, способное придать новое дыхание продажам, причем в наиболее интересном для ритейла сегменте высокотехнологичных аппаратов.

Смартфон как конструктор

Мечты гиков всего мира о «наборном» смартфоне стали реальностью. Правда, пионером этого направления оказались не модные стартапы и даже не проект Ara, принадлежащий Google, а компания LG, предложившая рынку модели, допускающие установку модулей расширения. Вслед за LG аналогичное по духу, но несколько иное в плане технической реализации анонсировала Motorola.

Если продукция LG — и сами аппараты, и модули расширения — уже добралась до российского рынка, то модульные аппараты Motorola появятся на мировом рынке не раньше осени, а когда доберутся до российского — пока непонятно. Однако эти события уже представляют интерес для локального ритейла, оказывая определенное позитивное влияние, если не прямое, то косвенное.

Ниже мы покажем, что «модульные» смартфоны являются лишь частью большого и сложного тренда, который поднимает на рынке позитивную волну. Но об этом, равно как про возможности, позволяющие «оседлать» эту волну, мы поговорим ниже, а сначала рассмотрим новинки смартфоностроения.

Модули: внутренние и «навесные»

LG вывела на рынки — как на мировой, так и на российский — топовые смартфоны G5 и G5SE, которые допускают установку внутрь корпуса опциональных модулей. Зимой новинки были объявлены, в конце весны G5SE появился в продаже на российском рынке, а в начале лета стали доступны и сами модули расширения, представленные в линейке аксессуаров, объединенных под общим названием LG Friends, поэтому сегодня то, о чем CRN писал в феврале как о зарождающемся тренде, стало рыночной реальностью.

В настоящий момент в данной линейке представлены несколько опций. Hi-Fi Plus — аудиомодуль с улучшенными параметрами, созданный совместно с B&O Play. Cam Plus — фото-модуль, состоящий из усиленной батареи, а также предоставляющий аппаратные модули управления процессом съемки: спусковую кнопку и колесико для зумирования. Модуль со сменной батареей, которую можно заряжать отдельно от смартфона, собственного имени не получил.

По заявлению вендора, в ближайшем будущем семейство LG Friends будет расширено, причем как усилиями инженеров самой компании, так и разработками третьих фирм, с которыми корейский гигант активно сотрудничает, привлекая последние для разработки опций для топовых моделей. После выхода трех упомянутых модулей в семействе официально не анонсирована ни одна из новинок, но очевидно, что такие появятся — вендор сделает для этого все возможное.

Motorola лишь анонсировала модели Z и Z Forced, ориентированные на требовательных пользователей. Но уже известно, что одной из ключевых особенностей новинок будет поддержка сменных аксессуаров, объединенных в группу товаров под названием Moto Mod. Принципиальное отличие в подходе Motorola — внешнее исполнение опциональных модулей, которые будут крепиться к задней панели смартфонов.

Как и LG, Motorola предлагает дополнительную батарею (Incipio Offgrid) и аудиомодуль со встроенными динамиками (JBL SoundBoost — как видно из названия, он, как и Hi-Fi Plus у LG, тоже сделан в коллаборации с аудио-брендом). Будут доступны также пико-проектор со встроенной дополнительной батареей (Insta-Share) и также декоративные накладки. Как и корейский вендор, бренд Motorola обещает расширять номенклатуру опций и привлекать к их разработке ресурсы третьих фирмы.

Фирменные «модули» — пока экзотика

Опциональные модули в этом году массовыми не станут. Судите сами: поддерживающие их модели в настоящий момент представлены парой топовых модификаций, достаточно дорогих, а поэтому на массовый спрос не рассчитанных. Даже к концу года ситуация принципиально не изменится — вряд ли общее количество моделей «модульных» смартфонов превысит десять-двенадцать наименований, а скорее, их будет заметно меньше, они будут дороги, а поэтому мало распространены, покупать к ним опции будут только энтузиасты, которые немногочисленны. Кроме того, опции разных вендоров между собой оказываются принципиально несовместимы, что не способствует ни их популяризации, ни снижению цен.

Очевидно, что эти опции, хотя и являются весьма интересными решениями в техническом плане, российский рынок, мягко говоря, не взорвут. А поэтому вряд ли большое количество ритейлеров в ближайшую пару-тройку кварталов сделают серьезную ставку на продвижение фирменных опций. Однако самим фактом своего появления эти опции привлекут внимание массового абонента к простой идее — возможности смартфона можно расширять аппаратными элементами. Вот это уже интересно!

Что это значит для ритейла

Конечно, аппаратные опции для смартфонов были доступны и раньше, просто абоненты теперь их станут замечать существенно чаще. Вот эту волну интереса ритейлерам и можно «оседлать».

Фирменные аппаратные решения, совместимые с единственной моделью или даже с небольшой группой моделей одного вендора предлагать, разумеется, можно и нужно, но только если торговые точки компании пользуются популярностью у приверженцев торговой марки данного вендора. Разумеется, это справедливо как для новых опций — если вы активно продвигаете LG G5, то и LG Friends будут весьма уместны — так и для ранее известных, но пока находящихся в тени. Например, если торгуете Galaxy Sx, то есть смысл предлагать накладную аппаратную клавиатуру Samsung Keyboard Cover, если продвигаете Zenfone — то внешнюю ксенововую вспышку Asus ZenFlash и т. д. Такие аксессуары стоят достаточно дорого, поэтому их реализация даже в небольшом количестве даст приятную прибавку к обороту.

Интересно, что при ближайшем рассмотрении в линейке аксессуаров крупных вендоров найдется немало решений, которые совместимы практически с любыми смартфонами, например, у ASUS кроме узкоспециализированной ZenFlash есть светодиодная подсветка будут пользоваться LolliFlash, которая порадует любого мобилографа. Не говоря уже о том, что третьи фирмы выпускают множество интересных опций, которые — что важно — оказываются весьма доступны по ценам.

Но существуют и другие аксессуары, которые совместимы с самыми разными моделями смартфонов, поэтому они оказываются массовыми и, как следствие, менее дорогими. Вот такие решения можно предлагать любому ритейлеру. К таким аксессуарам следует отнести как набившие оскомину селфи-палки и внешние батареи, чехлы и карты памяти, так и более интересные решения: карманные штативы, навесную оптику для смартфонов, сменные декоративные панельки, настольные крэдлы, держатели для авто и т. д

Очевидно, что в условиях кризиса российские покупатели уже не смогут позволить себе менять смартфоны «как перчатки», но приобрести опцию, расширяющую возможности имеющегося аппарата, всегда можно. Тут ритейлу нужно лишь сделать соответствующее предложение и обеспечить, чтобы его заметили потенциальные покупатели. Например, новые фотосмартфоны может позволить себе далеко не каждый мобилограф, но для имеющегося купить линзу-насадку для макросъемки или, например, накладной «широкоугольник».

Отметим, что все большее количество смартфонов поддерживает различные стандарты кабельного (OTG) или wireless-соединения (Wi-Fi и Bleutooth обязательны, все чаще встречаются дополнительные, например, Miracast) для взаимодействия с внешним оборудованием. Поэтому «опцией» при креативном подходе реселлера может стать практически любое современное устройство — от клавиатуры до телевизора, от принтера до кофеварки, от smart-ламп до пикопроекторов и от электронного «глазка» на входной двери до «умной розетки». Новые «модульные» смартфоны неизбежно привлекут внимание абонентов и ко всей этой номенклатуре девайсов и тем самым хотя и косвенно окажут заметное положительное влияние на российский ритейл, ритейлерам нужно лишь подхватить это направление, во-время предложив нужный набор опций и активно привлекая к ним внимание клиентов.

Что усилит этот тренд?

В качестве «аппаратных опций» для смартфонов вполне можно рассматривать и «носимую электронику», которой в наступивших сезонах предрекают большое будущее аналитики IDC. По мнению исследователей рынка, в текущем году мировые поставки носимых устройств возрастут на 29,0% по сравнению с прошлым годом и достигнут 101,9 млн. шт. Темпы роста сохранятся примерно такими же и в ближайшем будущем, в 2020 году объем рынка wearable electronics достигнет объема поставок 213,6 млн. устройств.

Прогноз IDC в деталях выглядит несколько странно, например, аналитики считают, что порядка 10% носимых smart-устройств к 2020 году будут составлять «умные очки», при этом в настоящий момент в данном сегменте не представлено ни одной модели, способной претендовать на массовость, но в контексте нашего разговора это не важно. Легко видеть, что популяризация wearable electronics будет приводить к увеличению продаж аппаратных опций, но будет явно выражена и обратное.

Популяризации всего перечисленного будет служить распространение «интернета вещей» — как в плане «умного дома», так и «умного авто» и других аналогичных решений. Пусть на распространение «умных домов» как штучных решений для россиян существенно затормозил финансовый кризис, но индустрия предлагает большое количество разных «умных решений», позволяющих пользоваться дополнительными удобствами интеграции привычных бытовых девайсов с IP. Про «умные лампы» и «умные дверные глазки» мы уже упоминали выше, а ведь таких «умных элементов» вендорами на рынке представлено множество, их номенклатура и популярность быстро растет, а цены на, соответственно, столь же быстро падают.

Наконец, свою лепту в идею популяризации аппаратных решений для смартфонов внесут решения для мобильного VR — шлемы виртуальной реальности — на рынке которых мы наблюдаем высокую активность, и пусть они сегодня не стали массовым товаром, они привлекают внимание как ко всем перечисленным аппаратным опциям, так и к «носимой электронике» и IoT.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE