21 ноября 2016 г.

Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Общие данные
Увеличить
Увеличить
Увеличить

Исследование проведено с мая по июль 2016 года среди 1034 респондентов из числа лиц, принимающих или влияющих на принятие решений в компаниях различных отраслей экономики.

Опрос инициирован в рамках первого независимого Форума, посвященного практики цифровой трансформации бизнеса (DigEn Forum). Организатор форума и инициатор исследования — информационно-аналитический проект DOCFLOW1 (20 лет на рынке автоматизации управления).

Опросник основан на данных DOCFLOW, а также на исследовании MIT Sloan Management2 и Deloitte (июль 2015).

1. «Цифровая зрелость»

Респондентов попросили оценить уровень цифровой зрелости своей организации относительно 10 бальной шкалы, где 10 — это идеальная цифровая организация: которой удалось вывести свою работу и продукты на качественно новый уровень за счет технологий, улучшить процессы, вырастить лучших экспертов из числа сотрудников и полностью использовать их потенциал, развить новые модели управления.

В результате, 29% оказались на ранних стадиях субъективной «цифровой зрелости» относительно 10 бальной шкалы, 46% организаций — на среднем уровне «цифровой зрелости» (условно «переходные») и 25% оценили свои компании как более продвинутые в отношении цифровой трансформации. Поскольку процесс цифровой трансформации не конечен и пока такая оценка субъективна, данную категорию можно обозначить, как «развивающиеся» (не «зрелые»). Данная терминология будет использована далее.

Это значит, что 25% считают свою организацию максимально приближенной к уровню компании, которой удалось вывести свою работу и продукты на качественно новый уровень за счет технологий, улучшить процессы, растить лучших экспертов из числа сотрудников и полностью использовать их потенциал, развить новые модели управления.

«Представьте себе идеальную цифровую организацию: которой удалось вывести свою работу и продукты на качественно новый уровень за счет технологий, улучшить процессы, растить лучших экспертов из числа сотрудников и полностью использовать их потенциал, развить новые модели управления. Насколько Ваша организация близка к этому идеалу? Пожалуйста, оцените по шкале 1-10, где 1 = „Далеко“ и 10 = „Очень близко“».

Результаты практически соответствуют результатам исследования школы менеджмента MIT Sloan, что говорит о равномерном уровне развития компаний по направлению к цифровой трансформации в России и в мире. (См. Рис. 1, 2, 3)

2. «Актуальность»

Опрос подтверждает, что все осознают важность цифровых технологий уже сейчас и отдают отчет о роли цифровизации в ближайшем будущем. 77% респондентов считают, что цифровые технологии имеют важное значение для их организации уже сегодня. То есть от ИТ зависит сам бизнес, эффективность и доход организации (по данным MIT Sloan для международной аудитории — это 76%). 85% согласны с тем, что они будут важны через три года (92% для международной аудитории). (См. Рис. 4)

3. «Препятствия»

Наибольшие различия между уровнями зрелости лежат в области управления организацией (вопросов менеджмента и стратегии).

На пути цифровой зрелости находится несколько препятствий. Компании, находящиеся на среднем уровне «цифровой зрелости», отмечают, что для начала цифровой трансформации их организациям не хватает общей стратегии, гибкости и скорости принятия решений, а также технической экспертизы и навыков. (См. Рис. 5)

4. «Наличие стратегии»

(См. Рис. 6)

5. «Составляющие стратегии»

Для респондентов исследования, проведенного на российскую аудиторию, вопросы автоматизации и повышения эффективности работы организации, являются приоритетом в рамках стратегий вне зависимости от отношения компании к цифровой трансформации. Эта цель является ключевой для организаций даже на ранних стадиях «цифровизации» (от позиции 2-3). Для сравнения, первым приоритетом, по итогам исследования зарубежной аудитории, является улучшение качества работы с клиентами.

Ориентированность на клиентов и инновации растет строго в соответствии с ростом «цифровой зрелости». Чем более «зрелой» на пути цифровой трансформации является компания, тем в большем приоритете находятся вопросы улучшения качества работы с клиентами, инновационность, оптимизация процессов принятия решений.

Преобразование моделей управления, что в теории должно стать неотъемлемым элементом процесса цифровой трансформации, является ориентиром только для уже зрелых организаций.

(См. Рис. 7, 8)

6. «Зрелость по отраслям»

Среднестатистический уровень оценки цифровой зрелости компаний по 10-балльной шкале.

Отрасль

Средний показатель"цифровой зрелости"

Информационные технологии — поставщики решений в области автоматизации и электронного документооборота

5,71

Финансы и банковские услуги

5,69

Химическая и фармацевтическая промышленность

5,59

Телекоммуникации и СМИ

5,52

Информационные технологии — НЕ являются поставщиками решений в области автоматизации и электронного документооборота

5,38

Оптовая торговля

5,30

Энергетика, нефтегазовая отрасль

5,15

Здравоохранение

5,08

Транспорт и перевозки

5,06

Консалтинговые услуги

5,02

Страхование

4,82

Розничная торговля

4,56

Юриспруденция

4,54

Государственные и правительственные организации (федеральные и национальные)

4,43

Производство и машиностроение

4,19

Строительство

3,93

Образование

3,93

Государственные и правительственные организации (региональные, областные или местные)

3,53

Другое

4,49

7. Технологии

(См. Рис. 9)

8. Расходы на технологии

(См. Рис.10)

___________________________________________________________________

1 Информационно-аналитический проект DOCFLOW учрежден в 1995 году и стал центром компетенций по вопросам автоматизации управления и электронного документооборота. Он проводит крупные мероприятия по управления информационными ресурсами, собирает аналитику и практику.

Цель проекта DOCFLOW — содействие развитию рынка, подготовка его игроков к новым трендам и возможностям для бизнеса на стыке решений класса ECM, Capture, BPM, BI, интеллектуальной обработки информации и других.

Мы уделяем особое внимание объективности выпускаемых материалов. Представленные в исследовании данные являются независимыми и не преследуют задачи продвижения каких-либо продуктов и компаний.

2 MIT Sloan школа менеджмента или MIT Sloan — международная бизнес-школа при Массачусетском технологическом институте в Кембридже США штат Массачусетс.

Исследования MIT Sloan Management и Deloitte проведено в июле 2015 года среди 4 800 руководителей и менеджеров из 11 стран (39% респондентов из США) с целью определить проникновение цифровой трансформации.

Источник: DOCFLOW