5 декабря 2016 г.

Мобильные устройства под брендом Nokia вернутся на рынок в 2017 году. Это событие вряд ли потрясет рынок, но может оказаться весьма интересным в плане маркетинговых историй. Все почему-то говорят о «возвращении» Nokia, но этого не будет, хотя бы по той простой причине, что возвращаться-то нечему на рынок смартфонов!

Напомним, что успешными были сотовые телефоны Nokia, давно забытые «мобилы», которые «с кнопочками». Компания активно экспериментировала с форм-факторами и выпускала аппараты, которые становились знаковыми для целой эпохи (пример «банана» — Nokia 8110 — наиболее выразительный, но не единственный). Однако, эпоха традиционных «трубок» прошла давно и безвозвратно. Можно ностальгировать по выразительным моделям прошедших пятилеток, но начинать ими пользоваться в реальной жизни массовый абонент не станет, хотя бы из-за массогабаритных параметров классических «мобил».

История Nokia в сегменте смартфонов — череда феерических провалов, хотя компания очень много сделала в создании этого класса устройств. Однако несмотря на то, что во многом именно Nokia создала рынок «умных трубок» и некоторое время являлась бесспорным лидером в зарождающемся сегменте, финский гигант не смог воспользоваться открывающимися перспективами. Компания последовательно провалила как технические, так и маркетинговые инновации, способные удержать Nokia в лидерах нового рынка. Напомним лишь об отказе от наиболее развитой для своего времени платформы Symbian в пользу платформы Microsoft, которая рынок мобильных решений на тот момент потеряла и пыталась вернуть, причем действуя довольно неуклюже. На этом фоне уход финской компании с рынка абонентских устройств в результате сделки с рэдмонской корпорацией выглядит даже позитивно — такая форма заката все же лучше банкротства и закрытия недавно великого мобильного подразделения.

В настоящее время то, что осталось от бизнеса мобильных телефонов Nokia, некоторым образом поделено между компаниями FIH Mobile и HMD Global. Последняя получила от финской Nokia право на производство устройств под этой легендарной маркой. Это обстоятельство позволяет вспомнить, что компания Nokia по-прежнему существует, производит телекоммуникационное оборудование, участвует в разработке новых коммуникационных стандартов и вполне успешна на профильном рынке, только к разработке и производству абонентских устройств прямого отношения больше не имеет. Разрабатывать и производить «новые Nokia» будут совсем другие структуры, действующие в принципиально иных рыночных реалиях и с традициями разработки и дизайна «старой Nokia» почти никак не связанные (что, кстати, весьма хорошо, учитывая описанное выше развитие событий в недавней истории).

Напомним, что в настоящее время рынок смартфонов переживает непростые времена. Стагнация вызвана отсутствием новых идей как в функциональности, так и в дизайне. Заметим, что дефицит идей заметен даже у грандов рынка, прорывные инициативы отсутствуют даже у бесспорных лидеров, компании второго эшелона вынуждены выводить на рынок устройства весьма похожие друг на друга, практически однотипные, и бороться за потребителя ценой. В таких условиях не то что выйти на рынок, удержаться на нем — проблема. Причем последнее удается далеко не всем. Даже Microsoft, обладающий огромными ресурсами, оказался вытеснен с рынка мобильных устройств, печальная судьба постигла Blackberry, великая Sony в этом сегменте балансирует «на грани», Panasonic отказался от присутствия своих смартфонов во многих регионах, сжав присутствие практически до «домашнего рынка» Японии. Для действий в таких условиях нужны как прорывные идеи, так и значительные ресурсы на их реализацию. Если у «старой Nokia» были ресурсы для анализа пользовательских предпочтений, «запас прочности» — в самом широком понимании: от финансовых резервов до кредита пользовательского доверия — для смелых экспериментов с форм-факторами, а также доступ к информации и экспертизе смежных подразделений компании, работающих над созданием новейших стандартов, то у производителей «новых Nokia» таковых возможностей не будет. Путь на рынок у продукции HMD Global будет весьма непростым.

Как видно, на рынок выходят новые устройства от новых компаний, представляющие безусловный интерес лишь известным брендом. Правда, и тут не все гладко. Ведь бренд Nokia, имевший оглушительный успех в эпоху сотовых телефонов и стоявший у истоков мобильной эры, сейчас малоизвестен молодым абонентам, которые являются наиболее активной частью пользователей современных коммуникационных сервисов. Nokia как бренд вызывает некоторую ностальгию у части абонентов среднего и стершего поколения, поведение которых не определяет ситуацию на рынке.

Однако пока мы ничего не знаем о планах компаний, о рыночной ситуации, в которую попадут новинки под маркой Nokia, о параметрах новых устройств и даже о точных сроках появления этих новинок — предварительно известно, что это будет «первая половина наступающего года», но такие данные слишком неконкретны. Поэтому анализировать рыночные перспективы оборудования под новым-старым брендом не представляется возможным. Заметим, что заранее относиться к новым смартфонам и «таблеткам» Nokia как к проходным девайсам, заслуживающим некоторого внимания лишь из-за марки на корпусе, наверное, не следует. Компании, решившиеся вложить средства в «перезапуск» бренда на высококонкурентном рынке мобильных устройств, прекрасно понимают всю сложность задачи, а также то, что у них не будет второго шанса на такой рестарт, а поэтому очень тщательно отнесутся как к разработке, так и к маркетингу новых девайсов под маркой Nokia. Возможно, у них даже припасены некоторые интересные и нетривиальные ходы.

Источник: Александр Маляревский