8 декабря 2016 г.

Несмотря на довольно высокие оценки доходности профессии пиар-специалиста, большинство россиян не желали бы своим детям карьеры в ПР-отрасли. Причина — в низком престиже и низком моральном уровне представителей этой профессии.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к профессии пиар-специалиста.

С годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян: доля затрудняющихся его охарактеризовать с 2010 г. по 2016 г. снизилась в три раза (с 15% до 5%), а содержательные ответы стали более наполненными.

Пиар у наших сограждан ассоциируется, прежде всего, со словом «реклама» (за 6 лет доля респондентов, выбирающих данный вариант ответа, выросла почти вдвое — с 33% до 59%). Далее отмечают такие характеристики, как «черный» пиар (с 21% в 2010 г. до 43% в 2016 г.), обман (с 21% до 41%), пропаганда (39%), продвижение (с 19% до 38%), имидж (с 25% до 37%), СМИ, медиа (с 23% до 37%).

Моральный уровень «пиарщика» оценивается невысоко: по пятибалльной шкале — в среднем на 2,54 балла. При этом уровень престижности профессии пиар-специалиста, по оценкам россиян, выше (3,42 балла), а доходность, в сравнении с другими параметрами, оказывается ее главным преимуществом (4,11 балла — с 3,8 в 2010 г.). Пожилые люди (средний балл 4,17 среди 60-летних и старше), также как женщины (4,15), москвичи и петербуржцы (4,15) склонны считать работу пиар-специалиста более высокооплачиваемой, в сравнении с молодежью (3,89 среди 18-24-летних), мужчинами (4,06) и жителями сел (3,95). При этом оценки престижности и морального облика работников ПР-отрасли, данные молодыми, превышают оценки людей пенсионного возраста.

Профессию пиар-специалиста нельзя назвать желанной: уже почти три четверти россиян (72% — с 56%) не желают в будущем видеть своих детей работниками данной отрасли. Тех, кто поддержал бы выбор ребенком профессии специалиста по связям с общественностью, всего 17%. Чаще такой гипотетический выбор поддерживают молодые люди 18-24 лет (24%) и респонденты с высоким, по их оценкам, материальным достатком (24%), а реже — опрошенные в возрасте 60+ (14%) и малообеспеченные (15%).

Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Лидерам отрасли общественных связей стоит серьезно задуматься о том имидже, который сформировался у отрасли в России: это имидж аморальных дельцов, зарабатывающих на пропаганде, обмане и рекламе. Пришло время заняться „пиаром пиара“, ведь динамика отношения людей к этой специальности выраженно негативная. Креативность и творческий подход, который пиарщики неустанно демонстрируют своим клиентам, должны быть наконец применены для разрушения сложившихся негативных стереотипов и формирования позитивного общественного мнения относительно этой важной, востребованной и, без всякого преувеличения, благородной профессии».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 3-4 декабря 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Если Вы подумаете о пиаре — о чем Вы подумаете прежде всего? Сейчас я буду читать вам разные слова, а Вы, пожалуйста, говорите, приходит ли это Вам в голову, когда Вы слышите слово «пиар».
(закрытый вопрос, любое число ответов, %)

2010 г.

2016 г.

Реклама

33

59

«Черный» пиар

25

43

Обман

21

41

Пропаганда

34

39

Продвижение

19

38

Имидж

25

37

Журналистика, СМИ, медиа

23

37

Продажи, рекламные акции

19

37

Политика, выборы

27

36

Манипуляции, воздействие

22

33

Маркетинг

18

32

Информирование

19

21

Развитие общественных связей

11

14

Ничего из перечисленного

2

4

Другое

0

1

Затрудняюсь ответить

15

5

Оцените, пожалуйста, профессию Пиар-специалиста/ специалиста по связям с общественностью по указанным параметрам. Используйте шкалу от 1 до 5, где 1- «самая низкая оценка», 5 — «самая высокая».
(закрытый вопрос, один ответ, средний балл)

2010 г.

2016 г.

Доходность, уровень оплаты представителей этой профессии

3,8

4,11

Престижность (положение в обществе представителей этой профессии)

3,35

3,42

Моральный уровень представителей этой профессии

2,61

2,54


Если у Вас есть (были бы) подрастающие дети, внуки, хотели бы Вы, чтобы они выбрали для себя профессию пиар-специалиста/ специалиста по связям с общественностью? (закрытый вопрос, один ответ, %)

2010 г.

2016 г.

Безусловно, да

2

5

Скорее да

14

12

Скорее нет

28

32

Совершенно точно, нет

28

40

Затрудняюсь ответить

28

11

Источник: Пресс-служба ВЦИОМ