20 февраля 2017 г.

Одним из драйверов мирового ИТ-рынка принято считать сегмент IoE (Internet or Everything), ранее более известный как «интернет вещей» (IoT, Internet of Things), а еще раньше представленный как «межмашинные коммуникации» (М2М, Mashine-to-Mashine), о чем CRN/RE писал в конце прошлого года.

По прогнозам Gartner объем мирового IoE-рынка в прошлом году должен был достичь отметки в 1,4 трлн. долл, в наступившем году составит 1,7 трлн. долл, в следующем — 2,1 трлн., а к 2020 году дорастет до 3 трлн. долл. Интересно, что недавно Gartner пересмотрел прогноз в сторону увеличения и согласно обновленным оценкам уже в этом году общие затраты на соответствующее оборудование и сервисы превысит 2 трлн. Есть и более оптимистичные оценки, например, по оценкам компании Gemalto соответствующий рынок еще в позапрошлом году превысил отметку в 1,9 трлн. долл., а к 2020 году достигнет объема 7,1 трлн.

В любом случае цифры значительные и темпы роста действительно впечатляют. Напомним, что по оценкам Gartner мировой ИТ-рынок в этом году достигнет объема 3,5 трлн. долл, причем 1,4 трлн. будет израсходовано на телеком-услуги, около 600 млрд. — на компьютерную технику, включая десктопы, ноутбуки, планшеты, смартфоны и даже принтеры, 177 млрд. — на оборудование для дата-центров. Но как же может так получиться, что к 2020 году объем рынка IoE почти вдвое превысит объем ИТ-рынка за текущий год?

Многое зависит от методик подсчета, а они не столь очевидны, как кажется на первый взгляд. Например, как учитывать в статистике IoE-решений такие устройства, как подключенные автомобили? Количество авто, которые используют IoE-решения для навигации, развлечений, диагностики и других задач постоянно растет, и если учитывать автомобили как «интернет-вещи», то объем рынка в 2020 году получится равным 141 млрд.долл., по оценкам упомянутой Gemalto.

Но оставим отработку методик подсчета аналитикам, для нас практическое значение имеют несколько другие выводы. Прежде всего, важно, что IoE-направлению пророчат быстрый рост. IoE-решения активно используют как частные лица, так и бизнес-пользователи. По оценкам Gartner, в ближайшем будущем большее количество IoE-решений будет приобретено в рознице (63%), хотя больший оборот будет в корпоративном секторе.

Что может предложить розница для IoE?

Прежде всего, это носимые устройства — «умные часы», smart-браслеты и т. д. Про стационарные IoE-девайсы тоже следует помнить, а список их номенклатуры весьма значительный, например, к ним Gartner также относит «умные телевизоры» и игровые приставки. Набирают популярность IoE-элементы для «умного дома» — управляемые лампы и светильники, smart-розетки, IP-камеры наблюдения, датчики движения, датчики протечек и т. д. Цифровые девайсы для домашних животных — подключенные ошейники, управляемые со смартфонов поилки/кормилки, smart-системы жизнеобеспечения для аквариумов и т. д. — входят в моду, но массовыми пока не стали, их бум следует ждать в следующем году, а может быть и несколько позже.

Теоретически IoE-устройства должны пользоваться популярностью у автомобилистов, но вот в чем проблема — большинство современных моделей авто идет уже со встроенными решениями «всепроникающего интернета», причем по понятным причинам продают автомобили совсем не через традиционный дистрибьюторский ИТ-канал. Однако есть широкие возможности для работы и на этом рынке.

Средний срок жизни автомобиля составляет для американского рынка одиннадцать с половиной лет, а для российского — всего на год больше. Это означает, что большинство эксплуатируемых сегодня автомобилей не являются «подключенными», что обеспечивает широкие возможности для продажи автовладельцам опциональных IoE-устройств. Правда, есть одна проблема: большинство подобных решений вендоры поставляют на американский и европейский рынок, до российского добираются немногие.

Одно из приятных исключений — nonda, устройства под этой маркой не только добрались до российского рынка, но и попали в традиционный канал (заметим, что подобные решения зачастую пытаются продвигать по тем же, каналам, что и бытовую электронику или автопринадлежности). Под маркой nonda для «подключенных автомобилей» выпускают модульную систему «умных гаджетов», которые просты в использовании и доступны по цене. В ряде случаев они способны даже дополнить бортовые системы, предлагаемые автопроизводителями в современных моделях, не говоря уже о том, что будут востребованы владельцами авто, выпущенных до времен массового появления connected car (а таковых даже на североамериканском рынке пока две трети).

В линейке nonda присутствует, например, ZUS Smart Tire Sensor — smart-датчик для контроля давления в шинах, которым нужно закрепить на нипеле, после чего подключить по беспроводному каналу к смартфону. Изящное решение — ZUS Smart Backup Sensor, парковочный датчик, выполненный в виде рамки для номера автомобиля и способный информировать водителя о приближении объектов как по аудио, так и по видеоканалу, устанавливаемый без необходимости электромонтажа. Другой интересный вариант — ZUS iHere, «умный брелок» для ключей, который также нужно «спарить» со смартфоном, после чего устройство может подавать звуковой сигнал при запросе со смартфона, а также служить пультом дистанционного управления при съемке селфи и управлять диктофоном (старт/стоп).

Важно, что оборудование nonda недорогое — в пределах ста евро — не требует специального монтажа и выступает в роли периферии для смартфона, позволяя использовать smart-возможности через привычный интерфейс. Оборудование ZUS пользуется растущей популярностью, выразительной даже по меркам динамичного рынка автомобильной электроники. Например, только «зарядок» для автомобиля молодая компания продажа 360 тыс, а в будущем году ожидает реализации около двух миллионов зарядных устройств.

Однако, ZUS Smart Car Charger — вставляемый в «прикуриватель» smart-зарядник, позволяющий подключать два гаджета одновременно — устройство непростое, интересное широким спектром дополнительных возможностей. Например, гаджет, «спаренный» со смартфоном и действующий вместе с установленным приложением, облегчает поиск припаркованного автомобиля, ведет учет времени парковки и даже мониторит состояние автомобильного аккумулятора.

Линейка аксессуаров ZUS представляет собой любопытный пример IoE-решений, нишевых, но весьма актуальных для ритейла. О появлении подобных актуальных устройств в канале мы будем информировать на страницах CRN/RE. Также в ближайшем будущем мы поговорим о происходящем на рынке «подключенных автомобилей» и о тех изменениях, которые ситуация повлечет за собой в сопредельных областях — от урбанистики до «умного дома».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE