6 апреля 2017 г.

Самая дорогая модель телевизора в новой топовой линейке Samsung получила рекомендованную розничную цену 1,4 млн. руб. Другие новинки, получившие UltraHD-экраны на Quantum Dot («квантовых точках») и обновленный дизайн, имеют цены ниже, но все равно бюджетными их никак не назовешь — даже младшая модель обойдется в 140 тыс. руб. На первый взгляд, такое предложение выглядит странным для текущего момента, когда экономика находится в кризисе, платежеспособный спрос снижается, а, соответственно, розничные рынки находятся в пикировании. Но это только на первый взгляд.

Для российского рынка, важность которого для Samsung подчеркнул Ли Хван Кюн, генеральный директор завода компании, где осуществляется финальная сборка телевизоров, дорогие модели весьма актуальны. Более того, актуальность премиального предложения растет, причем достаточно быстрыми темпами. Более детальное рассмотрение ситуации позволит глубже понять ситуацию на российском рынке, о которой мы говорили в материале «Первые итоги года в российском ритейле и практические выводы», а также коснуться тематики «дополненного ассортимента», о некоторых аспектах которой мы также уже упоминали ранее.

Особенности топового сегмента

Как мы уже отмечали, на российском рынке тренды топового сегмента отличаются от рынка в целом. При этом даже если тренды качественно похожи, то количественно они оказываются разительно иными.

Дмитрий Карташов, директор департамента потребительской электроники Samsung Electonics Rus, со ссылкой на данные GfK, отметил, что российский рынок телевизоров сокращается, но премиальный сегмент показывает выраженную положительную динамику. Если в 2013 году было реализовано 9,2 млн устройств, а в 2014 — 10,4 млн, то есть на 13% больше «год к году», то дальше рынок перешел в пикирование: в 2015 году объем составил всего 5,5 млн (падение на 47%), а в 2016 — 5,2 млн. (-6%). Однако, в денежном выражении цифры несколько иные: в 2013 году — 158,3 млрд. руб, в 2014 — 198,0 (+25%), в 2015 — 132,9 (-33%), 2016 — 135,6 (+2%). Причина того, что в денежном выражении ситуация выглядит куда как более мягко, чем в натуральном, — высокий спрос на товары премиального сегмента, который испытал некоторый спад в 2015 году, но уже в 2016 продемонстрировал уверенный рост! Объем продаж премиальных телевизоров в натуральном выражении за указанный период составил (в тыс. шт): 24,9, 59,9 (+141%), 52,0 (-13%), 69,2 (+33%). В денежном выражении динамика выглядит так (в млрд. руб.): 4,1, 10,0 (+146%), 9,1 (-9%) и 11,5 (+26%).

Легко видеть, что если в предкризисный 2013 год премиальные модели занимали в денежном выражении 2,6% российского рынка, на пике падения рынка в 2015 это значение поднялось до 6,8%, а в прошлом году их доля увеличилась до 8,5%. При этом под премиальными понимают телевизоры с ценами от 100 тыс. рублей. Новые модели Samsung ориентированы именно на этот сегмент, который, как видно, прекрасно себя чувствует несмотря на кризис и демонстрирует устойчивый рост.

Чем интересны новые телевизоры

Разумеется, новые телевизоры поддерживают UltraHD, которое оказалось драйвером рынка, и не работают с 3D, которое на практике оказалось никому не нужным. В линейках присутствуют как модели с традиционными плоскими экранами, так и с модными вогнутыми, так что покупатель может выбрать аппарат в зависимости от собственных предпочтений. Интересно, что инженеры ухитрились усовершенствовать технологию создания изображения, которая, казалось бы, достигла совершенства пару поколений назад. Однако Quantum Dot в очередной раз поднимает пользовательские свойства телевизора на новый уровень.

Вендор делает особый акцент на дизайне новых устройств. Современный телевизор обязан быть предметом интерьера и отражать стиль своего владельца, уверен Дмитрий Карташов. Хотя фронтальную часть современного телевизора занимает экран, вокруг которого лишь тоненькие рамки, еще остались возможности для применения дизайнерских инноваций. Например, новые кронштейны позволяют крепить телевизор практически встык со стеной. Если устройство расположено вдали от стен — а создавая интерьеры жилых помещений телевизор нередко используют как элемент для зонирования пространства — то становится актуальной стильная металлическая задняя панель, в которой отсутствуют разъемы для подключения интерфейсных кабелей и электропитания, которые можно убрать в «ножку». Наконец, интересной инновацией является наличие One Connect, модуля со всеми необходимыми разъемами, который для соединения с телевизором использует единственный полупрозрачный оптический кабель, что позволяет избавиться от путаницы шнуров, а это будет актуально при любом способе установке.

Дизайнеры изрядно переработали интерфейс телевизоров, которые, разумеется, являются smart-девайсами (основой для «умной составляющей» устройств Samsung является, разумеется, Tizen, но для пользователя в данном случае это не принципиально). Инженеры в очередной раз упростили пульт дистанционного управления и обеспечив возможность управления с одного «ленивчика» — он получил название Premium One Remote Control — разными устройствами, подключенными по HDMI. Также было переработано мобильное приложение для смартфонов, позволяющее легко и просто выбирать нужный контент на мобильном устройстве (в том числе, например, из онлайновых кинотеатров) и тут же получать его на большом экране. Приложение, разумеется, не ограниченно смартфонами Samsung, а доступно на разных гаджетах, работающих под управлением Android или iOS.

Заканчивая разговор о дизайнерских изысках, отметим, что в качестве опций доступны подставки «конусная» и «мольберт», позволяющие, по мнению представителей компании, лучше вписать устройство в интерьер комнаты.

Что это значит для ритейла

Прежде всего, рассмотренное означает высокую — и быстро растущую! — актуальность топового сегмента для российского ритейла. Как мы уже неоднократно говорили, экономическая ситуация в стране такова, что кризис слабо затронул платежеспособность богатых клиентов, чего не скажешь о клиентах массовых. Поэтому ритейлерам следует уделять особое внимание привлечению богатой клиентуры.

Кроме того, телевизоры были и остаются центром домашних развлечений. Воспроизведение фото и видео, сделанных своими руками, просмотр кинофильмов и другого медиаконтента, игры на приставках и другие развлечения требуют большого и качественного экрана, который может предоставить современный ТВ. Кроме того, современный телевизор является полноценным специализированным компьютером, который обеспечивает доступ к различным информационным и медиаресурсам, а также прекрасно взаимодействует с другими цифровыми устройствами в квартире — роутером, компьютерами, игровыми приставками, смартфонами и т.д. Все это указывает на актуальность продвижения телевизоров в цифровом ритейле.

Разумеется, оба тезиса не являются универсальным «руководством к действию». На практике очень много зависит от объективных условий — местоположения и площади торговой точки. Начинать охоту за богатыми покупателями в салоне, расположенном на рабочей окраине вряд ли имеет смысл, а успешная продажа телевизоров при наличии торгового зала малой площади будет весьма проблематична. Но даже в этом случае ритейлер может найти действенные варианты, например, используя возможности интернет-торговли. Если же параметры физических торговых точек позволяют продвигать дорогие решения, то этим надо заниматься в обязательном порядке, причем наряду с модными смартфонами, топовыми компьютерами и новыми игровыми приставками продавать также телевизоры.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE