2 июня 2017 г.

Мировой рынок планшетов не является крупным ни в натуральном, ни в денежном выражении, однако, этот сегмент привлекает более пристальное внимание, явно большее, чем он заслуживает с точки зрения бизнеса. Причина проста: в 2010-2013 годах этот сегмент рос быстрее, чем у большинства других потребительских устройств, а потом резкий рост сменился столь же резким падением. В чем причина и как на это реагировать ритейлу?

Итоги первого квартала

По данным первого квартала, обработку которых недавно завершила IDC, глобальный рынок «таблеток» продемонстрировал падение на 8,5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (об этом CRN/RE писал подробно). Несмотря на падение, аналитики считают это «добрым знаком», так как отрицательная динамика падения продаж несколько сократилась — раньше ее описывали двузначные цифры в процентах, а сейчас уже ситуация демонстрирует некоторое смягчение.

Два неизменных лидера рынка гаджетов — Apple и Samsung — демонстрируют сокращение продаж, только американская компания падает быстрее рынка (-13,0%), корейская заметно медленнее (-1,1%). Однако, у вендоров, не попавших в первую пятерку, все достаточно печально: их суммарные продажи падают не только быстрее рынка, но и быстрее Apple: по итогам первого квартала суммарные продажи «прочих» сократились в натуральном выражении на 14,8%. Замыкающая пятерку лидеров компания Lenovo, сократившая продажи на 3,8%, что явно ниже рынка, выглядит весьма неплохо, как и не представленный на российском рынке, но занимающий четвертое место в мировой иерархии Amazon, продажи которого сократились на 1,8%.

Но есть одна компания, продажи которой на этом печальном фоне демонстрируют принципиально иную динамику: это Huawei, который по итогам первого квартала умудрился продемонстрировать наилучшие результаты среди всех вендоров топовой пятерки «планшетостроителей». Китайская компания продемонстрировала рост! Причем темпы роста удивляют сами по себе, а на падающем рынке поражают: по данным IDC они составили 31,7%! Если в первом квартале прошлого года Lenovo реализовала 2 млн. планшетов, то в первом квартале нынешнего — 2,7 млн, увеличив свою рыночную долю с 5,1% до 7,4%.

До лидеров рынка, Lenovo еще далеко — Samsung реализовал 6 млн. планшетов за первый квартал, Apple продала iPad-системы в количестве 8,9 млн. — но результаты явно «поперек рынка». В чем дело? Сначала посмотрим на сегмент в целом.

Причина современного состояния рынка планшетов

Каковы факторы, которые определяют падение рынка планшетов в данный момент? Они практически те же, как и три-четыре года назад, когда сегмент перешел от роста к падению.

Основная причина: увеличение времени жизни планшета. Драматичного роста вычислительной мощности у устройств в этом сегменте не происходит, равно как и заметного роста основных параметров — да и не нужно это пользователю — инновационных изменений в форм-факторах тоже нет, в результате у пользователя нет острой необходимости менять исправную «таблетку» в возрасте двух-трех лет на новое устройство.

Но увеличение срока жизни — не единственная проблема! Если старый планшет выйдет из строя или перестанет удовлетворять хозяина по своим вычислительном возможностям, совсем не факт, что пользователь купит новую таблетку. Привычные сценарии использования устройства с крупным экраном и тач-интерфейсом можно реализовать и на девайсах других типов. В результате на сегмент планшетов давят фаблеты и ноутбуки (как гибридные и трансформеры, так и в традиционном форм-факторе, но получившие сенсорный экран), а с некоторых пор еще и десктопы с тач-скринами.

Почему у Huawei дела идут лучше всех?

Если коротко: потому, что этот вендор предлагает рынку спектр красивых планшетов по разумной цене, но при этом устройства получают особенности, привлекающие внимание покупателей. Заметим, что это справедливо даже в случае, когда «основная особенность — отсутствие особенностей».

Например, в конце мая вендор предложил новые планшеты MediaPad T3, серия которых включает в себя устройства с тремя наиболее востребованными диагоналями экранов: 9,6 (на фото), 8 и 7 дюймов. Устройства построен на четырехъядерных процессорах, получили оптимальное для своего категории HD-разрешение, работают под управлением свежего Android с фирменным интерфейсом EMUI, поддерживают Wi-Fi и ресурсы сотовой сети для передачи данных, помещены в гламурные корпуса из анодированного алюминия и т.д. Рекомендованные розничные цены на новинки вполне щадящие: старшая модель — 12999 руб., средняя чуть дешевле — 11990, а вот младшая совсем бюджетная — 5190 руб. Причина подчеркнутой бюджетности последней модификации — использование не самого последней версии Android (6.0, а у старших — 7.0) и EMUI (5.1 против 4.1, соответственно), а также разрешение экрана меньше привычного HD (1024×600 точек против 1280×800).

Как видно, большинство пользователей найдет устройство по деньгам, совсем нетребовательных вполне устроит вполне симпатичная младшая модель (корпус у нее тоже из нарядного анодированного алюминия), для более продвинутых есть средняя и старшая, в которых уже реализованы такие продвинутые решения, как разделение экрана на два окна, шифрование файлов (в том числе, и на microSD-карте) и т.д. Заметим, что для очень требовательных пользователей, которые привыкли «довольствоваться лучшим», Huawei предлагает планшеты с параметрами получше — хотя они, конечно, и подороже. Просто обновление этих линеек китайский вендор произведет несколько позже.

Что это значит для ритейла

Рынок планшетов, конечно, уменьшается уже не первый квартал, но он остается огромным в натуральном выражении. По данным IDC, за первый квартал этого года в мире было реализовано 36,2 млн. традиционных «таблеток». Конечно, рынок смартфонов на порядок больше — за первый квартал этих устройств было реализовано 347,4 млн., по данным IDC — но, как видно, «хоронить» сегмент планшетов никак не следует.

Как и в других на рынках, в сегменте идет консолидация продаж у лидеров. Напомним, что при среднем для сегмента падением продаж 8,5% в натуральном выражении, у вендоров, не попавших в первую пятерку, этот показатель оказался 14,7%, в то время как почти все компании из «Тор five» падали медленнее рынка. Поэтому ритейлу есть смысл сосредоточить усилия на продвижении продуктов от вендоров-лидеров, что означает в данном случае фокусировку на продажах Apple, Samsung и, конечно же, Huawei.

Заметим, что продукция всех трех брендов, конечно же, узнаваема и — что также важно для локального ритейла — прекрасно представлена в российском канале. А узнаваемость мобильных решений Huawei сейчас будет расти — вендор вышел на рынок ноутбуков, о чем недавно CRN/RE писал.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE