17 апреля 2018 г.

Марина Домокурова

Цифровая трансформация — уже не новое понятие. В последние годы наблюдается быстрая эволюция бизнес-технологий: от Интернета вещей (IoT) и блокчейна до чат-ботов, машинного обучения и виртуальной реальности.

Эта тема привлекает невероятное количество внимания, и тем неожиданнее результаты недавнего глобального опроса ИТ-специалистов: всего 8 % компаний считают, что в полной мере перешли на современные цифровые технологии, а 23 % находятся только на начальном этапе цифровой трансформации своей деятельности.

Все понимают: чтобы выжить, компании должны меняться. Наблюдаемое промедление означает, что 2018-й станет еще одним годом цифровой трансформации, так как компании будут внедрять новые технологии и учиться использовать их наряду с привычными способами работы.

Canon представляет 3 прогноза в отношении цифровых преобразований на ближайший год.

Блокчейн выведет процесс цифровой трансформации на новый уровень.

Блокчейн, первоначально созданный для поддержки операций с криптовалютой, в последние годы оказывает значительное влияние на индустрию финансовых услуг. Вообще же за десять лет существования он проник в самые разные отрасли, от космических полетов до систем голосования.

В принципе блокчейн представляет собой распределенную в глобальной сети базу данных о транзакциях, хотя многие до сих пор ошибочно связывают его только с биткойном. В 2018 году блокчейн станет гораздо доступнее как для компаний, так и для потребителей.

Смарт-контракты, электронные платежные системы и более совершенные облачные хранилища — лишь некоторые из возможностей, которые эта технология может предложить бизнесу. Блокчейн можно использовать для P2P-страхования, при котором централизованная регистрация данных отсутствует, зато каждый участник хранит сведения обо всех произведенных транзакциях. Именно такая система обеспечивает операции с биткойном без централизованного органа. Благодаря этому уменьшается стоимость страховки, ускоряется проверка и обработка страховых требований, а страховые компании могут создавать более специализированные продукты с учетом потребностей клиентов.

Блокчейн выглядит самым многообещающим решением для тех отраслей, в которых процесс перехода на цифровые технологии тормозится из-за сложности защиты данных. Например, в здравоохранении блокчейн поможет защитить истории болезней пациентов и ускорить процесс полного перехода на электронную документацию.

В промышленном производстве эта технология может способствовать ускорению цифровой трансформации путем повышения прозрачности на всех уровнях цепочки поставок. Блокчейн позволяет записывать каждую транзакцию. Это снижает риск мошенничества и ошибок из-за человеческого фактора и позволяет отслеживать любые данные в любой цепочке поставок.

Даже офис будущего может существенно выиграть благодаря блокчейну. С развитием Интернета вещей все больше офисного оборудования подключается к платформам, которые мгновенное получают данные о характеристиках устройства, стоимости его обслуживания, исправности и статусе. В будущем поддерживающие блокчейн смарт-контракты и децентрализованная сеть станут важными средствами обеспечения безопасности Интернета вещей: благодаря им риск централизованного взлома снизится за счет распределения защиты между сотнями серверов в разных точках мира.

Этот же принцип обеспечивает постоянную подключенность к системе, так как сбой на одном участке не влияет на остальные. Благодаря блокчейну устройства IoT как в офисе, так и за его пределами будут всегда доступны и готовы к работе.

Цифровая стратегия станет основой коммерческой деятельности.

Переход блокчейна, искусственного интеллекта и инфраструктуры больших данных в зрелую стадию заставит предприятия внедрять новые формы партнерства и методы работы, создавать новые способы взаимодействия с клиентом и трансформировать обязанности сотрудников. Технологии продолжают в корне менять бизнес, и цифровая трансформация полностью преобразит функции ИТ-специалистов на всех уровнях.

В этом году мы увидим, что в условиях постоянного роста конкуренции компании все чаще будут ориентироваться в своей деятельности в первую очередь на цифровые технологии. При этом успех ждет тех, кто будет действовать в соответствии с четкой цифровой стратегией — особенно учитывая, что благодаря технологическим инновациям многочисленные стартапы смогут предлагать традиционные услуги по более низкой цене и в более привлекательной для современного потребителя форме.

Это, несомненно, хорошо. Компаниям, активно внедряющим в свой бизнес цифровые технологии, теперь будет легче проявлять гибкость, столь необходимую для успеха. Согласно опросу руководителей, проведенному недавно компанией Gartner, 56 % сотрудников, принимающих решения в бизнесе, говорят, что ориентация в первую очередь на цифровые технологии и их совершенствование уже помогли увеличить прибыль.

Данные станут главной стратегической опорой трансформации.

В целом стратегии, основанные на данных, имеют огромный нераскрытый потенциал влияния на компании. Опрос 2018 года о положении ИТ-директоров выявил, что менее 30 % организаций опираются на измеримые данные в таких областях, как идентификация новых рыночных возможностей (28 %), оптимизация цепочки поставок и каналов распределения (26 %) и поддержка взаимодействия с клиентами по нескольким или всем каналам связи (24 %).

В этом году руководителям компаний предстоит убедиться, что желаемых результатов в цифровой трансформации можно достичь путем изменений в масштабе всей организации, а не только в одной функциональной области. Это означает более эффективное управление данными и понимание того, что качественные данные всегда являются ключевым дифференцирующим фактором при переходе на цифровые технологии.

Успешная цифровая трансформация на основе данных в равной мере зависит от продуманной стратегии и эффективного исполнения. И то, и другое требует большой работы, однако с появлением технологий наподобие искусственного интеллекта и при правильной реализации культурных изменений ИТ-директора могут успешно провести свои организации по этому пути.

Путь цифровой трансформации может быть непростым, но компании, которые хотят сохранять конкурентоспособность в быстро меняющемся мире бизнеса, должны его пройти. Хотя сопротивление новому в какой-то мере всегда присутствует, устоявшиеся методы работы уже не могут оправдать отставание, тогда как новые цифровые решения позволяют соревноваться с более молодыми и гибкими конкурентами. Успешно проведенная цифровая трансформация может дать исключительные преимущества, включая новые источники дохода, рост производительности и конкурентоспособности.

Источник: Марина Домокурова, руководитель отдела маркетинговых и корпоративных коммуникаций Canon Россия