23 мая 2018 г.

Продвижение премиальных комплектующих — намечающийся на российском рынке новый тренд, представляющий определенный интерес для ИТ-розницы. В данном случае понятие «премиальные» следует рассматривать как «высокопроизводительные & дизайнерские», то есть обладающие как достойными техническими характеристиками и современными функциональными возможностями, так и необычной формой, настраиваемой подсветкой, нестандартным окрасом, модерновой геометрией и т.д. Сегмент относительно новый, но акцент вендоров на него становится все более выразительным.

Системы, собранные из таких комплектующих, предназначены для «компьютерных энтузиастов» разного типа — геймеров, оверклокеров, техноэстетов и т.д. Очевидно, что такие решения не являются массовыми, и крупными сериями их не выпускают, поэтому соответствующие комплектующие покупают для «самосбора» или для сборки компьютеров под заказ. Такие системы обычно собирают в том же городе, где живет покупатель, то есть мы имеем интересный пример локальной сборки, который иногда по старинке называют «красной отверткой». Если помните, в девяностых сборку систем в Европе и Америки называли «белой отверткой», в Азии — «желтой», в РФ — «красной». Чтобы понять, почему эта вариация «красной отвертки» актуальна для ритейла, надо рассмотреть рыночные реалии.

Кто покупатели?

Конечно, продажи премиальных комплектующих — направление нишевое. По сути, компьютеры, собираемые из таких комплектующих, попадают в сегмент геймерских систем, но по понятной причине занимают малую его часть. В этом сегменте опережающими темпами растет популярность игровых ноутбуков, для которых все эти сияющие премиальные вентиляторы и светодиодные ленты по понятным причинам не подходят. Геймерские десктопы, напомним, тоже присутствуют на рынке в виде готовых решений, причем крупнейшие вендоры делают их как в обычных корпусах, так и в дизайнерских, предлагая как версии в более-менее традиционных форм-факторах (например, Acer Orion в линейке Predator), так и совсем модерновые решения (например, Asus ROG моделей GR8 II и GR20 CI). Соответственно, самодельные решения актуальны для малого процента геймеров, которым недостаточно оригинальных серийных моделей.

Рассматриваемые нами компьютеры вполне могут попадать и в другие ниши, например, для требовательных профессиональных пользователей или «интерьерных» систем. Конечно, «самосбор» никак не может заменить рабочие станции. Для настоящей workstation требуется совершенно иной подход к выбору основных компонент компьютера и уровень их согласования, а также драйверы и дополнительное ПО, чтобы получить полную совместимость с профессиональными пакетами прикладных программ.

Но в ряде случаев пользователю нужен просто мощный компьютер с качественной системой охлаждения. Поэтому многие — например, дизайнеры, художники, архитекторы и т.д. — предпочтут систему, которую конфигурировали по их предпочтениям и поместили в красивый современный корпус с разными модными штучками.

Другой нишей, как мы уже отмечали, будут «интерьерные» системы, от которых пользователь кроме производительности требует броского и необычного внешнего вида, чтобы десктоп поражал воображение и подчеркивал индивидуальность владельца. Правда, эти машины все равно будут как рабочими, так и геймерскими — сложно найти пользователя систем такого уровня, который совсем не играл бы в компьютерные игры. Как видно, с точки зрения канала такие пользователи практически неотличимы от геймеров.

Сегмент «компьютерных энтузиастов» — от геймеров до техноэстетов — довольно узкий и сложный, но интересный.

В чем интерес продавцов?

Интерес продавцов тут ровно тот же, что и при продаже традиционных геймерских систем, подмножеством которых являются решения «для требовательных»: цены больше, чем в среднем по сегменту, соответственно, выше маржинальность. Также отметим более быстрый цикл обновления, благодаря чему покупатель возвращается к вам не через пять лет, а через три или даже через два года.

Правда, в нашем случае и сегмент заметно уже, чем геймерский, и продажи далеко не всегда прямые. Но хотя людей, интересующихся таким «самосбором», малый процент, в абсолютных цифрах это десятки и сотни тысяч покупателей. Покупатели таких комплектующий далеко не всегда «самоделкины», самостоятельно собирающие, конфигурирующие и апгрейдящие ПК. Это и частные предприниматели, и небольшие команды, которые могут собирать из премиальных комплектующих штучные решения на заказ. В любом случае эти комплектующие будут покупать в розницу — слишком малые объемы для полноценных дилерских контрактов.

Рассматриваемая целевая аудитория вполне может заказывать всякую экзотику в «алиэкспрессах», однако сроки поставки оттуда довольно долгие, доступность товаров может внезапно меняться, а качество бывает непредсказуемым. Поэтому классический канал для таких товаров оказывается предпочтительней. Заметим, что для обслуживания таких покупателей российскому каналу вовсе не обязательно разыскивать мелких производителей из Поднебесной и заключать с ними договора, интересующие нас премиальные комплектующие есть и у крупных вендоров.

Этой весной для данного сегмента было представлено довольно много интересных продуктов, причем весьма крупными фирмами, которые в канале, бесспорно, хорошо известны. Например, CRN/RE писал об активности ADATA, продвигающей относительно новый бренд XPG, направленный на интересующий нас сегмент. Но активность проявляют и другие вендоры.

Asus и AMD: тандем для требовательных

AMD, в прошлом году вернувшаяся на рынок процессоров для десктопов, в 2018 г. объявила о выходе второго поколения Ryzen, своих «камней» для этого сегмента. Компания позиционирует эти процессоры, как и прошлогодние, в первую очередь, как CPU для требовательных — от геймеров до пользователей рабочих станций — которым нужна высокая производительность, многопоточность и возможности для оверклокинга. Как видно, это и рассматриваемая нами аудитория, в том числе.

Asus выпускает целое семейство материнских плат на базе чипсетов X470. Как подчеркнул Константин Ворон, инженер по внедрению продукции AMD в России и СНГ, новые платы позволяют наиболее полно раскрыть потенциал новых Ryzen процессоров и обладает обратной совместимостью с процессорами прошлого года. В настоящий момент Asus предлагает шесть моделей «материнок». На данном чипсете X470 построены четыре «материнки» в топовой игровой серии Republic of Gamers — это ROG Crosshair VII Hero (на фото — внизу слева) / Wi-Fi Edition, ROG Strix X470-F Gaming и ROG Strix X470-I Gaming, — а также две платы в других сериях Prime X470-PRO и TUF X470-PLUS Gaming. Что особенно хорошо для тяжелых пользователей, нагружающих системы долгоиграющими задачами с высокой вычислительной нагрузкой, а также для оверклокеров, новые материнские платы могут работать с охлаждением как с воздушными, так и жидкостным.

Важно, что новые платы поддерживают автоматические настройки оверклокинга, а также позволяют выполнять ручную «тонкую настойку» параметров этого процесса через графический интерфейс UEFI. Есть и другие приятные аппаратные и программные особенности — например, утилита для автоматического обновления прошивок — особенно приятные для продвинутого пользователя, возможность подключения внешних элементов LED-декора, расширенная работа с системами охлаждения и т.д. Мы же отметим тонкие возможности управления подсветкой в платах геймерских серий — можно не только управлять свечением, но и отключать светодиоды, например, только в светящемся названии компании на материнской плате.

Gigabyte и Intel: новые платы для гейминга и не только

Весной Gigabyte представил новые материнские платы в серии Aorus — Z370 Gaming: 3, 3K, 5, 7, Wi-Fi и Ultra (на фото — справа вверху). Напомним, что этот саб-бренд Gigabyte использует для компонент и разнообразной периферии, ориентированных на геймеров, то есть это прямой конкурент саб-бренда ROG у Asus. Подход Gigabyte практически тот же, что и рассмотренный выше у тандема Asus/AMD — компания берет чипсет под новейшие процессоры и создает на его основе материнские платы, способные раскрыть потенциал новых «камней», а также предоставляющая пользователю дополнительные «фишки».

Заметим, что все сказанное актуально для продвинутого и требовательного пользователя. Константин Яковлев, технический директор российского представительства Gigabyte, отметил, что новые платы интересны гибридными цифровыми схемами питания, получили интеллектуальное управление вентиляторами охлаждения, гибридные разъемы для подключения жидкостной системы охлаждения, двойную тепловую защиту для накопителей стандарта М.2 и полную поддержку Intel Optane, новые беспроводные адаптеры Intel 802.11ac Wave 2, обеспечивающие передачу данных со скоростями до 1,73 Гбит/c, поддержку Bluetooth 3.0 и т.д.

Построенные на этих платах машины подойдут как для гейминга, так и для других задач, требующих тяжелых вычислений — новейшие процессоры Intel в сочетании с поддержкой технологии Optane практически не оставляют «узких мест», способных снизить производительность машин на реальных задачах.

Thermaltake: «юбилейный» корпус

Компания Thermaltake, уже двадцать лет специализирующаяся на премиальных компонентах, к своему юбилею представила в России новый корпус — Level 20 — в названии которого указан текущий возраст компании. Новый Level 20 создан компанией самостоятельно и выглядит весьма стильно.

Level 20 интересен модульной конструкцией — от состоит из трех отсеков, что позволяет оптимизировать вентиляцию и, по заявлению производителя, позволяет удобней располагать компоненты, вариативно распоряжаясь внутренним пространством корпуса. Отсеки предназначены для блока питания (до 220 мм в длину), для материнской платы (до E-ATX включительно) и карт расширения (дискретные графические ускорители могут быть до 310 мм в длину) и, наконец, под накопители (до шести штук) и/или под радиатор системы жидкостного охлаждения с расширительным резервуаром и помпой. Корпус идет в комплекте с тремя вентиляторами Riing Plus 14 RGB, имеющими многоцветную подсветку, и двумя светодиодными лентами Lumi Plus. Разумеется, можно устанавливать дополнительные кулеры и элементы подсветки, которые будут хорошо видны — основные отсеки получили прозрачные дверки из тонированного закаленного стекла толщиной 4 мм.

Thermaltake поставляет разные модели корпусов, ориентированных на ту же нишу, что и Level 20, а также другие премиальные комплектующие — блоки питания, вентиляторы, светодиодные ленты, системы жидкостного охлаждения и т.д. Иван Ли, директор российского представительства Thermaltake, отмечает, что в ближайших планах компании расширить ассортимент, прежде всего, добавив в номенклатуру геймерские мыши, игровые клавиатуры, наушники-гарнитуры, также ориентированные на геймеров, и другие аналогичные товарные позиции.

MSI: «Илья Муромец» и «белая motherboard»

Компания MSI предложила рынку материнскую плату B360 Gaming Arctic. Наличие в наименовании «арктического суффикса» указывает на цвет платы — она окрашена в белый цвет, чем выразительно отличается от конкурентов. При установке платы в традиционный закрытый корпус цвет, разумеется, значения не имеет, но этот продукт ориентирован на размещение в корпусах с прозрачными окнами. По замыслу маркетологов компании, MSI B360 Gaming Arctic, помещенная в корпус, за пределами прозрачных «окон» окрашенный в белый цвет, будет выглядеть красиво, необычно и броско. Заметим, что в корпусе любого цвета белая поверхность этой платы будет лучше отражать внутреннюю подсветку компонент, в результате чего вся система будет смотреться красивей, чем собранная на плате-конкуренте.

Вендор экспериментирует с «материнками» линейки B360 весьма активно. Дмитрий Лукин, технический директор российского офиса MSI, представил региональный продукт — материнскую плату B360M Mortar, получившую собственное имя «Илья Муромец» (на фото — слева вверху). От обычной платы этот продукт отличается фирменной упаковкой — теперь на ней крупное изображение былинного героя, созданным московским художником Андреем Кузинским — и комплектацией ковриком для мышки, на поверхности которого картина повторена. Конструктивно эта «материнка» не отличается от штатной B360M Mortar, только в двух местах корпуса несет иную гравировку, однако, надпись «Илья Муромец» и изображение прямого меча на функциональные возможности чипсета и самой платы, разумеется, не влияют.

Промежуточные итоги

В рассматриваемом сегменте были и другие события, перечисленные — наиболее крупные и показательные. Развитие идет быстро, новинки появляются интересные, причем многие из них успешно сочетают продвинутые основные характеристики с дизайнерскими изысками. Вендоры активно осваивают данный сегмент, ритейлу остается лишь следовать сформированному и развивающемуся тренду.

В натуральном выражении продажи будут небольшими, товары не массовые. Однако комплектующие расходятся в количествах, которые уже интересны каналу, а также находятся в ценовом диапазоне «выше среднего», чем для ритейла особо актуальны. По причине относительной редкости — не в каждом магазине представлены материнские платы и дизайнерские корпуса — ими можно торговать с повышенной маржинальностью.

Заметим, что для ритейла данное направление интересно также возможностью предложить требовательным пользователям и разнообразную специализированную периферию — игровые или рассчитанные на активную работу мыши, клавиатуры (как геймерские с подсветкой, так и профессиональные с улучшенной эргономикой), гарнитуры и прочее товарные позиции, включая даже коврики. Эта периферия довольно дорогая, поэтому ритейлу стоит воспользоваться шансом заодно продвинуть и ее.

Сегмент становится все интересней

Продажи в рассмотренном сегменте, скорее всего, будут расти. Российский рынок ПК начал рост, что отрадно отличает его от рынка мирового.

Напомним, что на глобальном рынке спад продолжается 14 кварталов подряд — со второй четверти 2012 года. В первом квартале текущего года глобальный спад был небольшим, но все же заметным — 1,4% в натуральном выражении квартал к кварталу, по данным Garthner. По данным IDC за первый квартал, мировой рынок стоит на месте, хотя компания все же ожидала 1,5% спад в годовом исчислении.

На российском рынке ситуация обратная, что отрадно. За прошлый год количество проданных компьютеров в натуральном выражении увеличилось на 9,2%. Причем положительная динамика нарастала — последний квартал года показал прирост в 24,3%! Важно, что продажи ноутбуков росли медленнее рынка — при общем росте на 9,2% мобильные компьютеры показали только 3,9% — основной рост продаж приходился на десктопы.

Какова динамика рассматриваемого нами сегмента — десктопных систем в премиальных корпусах как готовых от крупных вендоров, так и конфигурируемых по желанию заказчика или самосборных — сказать сложно, они могут расти как быстрей, так и медленней российского рынка в целом. Но известно, что, по словам Натальи Виноградовой, старшего аналитика IDC Россия, продолжает расти интерес покупателей к игровым моделям и ноутбукам премиального сегмента. Поэтому можно предположить, что продажи в канале премиальных комплектующих растут и будут расти дальше.

Источник: crn.ru