28 сентября 2018 г.

Microsoft, Redis Business Сlass и PwC представили 25-го сентября в Москве «Ритейл-барометр» — совместное исследование отечественной розницы в свете цифровой трансформации. Темами исследования стали настоящее и будущее ритейла, влияние на него передовых технологий, невиданные прежде вызовы и возникающие в ответ на них новаторские бизнес-модели.

Покупатели затягивают пояса

Новые технологии преобразуют все отрасли экономики, и розничная торговля — не исключение. В России темпы цифровой трансформации ритейла несколько сдерживает не самая благоприятная экономическая ситуация, — но именно сдерживает, а не отменяет вовсе. С каждым днём становится всё очевиднее, что бизнес, который не сможет изыскать возможности для преобразования под цифровые реалии, рано или поздно вынужден будет уступить своё место на рынке более расторопным и не страшащимся перемен конкурентам.

«Ритейл-барометр» провели аналитические компании Redis Business Class и PwC при технологической поддержке Microsoft, опросив около сотни топ-менеджеров и руководителей наиболее значимых розничных торговых компаний страны во всех сферах, от продуктов питания и автозапчастей до медицинских и детских товаров.

Как выяснилось, 41% опрошенных ритейлеров уже преобразуют свой бизнес под воздействием новейших технологий, а еще 16% планируют приступить к цифровой трансформации в ближайший год. Происходит это, разумеется, не от абстрактной любви к технологиям или стремления во что бы то ни стало инвестировать в инновации, а вследствие объективных экономических причин.

В первой половине 2018 г. экономика России продолжала демонстрировать не самую впечатляющую динамику. Скажем, в апреле текущая инфляция по официальной оценке составила 1,2% относительно предшествующего месяца, а в июне — 2,1%. В то же время наблюдаемая, то есть рассчитанная на основе оценок реальных потребителей, инфляция за те же месяцы вышла на уровень 8,3 и 10,6% соответственно (данные ФОМ).

Отечественный потребитель всё более скептически оценивает собственные финансовые возможности — и корректирует покупательское поведение, не рассчитывая, что в обозримой перспективе сумеет зарабатывать больше. По опросам ФОМ и PwC, в мае текущего года 27% респондентов отмечали, что переключаются на приобретение более дешёвых товаров, а 21% — что сокращают объёмы покупок. В июне эти же показатели достигли 35 и 27% соответственно. За последние полгода средний чек по российской рознице сократился на 4,6%.

Подобные тенденции не могут не отражаться на ритейле: опрошенные аналитиками бизнесмены признали, что по итогам 2018 г. им придётся столкнуться с ещё более серьёзными проблемами, чем в 2017-м. В исследовании приводятся такие обезличенные высказывания топ-менеджеров: «Происходит обычный для конкурентных условий рост сильных игроков за счет слабых компаний, не адаптирующихся к новым условиям»; «Покупательская способность не позволяет увеличить цену на товар, соответственно, снизится операционная прибыль. Нужно будет снова искать резервы для сокращения расходов».

Без трансформации никуда

Какие же факторы роста видят российские ритейлеры для развития бизнеса в этой непростой ситуации — которая, судя по их же собственным ощущениям, ещё долгое время продолжит таковой оставаться? В первую по значимости тройку рецептов развития вошли, по замерам «Ритейл-барометра», взаимодействие с поставщиками и партнёрами, вовлечение потребителей, а также автоматизация бизнеса и развитие ИТ.

Как становится всё более очевидно игрокам рынка, первые два фактора роста сами по себе настоятельно требуют цифровой трансформации, поскольку традиционный ресурс их развития практически исчерпан. С этим, правда, у отечественного бизнеса пока не всё обстоит гладко. Так, электронная коммерция, как показал «Ритейл-барометр», эффективно работает только у 18% респондентов. Ещё 36% продолжают развивать его, невзирая на трудности, 39% попробовали этот подход, но не сочли его эффективным, а ещё 6% даже не брались за внедрение e-commerce.

Опыт ритейлеров

Представление совместного исследования Microsoft, Redis Business Сlass и PwC проходило в формате круглого стола. Вслед за основными докладчиками выступили эксперт аналитической компании Nielsen, а также представители ритейлеров, уже полным ходом испытывающих цифровую трансформацию: Wildberries (от чисто онлайнового бизнеса) и X5 Retail Group (одна из наиболее успешных федеральных метасетей).

На рынке продаж через Интернет конкуренция только растёт, и удержать клиента лишь широтой и качеством ассортимента становится уже непросто, — об этом рассказал Андрей Ревяшко, ИТ-директор Wildberries. По его словам, рост числа товарных предложений после некоторого рубежа перестаёт привлекать потребителя: напротив, начинает мешать клиентам совершать осмысленный выбор и делать покупки: «В нашей компании мы применяем машинное обучение, например, при поиске товарных позиций, выдаче рекомендаций для заказа. Безусловно, мы не могли обойти стороной и 3D-технологии, которые помогут нашим клиентам подобрать себе комфортную обувь без примерки».

Ключевым фактором успешного развития современного бизнеса Виталий Порубов, руководитель направления стратегии и инноваций в ИТ X5 Retail Group, считает его способность к быстрым изменениям: «В современных реалиях скорость возможных изменений в бизнесе зачастую определяется готовностью ИТ их поддержать. Это определяет необходимость развития в ИТ практик поиска новых технологических возможностей для развития бизнеса, их быстрого апробирования и внедрения».

Выводы

Выводы, которые позволяет сделать «Ритейл-барометр», довольно прозрачны: розничному бизнесу не следует воспринимать актуальную ситуацию на рынке как некий временный кризис, который удастся так или иначе переждать, цепляясь за старые методы. Это новая реальность, и факторами успеха в ней становятся уже не столько быстрая экспансия и гарантированное качество продукта, сколько глубокое понимание потребителя, оптимизация затрат и способность выстроить гибкую операционную модель.

Поскольку приоритетом розничных продаж становится соответствие потребностям и ожиданиям покупателей — более того, каждого покупателя в отдельности, — цифровая трансформация для сколько-нибудь успешного развития ритейла попросту неизбежна. Требуется пересмотр самой модели ведения бизнеса в сторону высокомаржинальных услуг: переход от продажи товара (перемещения коробок со склада на полку) к комплексному сервису.

По завершении круглого стола Microsoft представила собравшимся на stoREvolution журналистам выставку инновационных технологических решений Retail Innovation Alley, цель которой — помочь партнёрам и заказчикам компании на практике оценить возможность применения индустриальных технологических инструментов. Среди отобранных для выставки проектов можно выделить Sarafan.AI, решение для распознавания и поиска одежды по фотографиям, и интеллектуальную платформу цифрового маркетинга Synerise.

Источник: Максим Белоус, crn.ru