10 октября 2018 г.

Носимые на запястье гаджеты — умные часы, фитнес-браслеты — неплохо расходятся в розницу. Помимо очевидных персональных приложений у них, однако, есть и весомая корпоративная ценность — в чём год от года убеждается всё больше представителей линейного наёмного персонала в крупных западных компаниях.

По оценке IDC, за второй квартал текущего года глобально было продано 27,9 млн носимых персональных устройств на общую сумму 4,8 млрд долл. США — соответственно на 5,5 и 8,3% больше, чем за тот же период годом ранее. Аналитики связывают впечатляющий рост этого сравнительно узкого сегмента прежде всего с увеличением спроса на статусные дорогие модели умных часов.

В то же время, простейшие фитнес-трекеры (пластиковый браслет, несколько важнейших датчиков, монохромный и часто несенсорный дисплей) также демонстрируют отличную динамики на ряде рынков. Так, за представленный в отчёте период их продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию), Центральной и Восточной Европе и Латинской Америке поднялись на целых 14% в количественном выражении.

Однако только ли растущая забота рядовых потребителей о здоровье тому причиной? В развивающихся странах, возможно, так оно и есть. Период первичного насыщения рынка фитнес-трекерами с базовой функциональностью, который Западная Европа и США прошли несколько лет назад, для этих регионов сейчас в самом разгаре. Но в развитых экономиках носимым гаджетам находится сегодня гораздо более прагматичное применение.

По мере совершенствования технологий даже фитнес-браслеты начального уровня, не говоря о более изощрённых умных часах, обзаводятся обширной функциональностью. Это уже не просто электронные шагомеры, не способные хорошенько отличить прыжки своего владельца на месте от подъёма по лестнице. Благодаря облачным технологиям и аналитике больших данных, а также датчикам нового поколения, носимые устройства с высокой точностью способны отождествлять различные виды физической активности, строить пространственные карты перемещений своих носителей, формулировать предписания по усилению/снижению физической нагрузки в зависимости от общего состояния организма и т. п.

Этими возможностями в полной мере начали пользоваться не только рядовые граждане, заботящиеся о своём здоровье, но и большие корпорации. Которые, и это вовсе не сюрприз, кровно заинтересованы в том, чтобы их наёмный персонал пребывал в отличной физической форме, а на рабочем месте от дела не отлынивал и трудился с наивысшей эффективностью.

Как свидетельствует недавний отчёт крупного американского аналитика страхового рынка, компании Kaiser Family Foundation, в 2018 г. доля работодателей, которые собирают данные о физическом состоянии своих сотрудников посредством фитнес-трекеров и соответствующих мобильных приложений, достигла в США 21%, — значительный прирост по сравнению с 14% годом ранее.

Никакого насильственного вторжения в частную жизнь подобный сбор данных не подразумевает, кстати. Трекеры и приложения выдаются сотрудникам как часть спонсируемой работодателем программы страхования здоровья и жизни, и каждый уже сам определяет для себя, соглашаться на предлагаемые условия и подписать контракт — или поискать работу в другом месте. Заинтересованы в столь плотном контроле в первую очередь как раз страховые компании: их доходы напрямую зависят от того, насколько хороши физическая форма и общее состояние здоровья застрахованных.

В некоторых случаях условия страхового контракта достаточно жёсткие — на манер тех, что приняты в обязательном автостраховании. Чтобы рассчитывать в полнй мере на выплаты в случае болезни, заключивший контракт сотрудник обязан проявлять определённую физическую активность (за чем как раз и следит фитнес-браслет). В том числе и вне работы: так, ряд контрактов предусматривает обязательные занятия в фитнес-центрах, подключённых к системе сбора данных данного страховщика и позволяющих собирать информацию с выданных страховой компанией браслетов напрямую через установленное в них оборудование, а не посредством смартфонного приложения.

В старые времена, как повествовал классик русской литературы, крепостные девушки, отправленные в барский малинник по ягоды, должны были не переставая петь — чтобы не оставалось возможности тайком положить ягодку-другую в рот, а не в корзинку. Новые технологии позволяют обходиться более мягкими методами: видеокамеры в торговом зале и в служебных помещениях следят за всеми действиями линейных сотрудников, а теперь вот и фитнес-трекеры побуждают их всегда оставаться в форме.

Неясно, когда тенденция к тотальному контролю за линейным персоналом доберётся до российского ритейла и как будет воспринята на нашей почве. Но что отечественные страховщики в стремлении повысить прибыльность бизнеса подхватят отработанные на западе практики, сомневаться не приходится. А значит, ИТ-ритейлеров и интеграторов, готовых предложить соответствующие решения на базе фитнес-трекеров, могут ждать весьма интересные (во всех смыслах) контракты.

Источник: Максим Белоус, crn.ru