2 ноября 2018 г.

Самая обыкновенная магазинная тележка может вскоре превратиться в весьма изощрённое средство мониторинга физиологических параметров — когда патент, заявку на который подала крупнейшая сеть американских супермаркетов Walmart, претворится в реальность. Впрочем, по-настоящему полезной тележка-диагност окажется не столько для покупателей, сколько для самого мегаритейлера.

Индустрия разнообразных биометрических датчиков сегодня процветает. По оценке Markets and Markets Research, рынок биометрических систем и приложений в интервале от 2018-го до 2023 г. будет расти со среднегодовым темпом около 20% — от 16,8 до 41,8 млрд долл. США в глобальном масштабе. В частности, для фитнес-браслетов и схожих с ними носимых устройств в изобилии доступны сенсоры сердечного ритма, температуры тела, интенсивности потоотделения и т. п. По большей части, такими детекторами оборудуется спортивный или медицинский инвентарь. Однако какие-то светлые головы в Walmart додумались поставить широко доступную биометрию на службу разом и Асклепию, и Мамоне.

Суть поданной сетью супермаркетов патентной заявки заключается в том, чтобы снабдить ручки магазинных тележек комплектом биометрических датчиков и модулем беспроводной связи. Информация о частоте и силе пульса катящего такую тележку покупателя, о температуре его ладоней, о силе охвата ручки, о скорости и местоположении самой тележки непрерывным потоком передаётся на расположенный в том же магазине сервер.

Но для чего торговой сети ввязываться в дополнительные расходы, делая тележки в своих магазинах умными? В самой заявке подчёркивается забота о здоровье и жизни покупателей. Мол, если в огромном многорядном торговом пространстве с человеком что-то случится, обрабатывающая данные на сервере программа поможет персоналу оперативно среагировать на нештатную ситуацию. Покупатель только-только готовится упасть в обморок — пульс его гаснет, ладони холодеют и всё слабее сжимают ручку тележки, шаги замедляются — а к нему от соседних стеллажей уже спешат предупреждённые умной системой сотрудники. Причём куда именно спешить, они знают точно, поскольку координаты вызывающей беспокойство тележки переданы им с сервера вместе с предупреждением.

Звучит настолько возвышенно-филантропически, что поневоле закрадываются сомнения: действительно ли Walmart готова инвестировать десятки, если не сотни миллионов долларов в обеспечение дополнительной безопасности некрепких здоровьем покупателей? Тем более. что ни о каких громких исках к торговой сети с претензиями в духе «человеку стало плохо, он упал где-то между дальними полками, и врачебная помощь пришла несвоевременно» пока не было слышно.

Скорее, тележка-диагност представляет собой элемент системы биометрического маркетинга (biometric narketing). Это бурно развивающееся направление цифровизации ритейла призвано помочь продавцу лучше понять своего покупателя и в наиболее полной мере удовлетворить его запросы, пусть даже явно им самим не осознаваемые. Датчики пульса, влажности ладоней и т. п. превращают устройство, на котором они смонтированы, в детектор — не лжи, нет! — истины. Точнее даже, подспудных желаний. А ведь практически вся современная торговля строится на выявлении и удовлетворении как раз мимолётных, часто противоречивых желаний, а не насущных необходимостей.

Вернёмся к грядущей тележке-диагносту Walmart. Вот толкающий её покупатель проходит мимо стойки, на которой лежат шоколадные батончики: такие вкусные, такие притягательные, но такие сомнительные с точки зрения здорового питания. Человек замедляет шаг, окидывает взглядом полки, рот его наполняется слюной, пульс учащается... но затем он вспоминает, что говорили ему на прошлой неделе его фитнес-тренер и диетолог. Вздыхает, сжимает покрепче ручку тележки — и твёрдым шагом направляется в сторону холодильных стендов с пророщенным овсом, сельдереем и семенами чиа.

Именно в этот момент сервер системы биометрического маркетинга, на который поступает информация от всех магазинных тележек, фиксирует ситуацию «клиент был почти готов. но уходит». И сразу же формирует чётко персонализированное предложение для этого покупателя: отправляет на его смартфон (к которому привязана скидочная карта) push-уведомление с предложением разовой пятнадцатипроцентной, скажем, скидки именно на те шоколадные батончики, мимо которых он только что прошёл. Причём для получения скидки не потребуется ничего физически предъявлять: при расчёте она будет учтена автоматически на основе информации, переданной на кассу сервером биометрического маркетинга. Кто-то наверняка сможет устоять перед подобным искушением. Но не все, далеко не все.

Описанная ситуация — ни в коей мере не фантастика: абсолютно все упомянутые компоненты уже прямо сейчас доступны на рынке. Дело разве что за интеграцией биометрических датчиков в тележные ручки и за написанием алгоритма (тут даже можно обойтись без искусственного интеллекта с машинным обучением) для серверной части системы. Спрос на готовые решения для биометрического маркетинга в обозримой перспективе ожидается немалый. И значит, те системные интеграторы, которые первыми возьмутся за разработки в этом направлении, сумеют снять с нового цифрового сегмента В2В-рынка наиболее жирные сливки.

Источник: Максим Белоус, crn.ru