13 февраля 2019 г.

Андрей Захаров

Если на вопрос «Что бизнес ожидает от ИТ в 2019 году?» попытаться ответить одним словом, то лучше всего подойдут варианты «революция» или «волшебство». ИТ-направление перестало быть сугубо инфраструктурной составляющей компании. От директора по ИТ требуют активной вовлеченности в поиск новых идей, в создание продуктов с добавленной стоимостью, в совершенствование основных бизнес-процессов через их цифровизацию. Одной из наиболее перспективных технологий стало использование гиперконвергентных ИТ-платформ. Рассказываем, что это такое и какие основные преимущества для компаний и организаций они предоставляют.

ИТ-директор: новые цели

Компании вступили в эпоху повышенных ожиданий бизнеса от ИТ. Любой, кто занимает сегодня позицию ИТ-директора (или Chief Information Officer, CIO), должен понимать это и соответствовать ожиданиям на практике.

В 2019 году перед ИТ-директорами во всех областях экономики стоит задача сделать так, чтобы подразделение ИТ в компании выполняло роль драйвера для ключевых бизнес-процессов. Цифровизация более не является отвлеченным концептом, перспективами которого можно заняться в свободное от решения насущных задач время.

Пять основных направлений, задающих вектор работы CIO в свете цифровизации:

  • реализация новых бизнес-моделей работы организации;
  • повышение производительности приложений;
  • оптимальное использование кадрового ресурса;
  • упрощение логики базовой ИТ-архитектуры;
  • сокращение совокупных затрат на обслуживание и эксплуатацию ИТ.

Гиперконвергенция: сложное название простой жизни

Одним из способов решения всех вышеперечисленных задач являются гиперконвергентные ИТ-платформы (hyper-converged infrastructure, HCI). В отличие от традиционных ИТ-систем, когда собирается конструктор из компонентов разных вендоров, HCI-решения поставляются в готовом, собранном виде и включают в себя серверы, СХД, сетевую инфраструктуру и платформу виртуализации.

Чаяния множества ИТ-специалистов оказались услышаны: HCI-решения являются готовой ИТ-средой для развертывания необходимых систем и приложений, где все компоненты полностью согласованы и не требуют долгоиграющей настройки и подгонки.

Арифметика простая: когда ИТ-специалистам не нужно думать о том, какой провод куда тянуть, когда отпадает необходимость в проверке листов совместимости версий софта и железа, а участков потенциального отказа компонентов становится значительно меньше, тогда появляется возможность подумать о реализации той самой цифровой революции, которую все от них так ждут.

Еще один аргумент в пользу растущей популярности HCI заключается в облегчении не только процессов настройки и запуска, но и управления ИТ-системами. Эта опция особенно актуальна для повышения производительности и масштабируемости корпоративных бизнес-приложений, баз данных и вычислительных ресурсов.

Рассмотрим возможности гиперконвергентных платформ применительно к каждой из актуальных задач для ИТ-директора.

Экономичное ИТ-решение

Одно из главных видимых преимуществ гиперконвергентных платформ мы можем проиллюстрировать кейсом из собственной практики. Клиент из сферы розничной торговли использовал СХД — хорошее, дорогое решение от известного вендора. На определенном этапе развития бизнеса понадобился апгрейд емкости системы — объем данных существенно вырос.

И здесь CIO компании ждал сюрприз. При покупке на этапе первичной инсталляции системы цена на диски была одна, но, когда потребовалось расширить массив, те же самые HDD стали стоить в 3 раза больше. Диски других производителей не подходили, а расширение требовалось здесь и сейчас. Как видим, при апгрейде на бизнес ложится дополнительная нагрузка в связи с резким ростом эксплуатационных затрат. Это и сами HDD, и программное обеспечение, которое обеспечивает их работу и лицензируется по приобретаемой емкости дисков.

Выход? Мы изучили структуру распределения ресурсов СХД по типам хранимой на ней информации и обнаружили следующее: 28% занимали «холодные данные», 41% — дисковые ресурсы виртуальных машин, 31% — «горячие данные» СУБД. По результатам анализа категорий данных было принято решение перенести часть ресурсов на новую платформу виртуализации, подключив к ней действующую систему.

Размещение данных на HCI оказалось экономичнее, чем апгрейд имеющейся СХД через закупку нужного объема жестких дисков. Такое перераспределение также снизило загруженность действующей системы. Общая выгода данного решения получилась порядка 30% с учетом того, что с HCI компания получает не только диски, а еще и серверные мощности.

Keep it simple

Традиционная архитектура — это классическая сложная система: нелинейная, с большим количеством соединений СХД и СПД, компонентами разных вендоров и всем комплексом проблем совместимости.

Настройка и эксплуатация таких систем в некоторых компаниях напоминает игру в «Сапёра». Например, при апгрейде даже одного участка ИТ-системы нужно проверять каждый компонент приобретаемого расширения на предмет совместимости, причем это нужно делать для каждой новой версии программного обеспечения. Это традиционная боль всех классических ИТ-архитектур.

HCI-решения изначально построены на принципе совместимости всех компонентов. Необходимость думать об этих вещах полностью исчезает. Оценить в количественных показателях экономию времени и средств за счет гарантированной совместимости компонентов HCI-платформ для бизнеса не просто, но на уровне оценки — выгода существенная.

Меньше, да лучше

Здесь опираемся на собственный опыт эксплуатации серверных платформ, размещенных в наших ЦОДах: производительность трех серверных шкафов с конвергентной платформой FlexPod, установленных в 2013 году, сегодня равна по производительности 0,5 шкафа с гиперконвергентной HyperFlex. То есть по мере эволюции платформы производительность в расчете на юнит выросла в 6 раз. HCI в сравнении с традиционным подходом обеспечивает огромный выигрыш места и электроэнергии.

Немаловажный плюс HCI заключается в возможности «горячей замены» элементов без остановки работы ИТ-систем. Аппаратный RAID массив заменен здесь на программно-определяемое хранилище (Software defined storage, SDS), что обеспечивает предсказуемую масштабируемость и надежность, за счет оптимизированных алгоритмов дедупликации и сжатия данных. Экономия пространства в нашем случае составила 39%.

Эффективные кадры

Когда HCI-платформа размещена в коммерческом ЦОД, весь комплекс работ по обслуживанию серверных систем компании ложится на плечи специалистов провайдера. Но даже если заказчик решает эксплуатировать HCI самостоятельно, то компонентов, консолей управления, сетевых и других элементов у гиперковергентной архитектуры в разы меньше; как следствие — штат специалистов для поддержки платформы понадобится менее объемный. Все управление системой укладывается в два дашборда вместо традиционных четырех или даже пяти консолей, таким образом вероятность сбоя или ошибки снижается как минимум в 2 раза.

В качестве иллюстрации хотим рассказать об одном нашем клиенте в России, где традиционная ИТ-система однажды дала сбой, потребовав модернизации аппаратной части. При восстановлении было принято решение произвести временную миграцию на HCI на период апгрейда основной системы. Однако за те 3 месяца пока шел подбор и заказ комплектующих, команда ИТ-специалистов зафиксировала резкое (в несколько раз) снижение статистики инцидентов, связанных с железом. В результате временно размещенные на HCI виртуальные сервера остались там на постоянной основе.

Время — больше, чем деньги

Максимальная наглядность: сроки проектирования ИТ-систем на базе HCI по сравнению с традиционными архитектурами снижаются с недель до дней, время на апгрейд сокращается с недель до нескольких часов. В условиях, когда самым важным ресурсом ИТ-директора стало время, это обстоятельство трудно переоценить.

Сегодня CIO доступен выбор из трёх вариантов стратегий для ответа на профессиональные вызовы и повышения их роли в развитии бизнеса.

Первый вариант: занять пассивную, выжидательную позицию. Сделать акцент на стабильности работы существующей ИТ-системы. В краткосрочной перспективе это сработает, но довольно быстро накопятся риски, а через 5-7 лет ИТ эволюционируют настолько, что компания отстанет от рынка и даже может по этой причине прекратить свое существование. ИТ-система перестанет соответствовать уровню стандартных запросов бизнеса.

Второй путь: осуществлять точечные улучшения существующей системы. Полумера и временное решение — темпы технического прогресса слишком высоки, чтобы оставаться на плаву путем «латания дыр» и «тушения пожаров». При таком подходе основное время уходит на создание условий, при которых ИТ-система не разваливается. Однако прогресса не происходит и ожидания бизнеса не удовлетворяются.

Третий вариант: планомерное качественное развитие. Тут не все просто: можно расширять штат, докупать компоненты, но в любом случае наступит предел. В текущих реалиях «железо» перестало играть роль инструмента, превращаясь в расходный материал. Только переосмысление роли ИТ в бизнесе в целом обеспечивает качественное развитие в будущем.

Технологии + человеческий капитал = долгосрочный успех

Доля «железа» в совокупных затратах на ИТ у многих компаний не превышает 20%. Дороже всего в ИТ-проектах стоят люди и созданный ими софт. И потому разумнее тратить время на разработку софтверных решений, которые двигают бизнес вперед. Банкам, ритейлу, логистам или строителям нет смысла наращивать свои компетенции, скажем, в СХД. Их основной бизнес сам по себе является сложнейшей областью, в этом свете HCI действительно является оптимальным решением для экономии времени и фокусировки компетенций компании на ключевых бизнес-процессах.

Наличие новых инструментов для работы — это всегда дополнительная мотивация для сотрудников, идет ли речь о «железе», сетевых или программных компонентах. Да, разбираться в старой инфраструктуре, доводить ее до совершенства — тоже интересный вызов, но сегодня такой труд больше напоминает работу археолога. Современные инфраструктурные решения, такие, как гиперконвергентные платформы, позволяют ИТ-специалистам выступать в роли полноценных строителей новых бизнес-моделей.

Новый подход к организации базового уровня ИТ-инфраструктуры позволяет мыслить на совершенно ином уровне, когда грань между ИТ- и бизнес-специалистами начинает исчезать. ИТ-директор сегодня перестает быть сотрудником, который должен поддерживать работу системы по сценарию «чтобы ничего не падало». Технологические решения позволяют максимально упростить базовый уровень ИТ, высвобождая ресурсы для работы по развитию бизнеса через его новые форматы и сервисы.

Источник: Андрей Захаров, директор Linxdataceneter по продуктам и инновациям