28 февраля 2019 г.

Никто не ожидал такой плотности событий, связанных с 5G, на Mobile World Congress-2019. Напомним, что ровно год назад, на MWC-2018 было объявлено о принятии индустриальных стандартов сетей «пятого поколения». Однако в течение года — что огромный срок по меркам телеком-отрасли — практически ничего не происходило. Точнее происходило ровно то же, что и раньше — вендоры разрабатывали оборудование, совместно с операторами создавали тестовые участки сетей, проводили R&D, испытывали решения «в полевых условиях» и т.д. Но рынка не было, происходили лишь отдельные прецеденты коммерческой эксплуатации в некоторых регионах и более ничего. Первый коммерческий звонок в сетях «пятого поколения» был совершен в Китае лишь в январе этого года, а первый видеозвонок — уже в феврале, причем в обоих случаях были задействованы смартфоны ZTE, другие вендоры не спешили с выпуском смартфонов.

Почему все внезапно?

Незадолго до открытия MWC-2019 прошло заявление корпорации Intel, что 5G-модемы компании в коммерческую эксплуатацию попадут только в 2020 году. Учитывая, что в сегменте «пятого поколения» только-только намечалась некоторая динамика за пределами полевых исследований и тестовых сетей о чем CRN/RE писал, все думали, что возможно Intel со своими процессорами в сегмент успеет, а присутствие крупного производителя, который по понятной причине будет активным на новом для себя рынке, позволит операторам внедрять сети «пятого поколения» быстрее и с меньшими затратами. Samsung в ходе анонса флагманских смартфонов Galaxy S10 о модификации с суффиксом «5G» говорил в будущем времени, обещая анонс этого продукта лишь летом. Поэтому было впечатление, что и в этот раз на мероприятии будут демонстрировать концепты и лишь говорить о «большом будущем» сетей нового стандарта, которое неизбежно настанет. Однако, реальность стала совершенно иной.

Модный хайп или коммерческая оправданность?

Переход на сети пятого поколения позволяет оптимальным образом использовать частотный ресурс, увеличивает канальную емкость покрытия, повышает доступные скорости и дает возможность обеспечить гарантированно малое время отклика. Первые два пункта важны для операторов, вторые два — для интеграторов.

Соединение в сети 5G к 2022 году в среднем будет генерировать трафик 22 Гб в месяц почти, по данным Cisco VNI Global Mobile Traffic Forecast. Это почти в 3 раза больше, чем 4G-соединение, через которое проходит в среднем 8 Гб за месяц. Хотя трафик дешевеет, но больше трафика — больше доходов у операторов. Как видно, этот механизм обеспечит выгоду новых сетей для операторов, не считая косвенной экономии за счет оптимизации использования частот и т.д.

Как видно, ответ на вопрос подзаголовка прост: «пятое поколение» экономически оправданно! Однако операторам нужно делать вложения в 5G-сети уже сейчас, причем как в создание покрытия, так и в обновление инфраструктуры, а отдачу они получат существенно позже — только после начала коммерческой эксплуатации сетей «пятого поколения», абонентов для которых во многом обеспечат интеграторы. Интеграторы заинтересованы в получении для своих решений «настоящего облачного мобильного интернета», как говорят представители Cisco, но инвестировать в эту инфраструктуру интеграторам не придется.

На выставке Cisco демонстрировала, например, как архитектуры IoT и 5G позволяют автопроизводителям сотрудничать с поставщиками услуг для предоставления новых монетизируемых услуг, которые могут быть связаны с техническим обслуживанием, R&D, продажами, и маркетингом на основе «больших данных» и т.д. По оценкам GSMA, исследования которой были опубликованы на MWC 2019, к 2025 году на 5G будет приходиться 15% глобальных мобильных подключений. Согласно прогнозам, внедрение 5G добавит в мировую экономику 2,2 трлн долл. в течение ближайших пяти лет. Как видно, «пятое поколение» оказывается лакомым куском, за который будут бороться разные компании. Оборудование для этого уже есть.

Что представили вендоры инфраструктурных решений?

Cisco в ходе MWC объявила о готовности инвестировать 5 млрд долл. в поддержку клиентов на переходе к сетям пятого поколения. Инвестирование будет произведено в течение 3 лет через программу Cisco Capital. Компания в ходе конгресса активно продвигала портфель сервисов Cisco 5G Now. По заявлению представителей компании, более 40 поставщиков услуг по всему миру уже приступили к тестированию и практическому развертыванию решений на базе этого оборудования. Очевидно, что инвестиции вполне способны катализировать уже идущие процессы и привлечь внимание других телеком-компаний к решениям данного вендора. Заметим, что вложения хотя значительны, по покроют только небольшую часть вложений — операторы мобильной связи во всем мире за текущий год инвестируют в расширение и модернизацию своих сетей около 160 млрд долл., по оценкам GSMA.

На стенде компании было представлено множество продуктов и технологий, как относящихся к «пятому поколению», так и созданных для других сетевых и телекоммуникационных решений. В частности, была проведена демонстрация возможностей Wi-Fi 6, который, напомним, позволяет как обеспечить пропускную способность в 3-4 раза выше, чем доступна предыдущим стандартам Wi-Fi, но и задержку менее миллисекунды, а также может поддерживать до 70 устройств в зоне покрытия (на 100 кв. м).

Qualcomm демонстрировал ряд решений с партнерами, а также прототипы второй версии модема для сетей «пятого поколения». X55 должен обеспечивать скорости до 7 Гбит/с (напомним, у X50 — до 4 Гбит/с), а также поддерживает 4G LTE Category 22 со скоростью скачивания до 2,5 Гбит/с. Представители компании подчеркнули, что X55 предназначен для флагманских смартфонов, мобильных точек доступа, ПК с постоянным подключением, ноутбуков, планшетов, устройств дополненной реальности, автомобильных систем и другого аналогичного оборудования.

Интересно, что вторая версия, пусть даже в виде прототипа, показана раньше, чем первая версия устройства стала коммерчески доступна! Предположительно, первые девайсы с X55 «на борту» можно ожидать ближе к концу 2019 года. Сейчас Х55 существует в виде инженерных образцов, с которыми уже работают партнеры Qualcomm. Интересно, что на MWC уже были показаны продукты с этим чипом!

Qualcomm также представила платформу для ноутбуков с поддержкой «пятого поколения»: в ней использован процессор Snapdragon 8cx для windows-компьютеров, представленный в конце прошлого года, и упомянутый модем X55. Представители компании уверяют, что это первая коммерческая 5G-платформа для создания ПК. Первый ноутбук на базе новой платформы должна представить компания Lenovo, но пока неизвестно, когда это случится.

Gemalto объявила о выпуске первой в отрасли SIM-карты, которая соответствует всем спецификациям для доступа к 5G-сети. По заявлению представителей компании, новая карта обеспечивает улучшенную конфиденциальность данных и бесперебойный глобальный роуминг 5G, а также является первой картой, в которой добавлена улучшенная защита от взлома. Карта станет доступна в стандартных форм-факторах и как eSIM уже в текущем полугодии.

Telna представила на MWC обновление своей платформы, обеспечивающее поддержку технологии eSIM. Платформа совместима со смартфонами iPhone XS/XS Max/XR, а также Google Pixel 3 и с любыми будущими смартфонами, поддерживающими технологию eSIM. По заявлению представителей Telna, для «замены» виртуальной sim-карты достаточно будет камерой мобильного устройства отсканировать QR-код. Также на стенде компании были представлены и другие продукты, например, портал для решений, использующих технологии «интернета вещей» и M2M-соединений, наличие которого сокращает как время развертывание, так и накладные расходы на управление, причем используемая сеть передачи данных может быть построена на разных стандартах, в том числе, и на «пятом поколении».

Что показали вендоры конечного оборудования?

Подключенные компьютеры на Конгрессе показаны не были. Зато вендоры продемонстрировали роутеры и встраиваемые решения.

Alcatel показал мобильный роутер на платформе MediaTek, в котором установлен модем Helio M70. Роутер при работе в сетях «пятого поколения», по заявлению производителя, способен обеспечить скорости до 4 Гбит/с, но может работать и в сетях предыдущих поколений. Представители TCL Communication, которой принадлежат марки Alcatel и BlackBerry, заявили, что компания сосредоточивает усилия на разработке планшетов, смартфонов и иных решений с поддержкой 5G. Возможно, что в этом году мы увидим как модели Alcatel, так и смартфоны BlackBerry с поддержки сотовых сетей нового стандарта.

Sierra Wireless демонстрировала первый в отрасли 5G-модуль в форм-факторе M.2, получивший название AirPrime. В таком позиционировании есть некоторое лукавство, ведь модуль использует модем Qualcomm Snapdragon X55, который, как отмечали выше, пока доступен только в форме инженерных прототипов. ЕПредставители Sierra Wireless утверждают, коммерческая версия модема AirPrime будет доступна в этом году, можно предположить, что раньше вполне могут выйти другие решения, так что на рынке первенство будет у другого вендора. Но такие решения обязательно появятся, причем в большом количестве, так как они востребованы производителями оборудования и системными интеграторами, которым нужно быстро развернуть 5G в составе мобильных, сетевых или IoT-платформ.

HTC не стала спешить с выводом на рынок смартфона с поддержкой 5G, но привезла на MWC роутер с поддержкой «пятого поколения» и возможностью мобильного использования. Модель, получившую название 5G Hub, вендор называет «первым в мире мобильным интеллектуальным концентратором». Новинка работает на платформе Andriod, что расширяет ее возможности: тут реализованы встроенные инструменты шифрования, есть корпоративный VPN, доступна. возможность подключения до двадцати устройств и т.д. Интересно, что хаб получил HD-экран, но не для отображения контента, а как элемент управления.

Huawei показал свой базовый роутер, а также две его модификации, причем все три модели построены на чипе Balong 500, разработанном и произведенном китайской компанией. Но об этой модели CRN/RE писал уже, поэтому сейчас подробно останавливаться на ней не будем.

Смартфон в качестве роутера

Для доступа к сетям «пятого поколения» уже представлены и роутеры, и встраиваемые модемы, однако, в таком качестве могут быть использованы и смартфоны — ведь каждый android-девайс буквально в два клика можно превратить в точку доступа. Заметим, что в большинстве случаев смартфоны будут использовать именно в таком качестве — ведь вряд ли задачи, выполняемые на мобильном устройстве, будут требовать пропускной способности 5G-соединения.

Samsung, как было сказано выше, объявил 5G-смартфон первым, но крайне расплывчато называл сроки появления такой версии своего флагмана — «летом 2019 года». Но из-за ситуации с бумом, который мы рассматриваем, по некоторым данным вендор изменил первоначальные планы и собирается выпустить смартфон уже в апреле, как сообщает Engadget.

Xiaomi не стала усложнять и в качестве своего первого смартфона представила обновленную версию Mi Mix 3, которая получила в индексе суффикс «5G».

Huawei пошел таким же путем: первый 5G-смартфон вендора — это Mate 20 X 5G. Как несложно догадаться, представляющий собой топ-модель прошлого года, в которую производитель добавил собственный модем — упомянутый выше Balong 5000.

ZTE привезла на Конгресс тонкую и легкую модель Axon 10 Pro 5G. Если будет сохранена агрессивная ценовая политика, которой вендор придерживался в продвижении предшествующей топ-модели, то новинка может стать массовым решением для доступа к сетям «пятого поколения».

LG выглядит явно лучше, чем Samsung: компания представила V50 ThinkQ 5G, о котором CRN/RE писал. Любопытно, что флагманский LG G8 ThinkQ поддержки «пятого поколения» не получил. Впрочем, это неудивительно, напомним, что поддержки 5G нет у анонсированных перед MWC топовых смартфонов Samsung Galaxy S10, а также, например, у топового же Lenovo Z5 Pro GT, у новейшей Nokia 9 PureView и у других интересных моделей MWC-2019.

Sony также не объявила сроков выхода 5G-модели, показывая на стенде лишь прототип. Модель AG-1 присутствовала в ходе Конгресса сразу на двух стендах: японского вендора и Qualcomm. Последний поставит для новинки как процессорную часть, так и модем Х50. Данных о появлении коммерческого релиза аппарата пока нет. Заметим, что Sony не единственная отстающая компания в вопросе анонсов.

Nubia, бренд, принадлежащий ZTE, показала прототип смартфона все с тем же модемом Х50. Он интересен своей компактностью — сроков появления вендор не назвал, но отметил, что девайс получил суффикс «mini» в названии.

Вместо заключения

Фейерверк решений для «пятого поколения», которые были представлены на MWC, впечатляет. Однако, стоит помнить, что от анонса новой модели до ее попадания в канал может пройти значительное время — месяцы, а может, и сезоны. У российского рынка есть время на подготовку, причем как на техническую, так и на маркетинговую.

Основная проблема — придумать продукты, системы и сервисы, которые требуют 5G, ведь пользователи не будут платить за технологию, но вполне готовы приобрести новые цифровые инструменты, которые добавят им комфорта в жизни или преимуществ в конкуренции. В качестве примера приведем «5G-кинотеатр», созданный норвежским оператором сотовой связи Telia и сетью кинотеатров Odeon. Пропускная способность LTE-сетей позволяла производить «живую трансляцию» фильмов с разрешением HD, но для современного кинотеатра это недостаточно. Фильмы в UltraHD загружали на сервер и воспроизводили уже с него, теперь появилась возможность по сети «пятого поколения» транслировать UltraHD-контент напрямую, причем со степенью сжатия меньшей, чем требовал НD. Низкие задержки позволяют показывать таким способом как кинофильмы, так и живые трансляции — с фестивалей, чемпионатов, матчей, концертов и т.д. И это лишь один из примеров применения 5G.

Основные вложения в «пятое поколение», как легко догадаться, будут делать операторы сотовой связи, но готовиться к появлению устройств нового типа следует и ритейлерам, и интеграторам. Поставки новинок будут относительно невелики в натуральном выражении, но они будут представлены в топовом сегменте, а поэтому спрос на них будет высок, требования к скорости поставок особо острые, а это значит, что к ситуации нужно быть готовым и дистрибьюторам.

Источник: Редакционный материал